Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятия организации и развития коммерческой деятельности предприятий
1.1 Сущность и направления коммерческой деятельности предприятий
1.2 Совершенствование организации коммерческой деятельности
2. Организация коммерческой деятельности ООО «Виктория»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ продаж товаров магазина
2.3 Организация обслуживания покупателей
2.4 Организация выкладки товаров
3. Пути улучшения организации коммерческой деятельности ООО «Виктория»
3.1. Мероприятия по повышению эффективности управления продажами
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций
Прибыль от деятельности используется на возмещение материальных затрат, осуществление обязательных платежей и отчислений (уплату налогов, оплату труда работникам и т.д.). Оставшаяся чистая прибыль направляется на развитие и расширение предприятия, и другие цели по усмотрению руководства.
Активы магазина возросли за два года на 3400 тыс. руб. Всю сумму активов составляют оборотные средства.
Проведем анализ финансовой устойчивости ООО «Виктория» по следующим направлениям:
- расчет коэффициентов финансовой устойчивости
- анализ динамики и структуры оборотных средств
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Для оценки финансовой устойчивости следует рассчитать следующие коэффициенты:
-коэффициент автономии, который характеризует независимость финансового состояния от заемных средств:
КA = М / ∑И, (1)
где М – собственные средства
∑ И – общая сумма источников.
Минимальное значение коэффициента принимается на уровне 0,6.
За 2016 год КA = 1401 / 3580 = 0,391
За 2017 год КA = 1646 / 3400 = 0,484
Рост значения коэффициента свидетельствует о полной финансовой независимости магазина.
Коэффициент финансовой устойчивости представляет собой соотношение заемных и собственных средств:
КУ = М / (К + З) (2)
где М – собственные средства
З – заемные средства
К – кредиторская задолженность и другие пассивы.
За 2016 год КУ = 1401 / 2179 = 0,643
За 2017 год КУ = 1646 / 1754 = 0,938.
Коэффициент финансовой устойчивости повысился на 0,295 единиц, это говорит об увеличении части актива, которая финансируется за счет устойчивых источников, то есть тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время.
Проанализируем рыночную устойчивость магазина в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициенты рыночной устойчивости магазина
Показатель |
2016 |
2017 |
Уровень чистого оборотного капитала |
0,391 |
0,484 |
Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами |
0,612 |
0,675 |
[Составлена автором, на основании бухгалтерской и финансовой отчетности]
Собственные оборотные средства составляют более 48,4% в структуре имущества. Это довольно хороший показатель для магазина. Уровень чистого оборотного капитала увеличился в сравнении с 2016 годом.
Для более подробного анализа финансового состояния магазина рассчитаем основные показатели рентабельности предприятия
Таблица 5
Расчет показателей рентабельности магазина
Показатель |
2016 |
2017 |
Изменение |
Рентабельность реализованной продукции (рентабельность издержек) |
1,453 |
1,127 |
-0,326 |
Рентабельность производства |
6,594 |
7,011 |
0,417 |
Рентабельность активов (общая рентабельность) |
4,218 |
5,029 |
0,811 |
Рентабельность собственного капитала |
10,778 |
10,889 |
0,111 |
Рентабельность продаж |
1,433 |
1,515 |
0,082 |
[Составлена автором, на основании бухгалтерской и финансовой отчетности]
Практически все показатели рентабельности, исключая рентабельность издержек, которая снизилась на 0,326 %, имеют тенденцию к увеличению, следовательно, можно сделать заключение об эффективной работе магазина.
В процессе анализа экономических показателей деятельности предприятия выявлено: выручка магазина с 2016 года увеличилась на 45,52% или на 4799 тыс. руб. Себестоимость продаж так же имеет тенденцию к росту на 35,51% или на 4179 тыс. руб. Это связано с повышением закупочных цен на товар.
Возросли и коммерческие расходы, в основном это расходы на рекламу магазина и арендная плата, так помещение и основные средства предприятия арендованы, они возросли на 41,6%.
В итоге, чистая прибыль магазина увеличилась на 20 тыс. руб. или на 13,2%. Все показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению, следовательно, можно заключить, что магазин имеет устойчивое финансовое положение.
2.2. Анализ продаж товаров магазина
Ассортиментная политика ООО «Виктория» основана на анализе покупательского спроса на товары. В конце каждого месяца заведующие отделами совместно с товароведом и директором магазина отслеживают по количеству и наименованию проданные продукты с целью выявления наиболее продаваемых товаров.
Руководители магазина регулярно сравнивают информацию о финансовых результатах, как изменяется прибыль, если сократить, или увеличить товарную линейку.
Для оптимально составленного ассортимента товаров большое значение имеет учет месторасположения магазина. ООО «Виктория» расположен в густонаселенном районе, основными покупателями магазина являются семейные люди, создался круг постоянных покупателей, живущих не далеко, много покупок совершают для детей – сладости и кондитерские изделия, то есть при анализе ассортимента товаров используется социально-демографический фактор.
Большое удобство для анализа приносит современные электронные ценники, то есть существует возможность проследить в течении времени за наиболее продаваемым товаром, составить некую статистику.
Анализ проданных товаров с целью выявления проводится по группам товаров:
Таблица 6
Динамика продаж ассортимента товаров
Товары и товарные группы |
2016 |
2017 |
Отклонение |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
|
Бакалея в т. ч: |
1835 |
17,4 |
2835 |
18,48 |
1001 |
Макаронные изделия |
1726 |
6,88 |
1825 |
5,37 |
99 |
Крупы |
863 |
8,18 |
925 |
6,02 |
62 |
Чай, кофе |
28 |
0,26 |
30 |
0,19 |
2 |
Пряности |
0,8 |
0,03 |
1,5 |
0,09 |
0,7 |
Сахар, мука |
1125 |
10,67 |
1953 |
12,07 |
828 |
Безалкогольная продукция в т. ч. |
136 |
1,29 |
145 |
1,21 |
9 |
Соки, воды |
192 |
1,82 |
181 |
1,18 |
29 |
Кока-кола |
156 |
1,48 |
136 |
0,88 |
-20 |
Алкогольная продукция в т. ч. |
2986 |
18,32 |
2861 |
17,99 |
-125 |
Пиво |
1426 |
13,52 |
1526 |
12,64 |
-346 |
Водка |
1562 |
14,81 |
1126 |
7,34 |
-100 |
Вино |
327 |
3,10 |
326 |
2,12 |
-1 |
Кондитерские изделия |
725 |
6,87 |
925 |
6,02 |
200 |
Хлебобулочная продукция |
896 |
8,5 |
945 |
6,16 |
49 |
Молочная продукция |
1859 |
17,63 |
3387 |
22,07 |
1528 |
Колбасная продукция |
2869 |
27,21 |
4374 |
28,51 |
1505 |
Консервация, в т. ч. |
186 |
1,76 |
256 |
1,66 |
70 |
Рыбные и мясные консервы |
165 |
1,56 |
180 |
1,17 |
15 |
Плодоовощная консервация |
16 |
0,15 |
21 |
0,13 |
5 |
Замороженные продукты, в т. ч. |
289 |
2,74 |
325 |
2,12 |
36 |
Морепродукты |
178 |
1,69 |
186 |
1,21 |
8 |
Полуфабрикаты замороженные |
189 |
0,79 |
256 |
1,67 |
67 |
Овощи, фрукты |
726 |
6,88 |
896 |
5,84 |
170 |
Яйцо |
593 |
5,63 |
698 |
4,55 |
105 |
Детское питание |
1642 |
15,57 |
1745 |
11,38 |
103 |
Прочие продовольственные товары |
589 |
15,57 |
569 |
3,71 |
-20 |
Сопутствующие непродовольственные товары |
786 |
7,45 |
869 |
5,66 |
83 |
Итого выручка |
10541 |
100 |
15340 |
100 |
4799 |
[Составлена автором, на основании внутренней отчетности]
Проанализируем реализацию товаров ООО «Виктория» по категориям продуктов в 2016-2017 гг.
Рисунок 2 - Доля групп товаров в общем товарообороте предприятия
[Составлена автором, на основании табл. 6]
Данный анализ сделан по объему реализации товаров в стоимостном выражении. Видно, что наибольший удельный вес проданных товаров в 2016 году составляют колбасные изделия – 27,21%, а в 2017 году 28,51%, далее идут алкоголь 18,32% в 2016 году, а в 2017 году -17,99 Видно, что группы наиболее продаваемой продукции варьируются в процентном отношении.
Но это не значит, что при следующей заявке приоритет будет отдан колбасным изделиям, анализируются в группах товаров и цены и марки и производитель.
В магазине ООО «Виктория» представлен товар более 3590 наименований, например, только хлебобулочных изделий более 22 наименований, колбасных более 29 наименований, причем разных производителей и с довольно большим разбегом цен. Наиболее ходовые и прибыльные позиции присутствуют на полках всегда.
Большим плюсом является то, что в данном магазине есть практически «фирменный» товар. Предприятие заключило договор на прямую поставку молочных изделий с местными фермерами. Постоянные покупатели всегда имеют возможность приобрести свежие молочные и кисломолочные продукты, творог, сыр, масло на развес – практически домашнего производства, а цены ниже, чем в других магазинах. Поэтому по объему продаж в количественном измерении данная продукция занимает, намного лучшие позиции, чем в денежном выражении, но необходимо заметить, что постоянные покупатели, приходя за молочными изделиями, делают покупки и других товаров. Вместе с этим, имеют место и виды молочной продукции, которые практически не покупаются. Данная продукция есть и в колбасных изделиях, особенно это касается дорогих сырокопченых колбас.
Аналогичные договора заключены и с поставщиками кондитерских изделий, в магазине продается более 36 видов пирожных, тортов и печенья от производителя, минуя посредника. В магазине, практически нет ни одного вида товара в единственном наименовании, то есть каждого вида товаров представлено не менее 10 наименований разнообразных как по производителям, так и по ценам. За этим постоянно следят товаровед и зав. отделами.
2.3 Организация обслуживания покупателей
В магазине «Виктория» обслуживание покупателей ведется двумя способами – по системе самообслуживания и через прилавок. Сочетание двух данных методов обеспечивает увеличение товарооборота магазина.
Рассмотрим поэтапно данные методы, применяемые в магазине.
В магазине «Виктория» в части самообслуживания рационально используются торговые площади благодаря гибкому соотношению торговых и складских помещений. Если в обычном магазине витрины с товаром располагается лишь по периметру, то в магазине «Виктория» все площади вместе с кассовой зоной используются для представления товара.
Рассчитав коэффициент установочной площади магазина, который показывает отношение установочной площади к площади торгового зала можно определить эффективность использования торговых площадей магазина:
Kyп = S т.об/ S тз, (3)
Где S т. об – установочная площадь;
S т.тз. – общая площадь торгового зала.
K yп = 155 / 486 = 0,32.
Анализ соответствия коэффициентов установочной и экспозиционной площади рекомендуемым значениям приведен в таблице.
Таблица 7
Коэффициент установочной площади
Показатели |
Значения |
Коэффициент установочной площади для магазина магазинов продовольственных товаров (рекомендуемое значение) |
0,25-0,35 |
Коэффициент установочной площади (фактическое значение) |
0,32 |
Отклонение |
0 |
[Составлена автором]
Наиболее распространенным типом оборудования являются - горки пристенные и островные. Так же товар разложен на поддонах, в корзинах -фрукты и овощи, в холодильном оборудовании, кассетах, и другом оборудовании. Оптимальное значение данного коэффициента от 0,25 до 0,35.
Для работников магазина администрацией разработаны стандарты обслуживания, с которым каждый работник обязан ознакомиться.
В стандартах обслуживания покупателей магазина большая роль отводится вежливости, внешнему виду продавца, их вниманию к покупателю.
Торговое обслуживание, с одной стороны, это предоставление потребителю услуг; обслуживание, направленное от продавца к покупателю. С другой стороны - это обслуживание, направленное на перемещение товаров, оно носит материальный характер, косвенно воздействует на потребителей в целом и на каждого покупателя. Обслуживание покупателей в магазине «Виктория» начинается с чистоты и порядка, с улыбки продавца, одетого в специальную форму, с большого выбора товаров.