Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Анализ эффективности менеджмента ООО «Алиса»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оттуда проистекает ключевое принципиальное положение, в соответствии с которым развитие каждой из функций управления вызвано воздействием объективных требований. Являясь частью общей системы управления, каждая из функций должна улучшаться в направлении, которое предопределяется общими целями и задачами функционирования и развития компании в определенных условиях. Это влечет изменение содержания каждой функции.

Таким образом, определение термина «маркетинг» изначально связывалось со сбором и изучением всех факторов, которые относятся к сфере обращения товаров и услуг от выпуска данных товаров производителем и до доведения их до потребителя. То есть цель маркетинга заключалась только в обеспечении сбыта продукции, выпускаемой фирмой. Но в последующем содержание данного понятия существенно изменилось и ему стали придавать принципиально новое значение.

1.3 Роль функций: планирование, организация, мотивация и контроль в менеджменте

Функция планирования обрела также качественно новые черты и особенности. В нынешних условиях внутрифирменное планирование пополнилось принципиально новым содержанием, так как потребность в нем проистекает из больших масштабов обобщения производства. Данная функция развивается и дополняется в данный момент функциями маркетинга, по причине осуществления которой планирование обретает новое содержание. Стоит особо подчеркнуть расширения горизонта планирования. Это значит, планирование исполняет не только оперативные, но и задачи перспективного развития, что есть новый момент планирования и отражает качественное другое содержание данной функции.[7]

Поэтому заметно изменилось содержание функций учета или контроля, тесно связанный с исполнением функции планирования и благоприятствует его более полному осуществлению.

Это значит, что к изучению функций управления нельзя подходит строго формально, необходимо обнаруживать и изучать изменения, которые происходят в содержании управленческих понятий и представлений. Данные изменения отражают глубинные процессы, которые происходят в международной экономике, к которым также пытаются адаптироваться современные предприятия.


Функции управления выражаются более полно в условиях комплексного подхода к организации деятельности, использования целевого управления и формирования программно-целевых структур, при помощи которых исполняются намеченные фирмой задачи.

Планирование является, в первую очередь, процессом принятия решений, которые дают возможность обеспечения эффективного функционирования и развития организации, уменьшения неопределенности.[8] Обычно данные решения формируют сложную систему, в пределах которой воздействуют друг на друга, в связи с этим нуждаются во взаимной увязке, дающей возможность обеспечения их оптимального сочетания с точки зрения совершенствования конечного результата и наиболее полного применения потенциала организации и открывающихся перед ней возможностей. Решения, принятые относить к плановым, могут связываться с постановкой целей и задач, разработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, установлением стандартов, согласно которым организация должна функционировать в предстоящем периоде. В принятии этих решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком же смысле планирование – составление специальных документов таких, как планы, которые определяют конкретные шаги организации в деле реализации принятых решений.

Планирование основывается на нескольких принципах, т.е. правилах, которые важно учитывать в ходе его реализации. Основной из них в данный момент – участие максимального количества работников организации в работе над планом уже на самых ранних стадиях его составления. Такой подход объясняется тем, что люди с большим желанием и интересом будут исполнять те задачи, которые поставили сами себе, так как они будут ближе и яснее, нежели «отданные сверху».

Другой принцип планирования – его непрерывность, которая обусловлена соответствующим характером хозяйственной деятельности организации в качестве непосредственного объекта планирования. Согласно этому принципу планирование может рассматриваться не в качестве единичного акта, а в качестве постоянно повторяющегося процесса. Принцип непрерывности подразумевает, чтобы все планы были разработаны с учетом перспектив того, что они будут являться основой составления планов в будущем, а очередные планы основывались на предыдущих, учитывали результаты их исполнения. Непрерывность планирования дает возможность реализации такого его принципа как гибкость, который подразумевает возможность постоянных корректив в ранее принятые решения либо их пересмотра в любой момент согласно изменяющимся обстоятельствам. Для того, чтобы обеспечить гибкость, в планах закладываются т.н. «подушки», позволяющие при необходимости свободу маневра. Но свобода есть только в конкретных пределах.


Единству и взаимосвязанности отдельных частей организации необходимо соблюдение в планировании ее деятельности таких принципов как координация и интеграция. Координация плановой деятельности производится «по горизонтали», т.е. между подразделениями одного уровня, а интеграция производится «по вертикали» между вышестоящими и нижестоящими.

Организационная функция состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это — процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.(3. с.304.)

Так как концепция организации предполагает сведение воедино всех специалистов компании, задача заключается в том, чтобы выявить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.

Процесс организации структурирует работу и образует подразделения, опираясь на размер предприятия, ее цели, технологии и персонал. Есть ряд компонентов, которые требуется структурировать, чтобы организация сумела исполнить свои планы и тем самым обеспечить достижение своих целей.

Как видно, вне зависимости от типа и масштабов деятельности каждая фирма должна быть некоторым образом организована. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:

1) определение и конкретизация целей фирмы, выявленных в процессе планирования;

2) выявление видов деятельности по достижении данных целей;

3) поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их выправляемые рабочие группы или подразделения;

4) координация различных видов деятельности, которые поручены каждой группе, через установление рабочих взаимоотношений, в том числе четкое определение того, кто производит руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), то есть каждый член группы ; должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит;

5) единство цели — работает ли каждый член организации на общую цель, т.е. никто не должен работать против целей организации;

6) размах контроля или размах менеджмента — отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому.

Таким образом, высшие руководители управляют десятью или менее сотрудниками, в то время руководители низшего уровня могут управлять намного большим числом работником.


Поэтому можно отметить два ключевых фактора, которые определяют нормы управляемости (число работников, которыми способен руководить один управляющий), - время и частота. То есть количество времени, необходимое руководителю для проведения с каждым работником и насколько часто. Разумеется, данный критерий по большому счету зависим от умений: менеджера в общении с подчиненными, сложности разрешаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.[9]

Мотивационные аспекты управления трудом широко применяются в государствах с развитой рыночной экономикой. В РФ понятие «мотивация труда» в экономическом плане родилось не так давно по причине демократизации производства. Раньше оно применялось, главным образом, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это обуславливалось рядом причин. В первую очередь, экономические науки не проявляли стремление к анализу взаимосвязей своих предметов с указанными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавних пор понятие «мотивация» замещалось «стимулированием». Данная усеченность понимания мотивационного процесса влекла ориентацию на непродолжительные экономические цели, на извлечение сиюминутной прибыли. Это оказывало деструктивное действие на потребностно-мотивационную личность сотрудника, не вызывало интереса в собственном развитии, самосовершенствовании, хотя непосредственно данная система на данный момент самый важный резерв повышения эффективности производства. [10]

Трудовая мотивация является процессом стимулирования отдельного сотрудника либо группы людей к деятельности, который направлен на достижение целей организации, к результативному исполнению принятых решений либо намеченных работ.[11]

«Внутреннее» поощрение человек получает от работы, чувствуя важность своего труда, чувствуя принадлежность, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» поощрение является зарплатой, продвижением по службе, символами служебного статуса и престижа.

Для того, чтобы управлять трудом на основании мотивации, требуются следующие предпосылки: выявление склонностей и интересов сотрудника с учетом его персональных и профессиональных способностей, выявление мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Требуется наиболее полно применять личные цели участников трудового процесса и цели организации.


Одной из функций управления является управленческий контроль, без которой не могут реализовываться полностью иные функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Планирование должно всегда принимать во внимание реальные возможности и меняющиеся условия функционирования и развития компаний. Контроль имеет своим призванием обеспечение правильной оценки реальной ситуации и самим формировать предпосылки для внесения исправлений в намеченные посели развития отдельных подразделений и всей компании. В связи с этим контроль – один из основных инструментов разработки политики и принятия решений, которые обеспечивают нормальное функционирование компании и достижение ею поставленных целей в долгосрочной перспективе и в вопросе оперативного производства.[12]

Функции контроля составляют: сбор, обработка и изучение сведений о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сопоставление с плановыми показателями, обнаружение отклонений и изучение причин данных отклонений; выработка мероприятий, которые необходимы для достижения намеченных целей. Поэтому контроль может рассматриваться не только как фиксирование отклонений, но и изучение причин отклонений и определение возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, которые касаются оперативной деятельности определенного подразделения.

Важная функция управленческого контроля состоит в разработке стандартной системы отчетности, проверке данной отчетности и ее изучение как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. В связи с этим функция контроля основывается прежде всего на организации системы учета и отчетности, которая включает финансовые и производственные показатели деятельности и осуществление их анализа.

Фирмы широко применяют две формы контроля: финансовый (в качестве основы общего управленческого контроля) и административный.

Увеличение роли функции контроля в управлении фирмами является тесно связанным с применением автоматизированных информационных систем и ЭВТ, которые дали возможность оперативной и точной передачи по назначению информации, осуществление ее обработки и изучения, выявление отклонений от запланированных показателей и принятие в этой связи срочных решений. Это позволило производить систематический контроль над производственной и сбытовой деятельностями всех подразделений в постепенном ее проведении, координации и своевременного внесения необходимых корректив по причине изменения условий на рынке. Использование ЭВТ и автоматизированных систем благоприятствовало усилению централизации и оперативности контроля в управлении, то есть перенесению на высший уровень руководства контроля над деятельностью фирмы.