Файл: Роль мотивации в поведении организации (Теоретические аспекты мотивации персонала)..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
Структура персонала по возрасту, образованию и стажу работы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура персонала школьной столовой по возрасту, образованию и стажу работы на 31.12.2017 г.
Наименование |
Чел. |
Удельный вес. % |
|
Распределение по возрасту, лет |
до 30 |
1 |
25,00 |
старше 30 |
3 |
75,00 |
|
итого |
4 |
100,00 |
|
Распределение по образованию |
высшее |
1 |
25,00 |
среднее специальное |
2 |
50,00 |
|
среднее |
1 |
25,00 |
|
итого |
4 |
100,00 |
|
Распределение по стажу работы на данном предприятии, лет |
до 1 |
1 |
25,00 |
более одного года |
3 |
75,00 |
|
итого |
4 |
100,00 |
Согласно таблице 3, в 2017 г. преобладающая часть работников столовой имеют возраст от 30 лет; один работник (кухонная рабочая) – в возрасте до 30 лет. Управляющий производством имеет высшее образование; повара – среднее специальное; кухонная рабочая – среднее образование. Один работник трудится на данном предприятии первый год, остальные – более пяти лет.
Полноту экстенсивного использования персонала предприятия можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени. Фонд рабочего времени зависит от численности работников, количества дней, отработанных одним работником в среднем за год и средней продолжительности рабочего дня. Эту зависимость можно представить следующим образом:
ФРВ = Ч * Д * П, (1)
где ФРВ - фонд рабочего времени;
Ч - численность работников;
Д - количество дней, отработанных одним работником в среднем за год;
П - средняя продолжительность рабочего дня.
Результаты анализа фонда рабочего времени исследуемого предприятия, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ использования трудовых ресурсов в школьной столовой
Показатель |
Значение |
Изменение |
||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2016 к |
2017 к |
2017 |
|
Среднегодовая численность работающих, чел. |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
Отработано дней одним работающим |
220 |
248 |
225 |
28 |
-23 |
5 |
Отработано часов одним работающим |
1760 |
1984 |
1800 |
224 |
-184 |
40 |
Средняя продолжительность рабочего дня, час |
8 |
8 |
8 |
- |
- |
- |
Общий фонд рабочего времени, чел-час |
7040 |
7936 |
7200 |
896 |
-736 |
160 |
Как видно из таблицы 4, фонд рабочего времени в школьной столовой за анализируемый период возрос на 160 человек-часов, или на 2,27 %, что произошло за счет увеличения количества отработанных одним человеком дней на 5.
Интенсивность использования персонала можно оценить на основе производительности труда. Результаты расчета производительности труда работников школьной столовой представлены в таблице 5. Анализируя динамику производительности труда работающих в школьной столовой, можно отметить, что наблюдается рост выработки на 101,75 тыс.руб., или на 6,99 % по сравнению с 2015 г. Это обусловлено увеличением процента охвата школьным питанием. Во многом этому способствуют проводимые мероприятия по пропаганде питания среди детей и родителей.
Таблица 5
Анализ производительности труда работников в школьной столовой
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Оборот, тыс. руб. |
5821 |
6023 |
6228 |
Среднесписочная численность работающих, чел. |
4 |
4 |
4 |
Производительность труда, тыс.руб./год |
1455,25 |
1505,75 |
1557,00 |
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) предприятие полностью укомплектовано кадрами. На конец 2017 г. численность персонала составляет 4 чел., в том числе заведующий производством; два повара и кухонная работница. Все работники находятся в возрасте до 40 лет;
2) профессиональная структура кадров соответствует профилю предприятия общественного питания: заведующая производством имеет высшее образование, повара - среднее специальное; кухонная рабочая – среднее образование;
3) на предприятии отмечается стабильность кадрового состава: 3 работника из четырех работают более 5 лет.
2.2. Анализ методов мотивации сотрудников
Основным методом мотивации труда, используемым в школьной столовой, является заработная плата.
Система оплаты труда на предприятии – повременная. При этом заведующий производством получает оклад (табл. 6), а для остальных работников установлена почасовая система оплаты труда.
Таблица 6
Система окладов (в месяц), руб.
Категория работника |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Абсолютное изменение 2017 г. от 2015 г., руб. |
Темп роста в 2017 г. к 2015 г., % |
Заведующий производством |
30000 |
35000 |
35000 |
5000 |
116,67 |
Из данных таблицы 6 видно, что оклад заведующего производством в 2016 г. был увеличен на 16,67 % относительно уровня 2015 г.
В таблице 7 представлены данные о почасовой системе оплаты труда на предприятии.
Таблица 7
Почасовая система оплаты труда, руб.
Категория работника |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Абсолютное изменение 2017 г. от 2015 г., руб. |
Темп роста в 2017 г. к 2015 г., % |
Повара |
125 |
150 |
150 |
25 |
120,00 |
Кухонная рабочая |
80 |
95 |
95 |
15 |
118,75 |
Из данных таблицы 7 видно, что в 2016 г. были увеличены часовые тарифные ставки по всем категориям работающих. В 2017 г. оклады остались на уровне 2016 г.
В целях выявления эффективности оплаты труда на предприятии проведено анкетирование работников (таблица 8).
Таблица 8
Исследование эффективности системы оплаты труда
Вопрос |
Ответ «Да» |
Ответ «Нет» |
Устраивает ли Вас размер заработной платы? |
25,00 |
75,00 |
Устраивает ли Вас действующая система оплаты туда? |
25,00 |
75,00 |
Считаете ли Вы, что размер вашей заработной платы соответствует Вашему вкладу в результат деятельности предприятия? |
25,00 |
75,00 |
Данные таблицы 8 свидетельствуют, что лишь один работник (заведующий производством) удовлетворен размером заработной платы. И только его устраивает действующая система оплаты труда, которая на его взгляд соответствует реальному вкладу в результат деятельности предприятия. Все же остальные работники считают, что фиксированная система окладов, повременная оплата труда, не зависящая от объема оборота и числа обслуженных сдерживает рост их заработной платы: соответственно, размер заработной платы не соответствует вкладу работника в результат деятельности предприятия.
Проведенное исследование свидетельствует, что на предприятии отсутствует система премирования.
В целом проведенное исследование не позволяет характеризовать действующую в школьной столовой систему оплаты труда как эффективную, и стимулирующую к росту трудовой активности, реализации трудового потенциала персонала.
В целях повышения трудовой активности и поддержания благоприятного психологического климата в коллективе школьной столовой используются также следующие методы стимулирования труда: оказывается материальная помощь работникам предприятия в связи с семейными обстоятельствами; предоставляются подарки за счет средств предприятия по поводу дней рождения работников и в связи с государственными праздниками.
Для выявления ценностных ориентаций и мотивов труда работников проведено анкетирование работников. В таблице 9 представлены ценностные ориентации и мотивы труда работников. Как для руководителя, так и для рядовых работников среди факторов мотивации на первых местах – достойный заработок, хорошие условия труда, удовлетворение от занятий любимым делом. Приоритетным видом мотивации является материальная мотивация (заинтересованность в достойном уровне оплаты труда).
Таблица 9
Ранги значимости параметров трудовой мотивации
Фактор трудовой мотивации |
По рядовым работникам |
По руководителю |
1. Достойный уровень заработной платы |
1 |
1 |
2. Хорошие условия труда |
2 |
2 |
3. Возможность профессионального (карьерного) роста |
7 |
8 |
4. Надежность предприятия |
8 |
7 |
5. Престижность профессии или занимаемой должности |
6 |
6 |
6. Удовлетворение от занятия любимым делом |
3 |
3 |
7. Развитие способностей и получение профессиональных навыков |
4 |
4 |
8. Характер труда |
5 |
5 |
9. Наличие свободного времени |
9 |
9 |
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников. исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.
- исследовать административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом; дать общую характеристику школьной столовой средней общеобразовательной школы села Большое Попово Лебедянского Муниципального района Липецкой области; выявить причины пассивности работников; провести анализ методов мотивации сотрудников предприятия; дать рекомендации по применению психологического тренинга как средства повышения мотивации; разработать рекомендации по применению новых технологий мотивации работников.