Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы понятия организации и развития коммерческой деятельности предприятий
1.1 Сущность и направления коммерческой деятельности предприятий
1.2 Совершенствование организации коммерческой деятельности
2. Организация коммерческой деятельности ООО «Виктория»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ продаж товаров магазина
2.3 Организация обслуживания покупателей
2.4 Организация выкладки товаров
3. Пути улучшения организации коммерческой деятельности ООО «Виктория»
3.1. Мероприятия по повышению эффективности управления продажами
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных рекомендаций
Данные мероприятия должны реализоваться в комплексе в соответствие со сложившейся ситуацией на рынке товаров и услуг, поскольку все меры связаны между собой и представляют собой комплекс организационных, технических и оперативных мер, в целом направленных на привлечение большего числа покупателей и соответственно улучшение финансовых показателей [4, с. 195].
Таким образом, согласно вышесказанному, можно заключить, что коммерческая деятельность любого торгового предприятия, будь то небольшой магазин или крупная торговая сеть, направлена на обеспечение доведения товаров до покупателей и торговое обслуживание с учетом требований текущей ситуации на рынке. В этой связи коммерческой работе должен быть присущ высокий динамизм, профессионализм коммерческих работников, знание текущей рыночной конъюнктуры, а также нацеленность на достижение не оперативных, а стратегических целей. С учетом перспективности сферы торговли, а также расширением ее возможностей, в том числе, выходом на новые рубежи и овладение новыми форматами, следует отметить перспективность коммерческой деятельности, направленной на новые возможности, в том числе, расширение сферы электронной торговли, изменением географии целевой аудитории[9, с. 1118–1124].
В целом, подводя итоги, следует отметить, что в условиях глобализации торговой деятельности, расширения ее форматов, усиления конкуренции на рынке и появления большого числа идентичных товаров коммерческая деятельность торгового предприятия претерпевала существенные изменения. В этой связи она нуждается в постоянном изменении и совершенствовании, но уже на несколько иных принципах. Основным должно стать внимание к интересам конечного потребителя, в связи с чем информационное обеспечение коммерческой деятельности должно приобрести приоритет перед прочими направлениями коммерческой работы. Становятся актуальными вопросы комплексного изучения рынка потребителей, а также их требований к товарам и методам их продаж, к сервисному и послепродажному обслуживанию. Развитие информационных интернет-технологий позволяет проводить такие исследования с большим размахом, большим охватом целевой аудитории и с меньшими затратами, что для торгового предприятия не менее важно, чем снижение затрат на сбыт товаров. От руководителя торговой организации в таких условиях требуется умение своевременно и правильно реагировать на все изменения, происходящие на рынке.
2. Организация коммерческой деятельности ООО «Виктория»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ООО «Виктория» - магазин продовольственных товаров. ООО «Виктория» расположен в многонаселенном районе города. На балансе предприятия не числятся основные средства, все основные средств, включая помещение, арендованы.
Сумма средней покупки на сегодняшний день составляет 397 рублей. Средний товарооборот составляет 220 тысяч рублей в сутки, данная сумма может варьироваться в зависимости от количества праздничных дней, в которые естественно, товарооборот увеличивается. Магазин обслуживает покупателей круглосуточно, рядом с магазином есть удобная парковка для автотранспорта.
Магазин «Виктория» расположен в одноэтажном отдельно стоящем здании. По размеру торговой площади магазин относится к средним торговым зданиям, так как его общая площадь составляет 700 м2, а площадь торгового зала равна 486 м2.
Площадь торгового зала магазина разделена на сектора под различные операции в магазине: торговое оборудование; для выкладки товаров; под узлы расчетов; для покупателей; для дополнительного обслуживания покупателей. Кроме торгового помещения магазин располагает помещением для приемки, хранения и подготовки к продаже товаров, подсобные помещения, для хранения тары и инвентаря, административные и бытовые помещения.
Проанализируем предприятия-конкуренты магазина ООО «Виктория».
Таблица 1
Анализ предприятий – конкурентов
№ п/п |
Характеристики |
Предприятия – конкуренты |
||
АВЕРС |
FRESH |
КАРАВАЙ |
||
1 |
Цена |
Средняя |
Высокая |
Средняя |
2 |
Качество |
Среднее |
Высокое |
Среднее |
3 |
Ассортимент |
Узкий |
Средний |
Широкий |
4 |
Качество сервиса |
Среднее |
Высокое |
Низкое |
5 |
Известность предприятия |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
6 |
Рекламная компания |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
[Составлена автором, на основании личных наблюдений]
На данный момент главным конкурентом магазина ООО «Виктория» является магазин «Fresh», так как данное предприятие имеет схожий ассортимент продаваемой продукции при высоком качестве обслуживания. Также данный магазин расположен ближе остальных конкурентов, но имеет ряд недостатков по сравнению с магазином ООО «Виктория». Во-первых, у всех конкурентов отсутствует парковка. Во-вторых, магазин ООО «Виктория» гораздо больше и просторней конкурентов, что позволяет покупателям в комфорте осуществлять покупки. В–третьих, в магазине ООО «Виктория» действует система скидок для постоянных клиентов. Магазин «Каравай» имеет очень обширную рекламную кампанию. Много средств расходуется на рекламные буклеты, листовки, но сам магазин не обладает схожим качеством обслуживания и требует ремонта. Магазин «Аверс» является самым удалённым от магазина ООО «Виктория». Имеет схожую ценовую политику. Уступает лишь скудным ассортиментом продаваемой продукции.
Организационная структура ООО «Виктория» представляет собой линейный тип управления. Всего в штате магазина числится 15 человек.
Особенностью данного типа управления является то, что сотрудники подчиняются непосредственно стоящему над ними руководителю, при этом конкретные функции отданы в ведение отдельным вертикалям. Ветви вертикалей не пересекаются. Каждый линейный руководитель имеет свои права и несет ответственность за конечный результат деятельности своих подразделений. Для данного типа управления организацией характерна строгая дисциплина и контроль. Каждый работник магазина осуществляет деятельность согласно должностной инструкции, где указаны права и обязанности.
Организационная структура ООО «Виктория» представлена на рисунке 1.
Директор магазина
Главный бухгалтер
Заведующая отделом
Операторы
Обслуживающий персонал (грузчики, уборщицы, охранники)
Зам. Зав. отделом
Товаровед
Фасовщик
Кассир по сбору выручки
Администраторы торг зала
Контролеры-кассиры
Продавцы - консультанты
Рисунок 1 - Организационная структура магазина ООО «Виктория» [Составлен автором, на основании штатного расписания предприятия]
В обязанности директора входит организация всей работы магазина, любые мероприятия по улучшению работы, обеспечение исполнения безопасности труда, укомплектование магазина необходимыми кадрами, а также контроль над работой магазина.
Администратор торгового зала несет ответственность за работу персонала непосредственно в торговом зале, следит за наличием товара на прилавках, за своевременным пополнением товаров на полках, участвует в выкладке и маркировке товаров.
Обязанности товароведа заключаются в анализе спроса на товар. Товаровед должен знать весь ассортимент магазина, принимать товар по количеству и качеству, заключать договора, ведет документацию, составляет отчётность. Так же товаровед принимает товар и при необходимости списывает и отбраковывает.
Заведующие отделами несут ответственность за качество работы подчиненных в своих отделах.
В должностные обязанности главного бухгалтера входит: работа с бухгалтерской отчетностью, внутренней и внешней документацией и корреспонденцией, составление и предоставление руководству и налоговым органам финансовой, бухгалтерской промежуточной и годовой отчетности, контроль над своевременной оплатой дебиторской и кредиторской задолженности и другие обязанности финансового характера.
Должностные обязанности кассира по сбору выручки включают в себя: прием наличных средств от продавцов при сдаче смены, осуществление внутрифирменных расчётов, формирование инкассовой документации и сдача наличности инкассаторам.
Продавец-консультант ведет консультирование покупателей, участвует в сортировке и маркировки товара, доводит до сведения заведующего отделом о спросе покупателей на ассортимент товара и другие обязанности, предусмотренные трудовым договором.
В штатном расписании работников ООО «Виктория» обозначены список должностей, должностные оклады, размеры надбавок и премий. Все руководители имеют высшее профессиональное образование. Рассматривая штат продавцов-консультантов и кассиров, можно сказать, что профессиональное образование из 10 человек имеет только 3.
Далее, рассмотрим финансово-экономические показатели деятельности ООО «Виктория». Для этой цели проанализируем бухгалтерский баланс за два года, а также отчет о финансовом состоянии предприятия, который представлен в Приложении. Данный анализ даст четкое представление о финансовом состоянии ООО «Виктория» и динамике его развития.
Таблица 2
Агрегированный баланс
Показатель |
2016 |
2017 |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение |
||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
1. Внеоборотные активы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Оборотные активы |
3580 |
100 |
3400 |
100 |
-180 |
94,97 |
2.1. Запасы |
2290 |
65,80 |
2439 |
71,73 |
149 |
106,50 |
2.2. Дебиторская задолженность |
584 |
16,31 |
464 |
13,64 |
-120 |
79,45 |
2.3Финансовые вложения |
152 |
4,24 |
114 |
3,35 |
-38 |
75,00 |
2.4. Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения |
554 |
13,65 |
383 |
11,28 |
-171 |
69,13 |
Итого по активу |
3580 |
100 |
3400 |
100 |
-180 |
94,97 |
3.Капитал и резервы |
1401 |
39,13 |
1646 |
48,41 |
245 |
117,48 |
3.1Уставной капитал |
100 |
2,79 |
100 |
2,94 |
- |
- |
4. Заемный капитал |
2179 |
60,87 |
1754 |
51,58 |
-425 |
80,49 |
4.1. Долгосрочные обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4.2. Краткосрочные кредиты |
1229 |
34,32 |
720 |
21,17 |
-509 |
58,58 |
4.3. Кредиторская задолженность |
950 |
26,53 |
1034 |
30,41 |
84 |
108,84 |
Итого по пассиву |
3580 |
100 |
3400 |
100 |
-180 |
94,97 |
[Составлена автором, на основании бухгалтерской и финансовой отчетности]
Рассматривая структуру баланса необходимо сделать следующий вывод: собственных основных средств у предприятия нет. Активы баланса состоят из оборотных активов, 71,43% которых составляют запасы, дебиторская задолженность составляет 13,64% активов, которая снизилась в сравнении с 2016 годом на 20,55%. Это свидетельствует о том, что магазин улучшил собираемость дебиторской задолженности. Денежные средства в сравнении с 2016 уменьшились на 30,87%. Анализируя пассив баланса видно, что заемный капитал уменьшился на 19,51 %, а краткосрочные кредиты на 41,42%. Предприятие выплачивает взятые ранее кредиты, и не берет новых кредитов. Кредиторская задолженность в сравнении с 2016 годом возросла на 8,84%. Увеличение кредиторской задолженности не влияет отрицательно на общее финансовое состояние предприятия, между тем, необходимо соблюдать график оплаты счетов. Можно сделать вывод, что у предприятия наибольший удельный активов, использование которых в перспективе принесет выгоду, на 71,43% составляют запасы, то есть в большей степени это товар.
Из обязательств компании наибольший удельный вес имеют заемный капитал, который составляет 51,58%. Далее сформируем сводный отчет о финансовых результатах.
Магазин является малым предприятием и применяет УСН, при этом отчетность составляется не в упрощенном виде.
Таблица 3
Сводный отчет о финансовых результатах
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
Откл.тыс. Руб. |
Откл. % |
Выручка, тыс. руб. |
10541 |
15340 |
4799 |
145,52 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
8950 |
13129 |
4179 |
146,69 |
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. |
1591 |
2211 |
620 |
138,9 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
1440 |
2040 |
600 |
141,6 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
151 |
171 |
20 |
113,2 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
151 |
171 |
20 |
113,2 |
[Составлена автором, на основании бухгалтерской и финансовой отчетности]
Выручка магазина с 2016 года увеличилась на 45,52% или на 4799 тыс. руб. Себестоимость продаж так же имеет тенденцию к росту на 46,69% или на 4179 тыс. руб. Это связано с повышением закупочных цен на товар.
Возросли и коммерческие расходы, в основном это расходы на рекламу магазина и арендная плата, они возросли на 41,6%. В итоге, чистая прибыль магазина увеличилась на 20 тыс. руб. или на 13,2%.