Файл: НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (Необходимость и пути увеличения числа завершенных интервью, прогнозирование панельных исследований).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие рынка маркетинговых услуг в России
1.1. История развития рынка маркетинговых услуг в России
1.2. Особенности рынка маркетинговых услуг иностранных компаний в России (на примере Toyota)
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ИП Авто Доктор
2.1. Содержание и результативность проектов, реализуемых организацией
Глава 3. Пути повышения эффективности панельных исследований
Продажи сертифицированных автомобилей с пробегом Toyota Tested
В первом квартале 2016 года российские клиенты приобрели 96 автомобилей с пробегом, сертифицированных по программе Toyota Tested, что на 50% превышает аналогичный показатель прошлого года.
В настоящий момент 25 дилеров Тойота работают в полном соответствии со стандартами программ Toyota Tested.
Дилерская сеть
Компания Тойота даже в условиях нестабильной рыночной ситуации продолжает поддерживать дилеров и расширять дилерскую сеть для удобства клиентов в России.
В первом квартале 2016 года работу с клиентами начал 1 новый официальный дилер Тойота – Тойота Центр Сити в Москве. В настоящий момент в России работают 107 официальных дилеров и уполномоченных партнеров Тойота. 6 из них (Тойота Центр Казань Азино, Тойота Центр Ставрополь, Тойота Центр Кемерово, Тойота Центр Серебряный Бор (Москва), Тойота Центр Самара Север и Тойота Центр Томск) в первые 3 месяца этого года завершили модернизацию для полного соответствия актуальной дизайн-концепции и стандартам оформления шоу-румов бренда.
Кредитование
10% автомобилей Toyota в России были проданы в кредит через «Тойота Банк» по итогам первого квартала 2016 года.
В первом квартале 2016 года в кредит через ЗАО «Тойота Банк» было продано 2 536 новых автомобилей Toyota. Наиболее часто в кредит приобретали модели RAV4 (810 единиц), Camry (603 автомобиля) и Land Cruiser Prado (411 единиц).
Среди российских клиентов ЗАО «Тойота Банк» все большей популярностью пользуется кредитная программа с остаточным платежом и низкими ежемесячными выплатами, которая позволяет существенно сократить финансовую нагрузку по кредиту в льготный период кредитования. 18% клиентов банка воспользовались этим предложением при покупке нового автомобиля Toyota в первом квартале 2016 года.
13% покупателей автомобилей Toyota с использованием заемных средств воспользовались кредитными продуктами для клиентов trade-in.
Объем автокредитов, выданных ЗАО «Тойота Банк» в первом квартале 2016 года, составил 3,09 млрд. рублей. По итогам первого квартала 2015 года кредитный портфель банка составил 42,1 млрд. рублей[13].
Таким образом, маркетинговые исследования очень важны для любой фирмы, продвигающей свои товары и услуги на рынке. «Для успешного ведения бизнеса и принятия грамотных управленческих решений компания должна обладать информацией о рынке и своем потребителе. Маркетинговые исследования – это обратная связь компании с рынком, ее потребителем, одно из основных средств борьбы за рынок.
Для получения необходимой информации фирма может использовать различные методы проведение опросов. Это анкетирование, наблюдение, эксперимент, интервью и многие другие. К числу наиболее быстро реализуемых методов относятся телефонный опрос. Гораздо больше времени требует реализация персонального интервьюирования, опроса по почте.
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ИП Авто Доктор
2.1. Содержание и результативность проектов, реализуемых организацией
ИП Авто Доктор – это маркетинговый информационный центр в Туле, который реализует на коммерческой основе проекты по обеспечению клиентов необходимой им маркетинговой информацией для принятия бизнес – решений.
Рассмотрим содержание и результативность основных коммерческих проектов, по которым ведутся исследования в ИП Авто Доктор в г. Туле.
I Проект Radio Index (Радио) существует с 2000 года и нацелен на изучение аудитории радиостанций.
Исследования в рамках проекта проводятся в 65 городах России с населением более 100 тыс. человек. Используется технология телефонных опросов CATI по методу Day-after-Recall, ежегодно опрашивая около 150 000 человек в возрасте 12 лет и старше.
Данные Radio Index позволяют не только оценить количество слушателей той или иной радиостанции, но также определить демографические и потребительские характеристики аудитории и выяснить, где, когда и как часто люди слушают радио. Эти данные незаменимы для эффективного медиопланирования и программирования радиоэфира.
В рамках проекта Radio Россия измеряются следующие характеристики аудиторий радиостанций:
1. Объемы аудиторий радиостанций: аудитория радиостанций за сутки;
аудитория радиостанций за неделю; аудитория радиостанций за месяц.
2. Частота слушания радиостанций.
3. Социально-демографические характеристики аудитории.
4. Для радиостанций, объем аудитории, которых позволяет получить статистически значимые данные:
- распределение аудитории по временным интервалам;
- доля слушателей станции среди всех слушателей радио;
- продолжительность слушания;
- место слушания радиостанций.
Исследование проводится непрерывно в течение года. В общей сложности в рамках проекта Radiо Россия измеряются 21 национальная радиостанция.
Рейтинг радиостанций за 2016 год по Туле представлен в таблице 2.
Таблица 2
Рейтинг радиостанций по Туле за 2016 г.
Радиостанция |
Reach Dly |
Reach Dly, % |
Милицейская Волна |
102,9 |
22,3 |
Радио Шансон |
82,1 |
17,8 |
Love Radio |
79,5 |
17,3 |
Авторадио |
67,8 |
14,7 |
Радио России |
63,9 |
13,9 |
Русское Радио |
60,8 |
13,2 |
Европа Плюс |
58,6 |
12,7 |
Ретро FM |
51,2 |
11,1 |
DFM |
41,1 |
8,9 |
Наше Радио |
40,3 |
8,8 |
Маяк |
30,7 |
6,7 |
Maximum |
30,0 |
6,5 |
Юмор FM |
29,1 |
6,3 |
Эхо Москвы / Эхо Тулы |
28,0 |
6,1 |
Радио 7 |
15,7 |
3,4 |
В рамках проекта «TNS Radio Index-Города» продолжает расширяться региональное измерение аудитории радио. Если в 2015 году данные предоставлялись только по 16 городам, то с октябре 2016 года информация доступна уже по 25 российским городам.
В чем же различие между городами?
Россияне в возрасте 12 лет и старше слушают радио в среднем около 3.5 часов в день. Но в разных городах этот показатель отличается от общероссийской цифры. Например, жители Ижевска слушают радио примерно 3 часа в день, а в Туле - около 4 часов, что отражено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Продолжительность слушания радио по городам России, час
Традиционно самым популярным является домашнее слушание радио. Не менее половины российских радиослушателей в возрасте 12 лет и старше включают приемник именно дома. Однако за Уралом, как правило, домашнее слушание значительно популярнее, чем в европейской части России. Самый высокий показатель во Владивостоке - 89% среднесуточной аудитории этого города слушает радио дома, что отражено на рисунке 4.
Рисунок 4 - Слушание радио дома (в % от среднесуточной аудитории)
II Проект: Тойота.
Основная задача ИП Авто Доктор – проводить маркетинговые исследования автомобильного рынка и предоставлять на их основе анализ и консультации для компаний, работающих в этой отрасли.
Среди клиентов ИП Авто Доктор – производители автомобилей, запчастей, аксессуаров и оборудования, шин и моторных масел, дилеры и рекламные агентства. Подобные проекты проводятся в нескольких странах одновременно для крупных мировых автопроизводителей, среди которых Toyota, Renault -Nissan, Volkswagen Group, Volvo.
Виды проводимых в рамках сектора исследований:
- мониторинг удовлетворенности клиентов качеством предоставляемых услуг в процессе продаж и послепродажного обслуживания;
- изучение имиджа марок;
Основные методы проведения исследований:
- телефонные интервью (CATI).
Кроме рассмотренных выше проектов, ИП Авто Доктор проводит и другие социологические опросы респондентов, к ним относятся: музыкальный опрос, опрос о сотовой связи; о лекарственных препаратах, о качестве обслуживания в банках и др. Но эти проекты являются незначительными, так как компания не получит высокую прибыль от продажи данной информации клиентам.
Пример опроса проекта – Тойота представлен в Приложении 1.
Проведение опроса по данной анкете занимает в среднем 10-12минут. Вопросы анкеты являются не сложными для понимания. Они позволяют оценить удовлетворенность клиентов обслуживанием в «Тойота Центре». Практика показывает, что большинство клиентов соглашается на проведение такого интервью, благодаря качественному построению вопросов.
Результаты исследования передаются в компанию «ТОЙОТА-МОТОР», где сотрудники на основе полученной информации оценивают работу сервисного центра, в котором обслуживал свой автомобиль клиент.
2.2. Интерактивные технологии проведения панельных исследований
ИП Авто Доктор предлагает клиентам уникальный набор бизнес-решений, основанный на профессионализме и успешном опыте в интерактивных исследованиях, ее инновационных технологиях и использовании онлайн-панелей.
Access-панели удобны при проведении исследований по следующим причинам:
- позволяют проводить исследования разной сложности, для решения большинства задач клиента;
- позволяют формировать разные по профилям панели;
- позволяют быстро получить данные;
- позволяют существенно оптимизировать затраты при сохранении высокого качества исследования;
- удобны при проведении проекта в нескольких странах.
Рассмотрим более подробно Access-панели, использующиеся ИП Авто Доктор.
1. «6th Dimension» – специальные онлайн-панели.
«6th Dimension» – это самая большая в мире сеть полностью управляемых интернет-access-панелей, позволяющая проводить исследования любой сложности: от тестирования концепции новых продуктов до трекингов рекламы и бренда.
Если говорить про исследования в Интернете вообще, то, безусловно, Интернет – это одна из самых хорошо измеряемых областей бизнеса благодаря своей «цифровой» основе. Поведение пользователей в Интернете можно относительно легко отследить с помощью технических инструментов – счетчиков, логов. В последнее время есть тенденция к развитию более привычных для медиабизнеса методов измерений – пользовательских панелей. Тенденция развития панельных измерений прослеживается как в западном Интернете, так и в Рунете. Панели вообще и Web-Index в частности закрывают несколько задач, которые сложно решить с помощью технологических измерений – это репрезентация / аудиторные измерения…Интернет в России должен сильно потеснить многие традиционные методы опросов, прежде всего, количественные – телефонные и face-to-face интервью. Как следствие, будут совершенствоваться access- панели – будет увеличиваться количество респондентов в них, анкеты станут более функциональными и разнообразными.
Access-панели 6th Dimension обеспечивают клиентов ИП Авто Доктор качественными выборками для:
- тестирования концепций и рекламы новых продуктов;
- изучения удовлетворенности потребителей;
- оценки эффективности маркетинговых коммуникаций.
Отличие Интернета как среды для исследований заключается в интерактивности и возможности корректировки получаемых, данных на лету. При этом, начав собирать большой объем данных через Интернет, исследовательские компании открывают для себя возможность стать маркетинговыми клиентскими агентствами, поскольку информация и алгоритмы ее обработки будут являться основой будущего агентского бизнеса в коммуникациях.
2. «6dTV» – интерактивная платформа для онлайн-исследований
«6dTVTM» – интерактивная платформа, использующая возможности прямой видеосвязи, интерактивных опросов и голосования при участии любого числа респондентов (от маленьких групп до больших аудиторий в рамках международных проектов).
Использование технологии «6dTV» даёт ИП Авто Доктор следующие преимущества:
- возможность увидеть одного и более докладчика, когда они дают пояснения к презентации, задают вопросы, показывают продукт или рекламу;
- видео-трансляция исследований (фокус-групп, интервью) в режиме реального времени через интернет;
- возможность задавать вопросы респондентам в режиме реального времени;
- ответы респондентов поступают на экран монитора, и фиксируется дословно;
- клиенты и модераторы имеют возможность получать данные и реагировать на них непосредственно во время исследования.