ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 1250
Скачиваний: 9
Выделяют несколько видов государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование. В унитарных государствах существует единая структура государственного аппарата на всей территории страны: один президент, одно правительство, один парламент, которые распространяют свою юрисдикцию на всю страну, все административно-территориальные единицы имеют равный одинаковый юридический статус, но в политическом плане эти единицы не обладают самостоятельностью и подчиняются центральному руководству; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; функционирует единая денежная, налоговая и кредитная система.
Федерация
– это союзное государство, субъекты
которого обладают самоограниченным
государственным суверенитетом. Она
является более сложной формой
государственного устройства. В
федеративном государстве его территория
состоит из территорий входящих в него
субъектов.
В таком государстве
существуют как общефедеральные органы
власти, так и высшие государственные
органы субъектов федерации (республик,
штатов и т. д.). Каждый субъект имеет
собственную исполнительную, законодательную
и судебную власть. Причем эти органы
власти обладают своей сферой полномочий,
в которую никакой другой орган федерации
не имеет права вмешиваться, субъекты
обладают определенной политической
самостоятельностью. Отношения между
субъектами и федерацией определяются
конституцией либо договорами.
Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств на договорной основе для достижения определенных целей (экономических, военных, политических). При конфедерации создаются органы управления общие для всех государств. Сами государства сохраняют свою самостоятельность и независимость. Порядок вступления и выхода из конфедерации определяется государствами, входящими в ее состав.
Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.
Политико-правовые режимы весьма разнообразны, поскольку на них влияют многие обстоятельства, в частности, сущность и форма государственного устройства и правления, характер законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и др.
Все
многообразие политико-правовых режимов
принято сводить
к двум основным
разновидностям – демократическим
и недемократическим.
Политико-правовая сторона демократического
политико-правового
режима характеризуется следующими
признаками:
-
плюрализм в общественно-политической жизни;
-
реализация принципа разделения властей;
-
защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;
-
создание эффективных механизмов прямого участия населения
в осуществлении государственной власти через избирательную систему; -
предоставление свободы личности в выборе сферы общественной деятельности, в том числе экономической;
-
законодательная база, отражающая объективные потребности личности и общества.
Содержательная сторона недемократических режимов прямо противоположна вышеперечисленным признакам демократического режима. Ее основные характеристики:
-
господство одной политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности;
-
ограничение политических прав и свобод граждан;
-
низкий экономический уровень жизни народа;
-
злоупотребление карательными мерами воздействия на инакомыслящих и использование принуждения в осуществлении методов управления;
-
милитаризация общественной жизни.
3. Сущность права
Право – это система общеобязательных юридических норм, которые устанавливаются, охраняются государством и выступают в качестве регулятора общественных отношений.
Рассмотрим основные черты (признаки) права, которые должны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из совокупности всех других неправовых регулятивных средств:
-
Право – это совокупность норм, установленных или санкционированных государством.
-
Право – систематизированная совокупность создаваемых или санкционируемых государством правил поведения.
-
Право выражает государственную волю.
-
Право – система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, т. е. подлежащих выполнению всеми субъектами права.
-
Право и составляющие его правовые нормы всегда выступают
в определенной, официально выраженной письменной форме. -
Реализация правовых норм обеспечивается государством.
-
Право характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые
обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений.
Наиболее существенные, главные черты права проявляются в его функциях. В учебной литературе под функциями права принято понимать основные направления воздействия права на общественные отношения.
В широком (общесоциальном) смысле среди функций права выделяют:
а) экономическую (право закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения и т. д.);
б) политическую (право регулирует деятельность субъектов политической системы);
в) воспитательную (право формирует у населения убеждения в справедливости существующего общественного строя, необходимости его укрепления, развития и соответственно обосновывается необходимость обеспечения законности, правопорядка, правовой культуры).
В узком (собственно юридическом) смысле право выполняет регулятивную и охранительную функции. Под регулятивной функцией права понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их функционирование и развитие. Эта функция подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую.
Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. Решающая роль в осуществлении данной функции принадлежит институтам: права собственности, основных прав и свобод граждан, разделения властей и т. д.
Регулятивно-динамическая функция права проявляется в воздействии его на общественные отношения прежде всего путем проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических).
Охранительная функция права – это такой вид правового воздействия, который направлен на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом экономических, социальных и других правовых отношений.
4.
Правонарушение и юридическая
ответственность
правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридической ответственности.
Исходя из данного определения, можно выделить существенные признаки правонарушения:
1) правонарушение – всегда факт поведения субъекта права, выражающийся в деянии (действии или бездействии);
2) правонарушением может быть только противоправное поведение, т. е. деяние, нарушающее правовое предписание;
3) правонарушением признается только виновное деяние, т. е. такое, в котором отчетливо выражено отрицательное или легкомысленное отношение субъекта к требованиям правовой нормы;
4) правонарушением является только деяние деликтоспособного лица, т. е. лица, которое способно понимать противоправность своего действия или бездействия и осознанно нести юридическую ответственность;
5) правонарушением считается такое деяние, которое причиняет вред интересам общества, государства, конкретным лицам. Отсутствие реального вреда не позволяет считать деяние правонарушением;
6) правонарушением признается противоправное деяние, за которое предусмотрена мера государственного принуждения.
Все правонарушения в зависимости от степени общественной опасности принято разграничивать на преступления и проступки.
Преступлением признается общественно опасное виновное деяние, запрещенное уголовным законодательством, за которое предусмотрены строгие государственные санкции – наказания. Признать виновным в совершении преступления и вынести наказание может только суд. Отбывание наказания регламентируется нормами уголовно-исполнительного права. У лиц, отбывших наказание, в течение некоторого времени сохраняется судимость – правовое последствие наказания.
Правовой
проступок
– разновидность преступного деяния,
которое признается общественно вредным,
но не общественно опасным и влечет за
собой правовые взыскания. Проступки
различаются между собой по сферам
правопорядка, которым они приносят
ущерб, и по видам взыскания.
К
проступкам относятся:
1) административное правонарушение (проступок) – виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое государством предусмотрена административная ответственность;
2) дисциплинарный проступок – противоправное виновное нарушение трудовой, воинской или учебной дисциплины, за которое налагаются дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение и некоторые другие виды взысканий, соответствующие специфике той или иной службы);
3) гражданское правонарушение (деликт) – причинение неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу. Сюда также относятся заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника и др. Гражданско-правовые санкции имеют форму принудительного возмещения причиненного вреда, восстановления нарушенного права, исполнения невыполненной обязанности.
юридическая ответственность – это особая субъективная обязанность лица, совершившего правонарушение, отвечать за содеянное, т. е. претерпевать предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие последствия. Исходя из данного определения, юридическая ответственность имеет следующие черты:
1) является личной субъективной обязанностью конкретного правонарушителя отвечать за содеянное;
2) факт совершения правонарушения обусловливает возникновение субъективной ответственности;
3)
является особой субъективной обязанностью,
заключающейся
в необходимости
претерпевать правонарушителем карающие
санкции, неотъемлемым элементом которых
является наказание со стороны государства
за совершение правонарушения;
4) предполагает доказанность наличия вины у правонарушителя.
В зависимости от того, какой отраслью права предусмотрена ответственность, она подразделяется на следующие виды:
1.
Уголовную –
возникает в связи с совершением
преступления
и характеризуется
наиболее жесткими мерами государственного
воздействия по отношению к правонарушителю.
Порядок привлечения лица к уголовной
ответственности и реализация ее детально
регламентируются уголовно-процессуальным
и уголовно-исполнительным законодательствами.
2. Административную – реализуется в рамках законодательства об административных правонарушениях. Данный вид ответственности наступает за совершение административных проступков, дела о которых рассматриваются административными комиссиями при местных исполнительно-распорядительных органах, судьями по административным делам, органами внутренних дел и государственных инспекций, а также другими, уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
3. Дисциплинарную – основаниями ее являются дисциплинарные проступки. Нарушители привлекаются к ответственности представителями администраций предприятий, организаций, учреждений.
4. Гражданско-правовую – это прежде всего имущественная ответственность, наступающая для физических и юридических лиц вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъективной гражданско-правовой обязанности. Особенность данного вида ответственности состоит в том, что применяемые санкции носят, как правило, правовосстановительный характер; правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свою обязанность, вытекающую из санкций правовой нормы.
5. Материальную – заключается в обязанности работников предприятия возместить ущерб, причиненный по их вине предприятию.
5.
Понятие, виды и порядок вступления в
силу
нормативных актов
В
Республике Беларусь принят Закон «О
нормативных правовых
актах Республики
Беларусь»,
который определяет понятие нормативного
акта, виды актов и порядок вступления
в силу нормативных актов.
нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Основные черты нормативно-правового акта:
– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;
– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;
– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;
– адресован неопределенному кругу лиц.
Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», к основным видам нормативных правовых актов относятся:
1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
2. Решения референдумов – нормативные правовые акты, направленные на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятые республиканским или местным референдумом.
3. Программные законы – законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.
4. Кодексы (нормативные правовые акты) – единые законодательные акты, в которых объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.
5.
Законы –
нормативные правовые акты, закрепляющие
принципы
и нормы регулирования
наиболее важных общественных отношений.
6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.
8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания в случаях, предусмотренных Конституцией.
9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.