ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 6162

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона о гражданстве «ребенок, кото­рый является иностранным гражданином или лицом без граж­данства, при усыновлении супругами, один из которых являет­ся гражданином Республики Беларусь, а другой - иностран­ным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей».


3.4. Основания прекращения гражданства

Республики Беларусь

Выход из гражданства является наиболее часто встречаю­щимся основанием его прекращения.

Основными причинами выхода из гражданства является заключение брака с иностран­ным гражданином, возвращение на этническую родину, уст­ройство на работу за границей.

В Беларуси, как и в большинстве других стран мира, пре­дусмотрен разрешительный порядок выхода из гражданства. Помимо зявления лица, желающего выйти из гражданства,

не­обходимо получение согласия государства.

Оно не может быть получено в случаях, прямо предусмотренных ст. 20 Закона о гражданстве, которая гласит: «Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Респуб­лики Беларусь:

- является обвиняемым либо в отношении его имеется всту­пивший в законную силу и подлежащий исполнению обвини­тельный приговор суда;

- имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее адми­нистративно-территориальными единицами, юридическими и фи­зическими лицами;

- не имеет иного гражданства или гарантий его приобрете­ния».

Практически всегда выходу из гражданства предшествует либо совпадает с ним по времени выезд на постоянное или временное место жительства за границу. Поэтому на практике обстоятельства, которые препятствуют такому выезду, служат одновременно и препятствием к выходу из гражданства. Их перечень установлен ст. 7 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. № 49-3 «О порядке выезда из Республи­ки Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Респуб­лики Беларусь».

Важно подчеркнуть, что белорусское законодательство в соответствии с международно-правовыми нормами (в частно­сти, ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.)

не предусматривает возможности лишения гражданства по инициативе государства, что ранее достаточно широко прак­тиковалось в бывшем Союзе ССР для расправы с неугодными властям лицами.

Вместе с тем согласно ст. 19 Закона о гражданстве граж­данство Республики Беларусь утрачивается:

  1. вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в
    полицию, органы безопасности, юстиции или иные государ­
    ственные органы иностранного государства при отсутствии
    оснований, предусмотренных ст. 20 настоящего Закона;

  2. по заявлению родителей (единственного родителя) в отно­
    шении ребенка, приобретшего по рождению наряду с граж­
    данством иностранного государства гражданство Республи­
    ки Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ре­
    бенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с
    согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нота­
    риально удостоверенного;

  3. по основаниям, предусмотренным международными догово­
    рами Республики Беларусь.



    1. Порядок рассмотрения вопросов гражданства

Законом о гражданстве, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республи­ки Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 \ в редакции от 29 декаб­ря 2006 г. № 755, с изм. и доп. на 13 августа 2010 г. № 422, определены государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а также детально регла­ментирован порядок их деятельности.

К ним относятся орга­ны внутренних дел - по отношению к лицам, постоянно про­живающим в Республике Беларусь, а также органы диплома­тической службы — по отношению к лицам, постоянно прожи­вающим за границей.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Рес­публики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства — шести месяцев, о приобретении граждан­ства в порядке регистрации двух месяцев (ст. 34 Закона о гражданстве).

Решения по вопросам гражданства, принятые Президен­том Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верхов­ный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции. Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполно­моченными Президентом Республики Беларусь, могут быть об­жалованы в областные, Минский городской суды. Необосно­ванный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие не­правомерные действия должностных лиц по вопросам граж­данства могут быть также обжалованы в суд.


§ 4. Правовой статус иностранцев

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно понима­ют как иностранных граждан, т.е. лиц, имеющих граждан­ство иностранного государства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутрен­ним законодательством каждого государства, так и междуна­родно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев -это правовой статус, определяющий объем их прав и обязан­ностей на территории государства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев:

353

  1. национальный режим, означающий уравнивание иностран­
    цев в правах с гражданами данного государства. Он может
    быть предусмотрен как внутригосударственным законода­
    тельством, так и международными договорами. Обычно та­
    кое уравнивание устанавливается лишь на условиях взаим­
    ности, причем на практике невозможно полностью прирав­
    нять иностранцев к собственным гражданам;

  2. режим наибольшего благоприятствования означает, что ино­
    странцам предоставляются в какой-либо области права и
    свободы, либо устанавливаются такие обязанности, какие
    предусмотрены для граждан любого третьего государства.




Таким образом, этот режим должен быть не менее благо­приятным, чем режим, который распространяется на любое третье государство. Его природа носит исключительно дого­ворный характер. Он может предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправления правосудия;

3) специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зрения, в соответствии с которой это бо­лее жесткий режим по сравнению с двумя вышеназванны­ми, означающий ограничение прав иностранцев по сравне­нию со статусом граждан данного государства, а также воз­ложение на них дополнительных обязанностей. Другие авторы (Л.Н. Анисимов, Г.В. Игнатенко) считают, что специальный режим характеризуется предоставлением оп­ределенных привилегий и преимуществ. Например, в сфере при­граничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих, расквартированных на территории инос­транных государств.

Представляется, что в обоих случаях речь идет о различ­ных чертах специального режима, главной особенностью кото­рого является неравное положение иностранцев, которое мо­жет выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и преимуществ.

§ 5. Правовой статус иностранцев в Республике Беларусь

5.1. Общие положения

Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь, рядом за­конодательных актов, включая Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»., а также иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Таким образом, в нашей стране, как и в большинстве других государств мира, основным правовым режимом иностранцев является нацио­нальный режим. В то же время в необходимых случаях этот режим дополнен специальным режимом.

5.2. Личные права и свободы иностранцев

Согласно ст. 7 Закона о правовом положении иностран­ных граждан «иностранцам в Республике Беларусь в соответ­ствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законо­дательными актами Республики Беларусь гарантируются не­прикосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы».

Задержанные или заключенные под стражу, домашний арест иностранцы без промедления должны быть проинформированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства согласно ст. 31 Конституции Республики Беларусь вправе самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совмес­тно с другими исповедовать любую религию или не исповедо­вать никакой, выражать и распространять убеждения, связан­ные с отношением к религии, участвовать в отправлении рели­гиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.


Вместе с тем определенные ограничения их права на свобо­ду совести и религии закреплены в Законе Республике Бела­русь от 17 декабря 1992 г. № 2054-ХП «О свободе совести и религиозных организациях», с изм. и доп. на 4 января 2010 г. № 109-3. Так, согласно ст. 14 указанного Закона иностранцы не могут выступать в качестве учредителей религиозных об­щин, а согласно ст. 13 - быть руководителями религиозных

организаций. В соответствии со ст. 29 Закона «О свободе сове­сти и религиозных организаций» «иностранный гражданин, лицо без гражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеваться или сокра­щаться в соответствии с законодательством Республики Бела­русь».

Статья 15 Закона о правовом положении иностранных граж­дан закрепляет право иностранцев на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение нацио­нальных традиций и обычаев в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь.

Согласно ст. 30 Конституции Республики Беларусь граж­дане Беларуси вправе «беспрепятственно» въезжать на ее тер­риторию. Гражданину ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен въезд на территорию своего государства. Инос­транцы же могут въезжать в Республику Беларусь лишь при наличии визы (т.е. разрешения), предоставляющего иностран­цу право на пересечение государственной границы Республики Беларусь в целях въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь, пребывания в Республике Беларусь или транзитного проезда через территорию Республики Бела­русь в течение срока, указанного в данном разрешении, и офор­мленного в порядке, установленном законодательством Рес­публики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Визы иностранцам выдаются в порядке, определенном Визо­выми правилами, утвержденными постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 1065 1.

Согласно ст. 33 Закона о правовом положении иностран­ных граждан в определенных случаях иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь.

Решение об отказе во въезде в Республику Беларусь может повлечь за собой включение иностранца в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.


5.3. Политические права и свободы иностранцев

В сфере политических прав и свобод права иностранцев в наибольшей степени ограничены по сравнению с правами граж­дан Республики Беларусь. Это объясняется тем, что традици­онно право на управление государственными делами всегда «ре­зервируется» за собственными гражданами. В частности, инос­транцы не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также прини­мать участие в референдумах (ст. 19 Закона о правовом поло­жении иностранных граждан). Единственное исключение из этого правила установлено ст. 58 Избирательного кодекса Рес­публики Беларусь, согласно которой граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Сове­тов депутатов в соответствии с международным договором Рес­публики Беларусь и Российской Федерацией.


Иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Однако не допускается членство иностранцев в политических партиях Республики Беларусь и иных обществен­ных объединениях, преследующих политические цели, а также финансирование ими их деятельности (ст. 9 Закона о право­вом положении иностранных граждан, ст. 13 Закона Респуб­лики Беларусь «О политических партиях»).

Иностранцы не вправе быть инициаторами проектов зако­нов (ст. 97, 99 Конституции Республики Беларусь), не могут выступать организаторами митингов, шествий и демонстраций.

5.4. Социально-экономические права и свободы иностранцев

Объем социально-экономических прав и свобод, которыми обладают иностранцы, в решающей степени зависит от режи­ма их пребывания. Так, постоянно проживающие в Республи­ке Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь,

здоровья, право на образование, право на отдых, право на жи­лище и другие права, закрепленные в Конституции Республики Беларусь. Отдельные исключения из этого правила могут быть закреплены в законодательных актах либо международных до­говорах Республики Беларусь. Так, например, Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств — учас­тников СНГ, подписанное в марте 1997 г. предусматривает, что плановая медицинская помощь лицам, постоянно прожи­вающим на территории Беларуси на основании вида на жи­тельство, оказывается на платной основе.

Социально-экономические права иностранцев, временно пре­бывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предприни­мательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяются законодательными актами и междуна­родными договорами Республики Беларусь.

Определенные ограничения для иностранцев существуют в сфере права на труд. Согласно ст. 20 Закона о правовом поло­жении иностранных граждан иностранцы не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законода­тельством Республики Беларусь связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

В частности, согласно ст. 48 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 «О прокуратуре Республики Бела­русь», с изм. и доп. на 31 декабря 2009 г. № 114-3, на долж­ности прокурорских работников могут назначаться только граж­дане Республики Беларусь.

Согласно ст. 51 Кодекса торгового мореплавания Респуб­лики Беларусь должности капитана судна, старшего помощни­ка капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста могут занимать только граждане Республики Беларусь, если иное не предусмотрено белорусским законодательством.