Файл: М-535.Основы права в вопросах и ответах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 1250

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют несколько видов государственного устройства – унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование. В унитарных государствах существует единая структура государственного аппарата на всей территории страны: один президент, одно правительство, один парламент, которые распространяют свою юрисдикцию на всю страну, все административно-территориальные единицы имеют равный одинаковый юридический статус, но в политическом плане эти единицы не обладают самостоятельностью и подчиняются центральному руководству; имеется одна конституция, применяется единая система законодательства; функционирует единая денежная, налоговая и кредитная система.

Федерация – это союзное государство, субъекты которого обладают самоограниченным государственным суверенитетом. Она является более сложной формой государственного устройства. В федеративном государстве его территория состоит из территорий входящих в него субъектов.
В таком государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов и т. д.). Каждый субъект имеет собственную исполнительную, законодательную и судебную власть. Причем эти органы власти обладают своей сферой полномочий, в которую никакой другой орган федерации не имеет права вмешиваться, субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Отношения между субъектами и федерацией определяются конституцией либо договорами.

Конфедерация в отличие от федерации представляет собой не союзное государство, а союз государств на договорной основе для достижения определенных целей (экономических, военных, политических). При конфедерации создаются органы управления общие для всех государств. Сами государства сохраняют свою самостоятельность и независимость. Порядок вступления и выхода из конфедерации определяется государствами, входящими в ее состав.

Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Политико-правовые режимы весьма разнообразны, поскольку на них влияют многие обстоятельства, в частности, сущность и форма государственного устройства и правления, характер законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и др.

Все многообразие политико-правовых режимов принято сводить
к двум основным разновидностям –
демократическим и недемократическим. Политико-правовая сторона демократического политико-правового режима характеризуется следующими признаками:

  1. плюрализм в общественно-политической жизни;

  2. реализация принципа разделения властей;

  3. защита личности от произвола и беззакония, учет интересов не только большинства, но и меньшинства, учет индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан;

  4. создание эффективных механизмов прямого участия населения
    в осуществлении государственной власти через избирательную систему;

  5. предоставление свободы личности в выборе сферы общественной деятельности, в том числе экономической;

  6. законодательная база, отражающая объективные потребности личности и общества.


Содержательная сторона недемократических режимов прямо противоположна вышеперечисленным признакам демократического режима. Ее основные характеристики:

  1. господство одной политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

  2. ограничение политических прав и свобод граждан;

  3. низкий экономический уровень жизни народа;

  4. злоупотребление карательными мерами воздействия на инакомыслящих и использование принуждения в осуществлении методов управления;

  5. милитаризация общественной жизни.

3. Сущность права


Право – это система общеобязательных юридических норм, которые устанавливаются, охраняются государством и выступают в качестве регулятора общественных отношений.

Рассмотрим основные черты (признаки) права, которые должны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из совокупности всех других неправовых регулятивных средств:

  1. Право – это совокупность норм, установленных или санкционированных государством.

  2. Право – систематизированная совокупность создаваемых или санкционируемых государством правил поведения.

  3. Право выражает государственную волю.

  4. Право – система правил поведения, имеющих общеобязательный характер, т. е. подлежащих выполнению всеми субъектами права.

  5. Право и составляющие его правовые нормы всегда выступают
    в определенной, официально выраженной письменной форме.

  6. Реализация правовых норм обеспечивается государством.

  7. Право характеризуется динамизмом, изменчивостью, которые
    обусловлены непрестанным развитием регулируемых правом общественных отношений.

Наиболее существенные, главные черты права проявляются в его функциях. В учебной литературе под функциями права принято понимать основные направления воздействия права на общественные отношения.

В широком (общесоциальном) смысле среди функций права выделяют:

а) экономическую (право закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения и т. д.);

б) политическую (право регулирует деятельность субъектов политической системы);

в) воспитательную (право формирует у населения убеждения в справедливости существующего общественного строя, необходимости его укрепления, развития и соответственно обосновывается необходимость обеспечения законности, правопорядка, правовой культуры).

В узком (собственно юридическом) смысле право выполняет регулятивную и охранительную функции. Под регулятивной функцией права понимают нормативное закрепление определенных общественных отношений, их функционирование и развитие. Эта функция подразделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую.

Регулятивно-статическая функция заключается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в различных нормативных правовых актах. Решающая роль в осуществлении данной функции принадлежит институтам: права собственности, основных прав и свобод граждан, разделения властей и т. д.


Регулятивно-динамическая функция права проявляется в воздействии его на общественные отношения прежде всего путем проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических).

Охранительная функция права – это такой вид правового воздействия, который направлен на защиту предусмотренных и обеспечиваемых правом экономических, социальных и других правовых отношений.



4. Правонарушение и юридическая
ответственность


правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридической ответственности.

Исходя из данного определения, можно выделить существенные признаки правонарушения:

1) правонарушение – всегда факт поведения субъекта права, выражающийся в деянии (действии или бездействии);

2) правонарушением может быть только противоправное поведение, т. е. деяние, нарушающее правовое предписание;

3) правонарушением признается только виновное деяние, т. е. такое, в котором отчетливо выражено отрицательное или легкомысленное отношение субъекта к требованиям правовой нормы;

4) правонарушением является только деяние деликтоспособного лица, т. е. лица, которое способно понимать противоправность своего действия или бездействия и осознанно нести юридическую ответственность;

5) правонарушением считается такое деяние, которое причиняет вред интересам общества, государства, конкретным лицам. Отсутствие реального вреда не позволяет считать деяние правонарушением;

6) правонарушением признается противоправное деяние, за которое предусмотрена мера государственного принуждения.

Все правонарушения в зависимости от степени общественной опасности принято разграничивать на преступления и проступки.

Преступлением признается общественно опасное виновное деяние, запрещенное уголовным законодательством, за которое предусмотрены строгие государственные санкции – наказания. Признать виновным в совершении преступления и вынести наказание может только суд. Отбывание наказания регламентируется нормами уголовно-исполнительного права. У лиц, отбывших наказание, в течение некоторого времени сохраняется судимость – правовое последствие наказания.

Правовой проступок – разновидность преступного деяния, которое признается общественно вредным, но не общественно опасным и влечет за собой правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам правопорядка, которым они приносят ущерб, и по видам взыскания.
К проступкам относятся:

1) административное правонарушение (проступок) – виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое государством предусмотрена административная ответственность;


2) дисциплинарный проступок – противоправное виновное нарушение трудовой, воинской или учебной дисциплины, за которое налагаются дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, увольнение и некоторые другие виды взысканий, соответствующие специфике той или иной службы);

3) гражданское правонарушение (деликт) – причинение неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу. Сюда также относятся заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение прав собственника и др. Гражданско-правовые санкции имеют форму принудительного возмещения причиненного вреда, восстановления нарушенного права, исполнения невыполненной обязанности.

юридическая ответственность – это особая субъективная обязанность лица, совершившего правонарушение, отвечать за содеянное, т. е. претерпевать предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие последствия. Исходя из данного определения, юридическая ответственность имеет следующие черты:

1) является личной субъективной обязанностью конкретного правонарушителя отвечать за содеянное;

2) факт совершения правонарушения обусловливает возникновение субъективной ответственности;

3) является особой субъективной обязанностью, заключающейся
в необходимости претерпевать правонарушителем карающие санкции, неотъемлемым элементом которых является наказание со стороны государства за совершение правонарушения;

4) предполагает доказанность наличия вины у правонарушителя.

В зависимости от того, какой отраслью права предусмотрена ответственность, она подразделяется на следующие виды:

1. Уголовную – возникает в связи с совершением преступления
и характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия по отношению к правонарушителю. Порядок привлечения лица к уголовной ответственности и реализация ее детально регламентируются
уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательствами.

2. Административную – реализуется в рамках законодательства об административных правонарушениях. Данный вид ответственности наступает за совершение административных проступков, дела о которых рассматриваются административными комиссиями при местных исполнительно-распорядительных органах, судьями по административным делам, органами внутренних дел и государственных инспекций, а также другими, уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

3. Дисциплинарную – основаниями ее являются дисциплинарные проступки. Нарушители привлекаются к ответственности представителями администраций предприятий, организаций, учреждений.

4. Гражданско-правовую – это прежде всего имущественная ответственность, наступающая для физических и юридических лиц вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъективной гражданско-правовой обязанности. Особенность данного вида ответственности состоит в том, что применяемые санкции носят, как правило, правовосстановительный характер; правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свою обязанность, вытекающую из санкций правовой нормы.


5. Материальную – заключается в обязанности работников предприятия возместить ущерб, причиненный по их вине предприятию.



5. Понятие, виды и порядок вступления в силу
нормативных актов


В Республике Беларусь принят Закон «О нормативных правовых
актах Республики Беларусь
», который определяет понятие нормативного акта, виды актов и порядок вступления в силу нормативных актов.

нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Основные черты нормативно-правового акта:

устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

адресован неопределенному кругу лиц.

Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», к основным видам нормативных правовых актов относятся:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

2. Решения референдумов – нормативные правовые акты, направленные на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятые республиканским или местным референдумом.

3. Программные законы – законы, принимаемые в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) – единые законодательные акты, в которых объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, закрепляющие принципы
и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания в случаях, предусмотренных Конституцией.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.