Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Анализ эффективности менеджмента ООО «Алиса»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы.

Многосложной структурой предприятия образуется единое целое за счет целенаправленного влияния на ее главные связи и процессы. Это может достигаться управленческой деятельностью, являющаяся сочетанием различных функций (видов деятельности), каждая из которых ориентирована на разрешение специфических, различных и сложных проблем взаимодействия отдельных подразделений фирмы, которые требуют проведения большого комплекса определенных мероприятий. Сферой управления охвачено не только производство, но и НИОКР сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны обширной деятельности компании.

Управленческие функции исполняются специальным аппаратом (органами управления), которые включают в себя взаимодействующие между собой подразделения. За каждым из них закрепляются свои особенные функции (как функции аппарата управления). Их исполнение связано с разрешением определенных задач, которые входят в сферу деятельности (ответственности) соответствующего органа управления. А этому необходимо применение конкретных методов и средств. Таким образом, для осуществления функции маркетинга используется метод разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому товару и метод прогноза развития; для осуществления функций планирования – разработки планов и прогнозов; для выполнения контрольной функции – составление балансов, счетов прибыли и убытка и другие.

Функции менеджмента – актуальный вопрос управления, поскольку управление обладает большим местом в системе управления предприятием.

Степень разработанности проблемы.

Теоретической и методологической базой работы послужили монографии и периодические издания отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Исследованием функций менеджмента занимались такие исследователи как: Глухов В.В, Китов А.И., Коротков Э.М., Мескон M.X. и др.

Объектом исследования является ООО «Алиса».

Предметом исследования являются функции и модели менеджмента.

Целью данной работы является исследование и анализ работы системы менеджмента и разработка проектных мероприятий на основе современных научных положений позволяющих повысить эффективность деятельности предприятия за счет применения методов современного менеджмента.

Для раскрытия поставленной цели следует рассмотреть ряд следующих задач:

  • Исследованы теоретические основы управления предприятием на основе методов современного менеджмента;
  • исследованы основные функции менеджмента;
  • Проведен анализ системы управления ООО «Алиса» и выявлены основные проблемы реализации функций менеджмента;
  • Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию системы менеджмента и проведен расчет их эффективности.

1. Понятие, сущность и классификация функций менеджмента. Модели менеджмента

1.1 Основные модели менеджмента

На сегодняшний день экономические отношения связывают экономики государств и в существенной мере нормализуют национальные особенности экономического поведения. Исходя из этого, часто говорят о том, что экономическая деятельность и менеджмент в качестве ее составной части становятся международными, т.е. теряют национальную специфику.

Важными для менеджера национальные особенности управления организацией становятся по таким мотивам:

  • на данный момент большинство организаций осуществляют активное взаимодействие с иностранными фирмами и компаниями. И в ходе взаимодействия могут появляться проблемы, которые связаны с тем, что его участники действуют согласно традициям, принятым в их культуре;
  • опыт иностранных компаний может оказаться полезным в других культурах. Весьма это важно по причине формирование международной экономики и усложнением связей между экономиками некоторых государств;
  • менеджер может найти работу за рубежом. Естественно, ему будут необходимы хотя бы какие-то знания о том, как принято управлять деятельностью людей в этом государстве. Это же касается и обмена между предприятиями[1].

Осознание того, что менеджмент является особым аспектом функционирования организации, впервые пришло в Соединенных Штатах Америки.

Соединенные Штаты вполне является страной, где в самой большей степени обучают менеджменту.

Менеджмент США охарактеризован жесткой организацией управления. Ему в наибольшей мере свойственно стремление к формализации управленческих отношений.

Для него же весьма свойственно представление об индивидуальной ответственности сотрудника. Эффективность работы определенного руководителя выявляется на основе того, сумел ли он самостоятельно достигнуть поставленных перед ним целей.

Отличие европейского менеджмента проявляется в малой степени. Суть в том, что Европа и Соединенные Штаты являются довольно близкими культурами, а по этой причине обмен достижениями между данными регионами проходит с меньшими сложностями[2].


Мелкие и средние предприятия обладают важной ролью в экономике, как в Европе, так и в США. Этим вызвана и некоторая специфика европейского менеджмента. Потребность в выживании является более настоятельной относительно мелких фирм, и в связи с этим требуется более оперативное реагирование на любое, даже самая несущественная перемена ситуации, к которой нужно адаптироваться.

Европейский менеджмент отличается одним значительным отличием от американского менеджмента, оно заключается в том, что в Европе даже в пределах крупных концернов и фирм дочерние фирмы оставляют без изменений заметную часть самостоятельности. Данная самостоятельность может затрагивать производственные и финансовые решения, и инновации. В США менее актуальны проблемы управления весьма небольшими предприятиями, чем в Европе.

Самобытная культура Японии и тот факт, что на международный рынок данное государство осуществило выход лишь после Второй Мировой Войны, оставили свой отпечаток на менеджмент, характерный этой стране. Японией переняты положительные моменты опыта Европы и США, в первую очередь – ориентация на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии выше всего ценится опыт работы, нежели образование, в связи с этим подготовка руководителей осуществляется в ходе работы. В то время, как в Европе и США изначально преподают теоретические основы, закрепляющиеся практикой, в Японии дают практику, только потом переходящая в знания.

Жители Японии весьма аккуратно относятся к связям между людьми, и к личностной специфике сотрудников, имеют склонностью подбор должности под человека, а не наоборот. Они избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию личной ответственности, почти не осуществляют контроль эффективности действий отдельного сотрудника; наиболее важная для них – коллективная ответственность. Также дополнительный нюанс менеджмента в Японии заключается в том, что руководящие сотрудники особое внимание обращают на технологические нововведения. С данного аспекта Япония господствует над всеми странами мира[3].

Толк японского опыта для отечественного менеджмента состоит, в первую очередь, в связи с мягким включением лучшего, что было проработано в культуре бизнеса в Европе и Соединенных Штатах. Профессия «менеджер» является одной из наиболее популярных и, что важнее всего, одной из самых востребованных.

Наука об управлении в РФ сейчас на этапе становления. Значительные отличия затрагивают культуру – ценностей и принципов, лежащих в основе нашего общества. Специфический момент – поведение потребителей. Обширная традиция, которая создана при помощи государственных деятелей и предпринимателей предыдущих веков, еще ждет включения в наши представления об управлении.


1.2 Понятие и сущность функций менеджмента

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений являются неразрывно связанными с ее постоянным совершенствованием и развитием. Вместе с тем совершенствование организации должно происходить по принципу приспособленности к внешней среде.

На данный момент достаточно ясно обозначились факторы, которые определяют необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации организации к внешней среде. Ими являются[4]:

  • рынок сбыта производимой либо продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика либо потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

Организация является открытой системой взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), которая работает с конкретной целью, смыслом, миссией и располагающая такими ресурсами:

  1. финансовыми ресурсами;
  2. материальными ресурсами (оборудованием и т.п.);
  3. людскими ресурсами;
  4. информационными ресурсами;
  5. временными ресурсами.

Всякая организация независимо от ее назначения может описываться при помощи ряда параметров, из которых главные: цели организации, её организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Все организации обладают своей системой управления, также являющаяся предметом исследования.

Управление является процессом распределения и движения вышеперечисленных видов ресурсов в организации с заблаговременно заданной целью по заблаговременно выработанному стратегическому плану с постоянным контролем результатов работ.

Под системой управления следует понимать совокупность действий, которые определяют направление управленческой деятельности. Структурно процесс управления выражен на рисунке 1.


Рис. 1. Блок-схема понятия «управление»

Система управления должна отвечать современным рыночным условиям:

  • иметь высокую гибкость производства, дающая возможность быстрого изменения ассортимента изделий (услуг);
  • быть адекватной сложной технологии производства, которая требует абсолютно новых видов контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений.
  • учитывать изменение структуры издержек производства;
  • принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды[5].

Процесс управления устанавливает согласованные действия, обеспечивающие реализацию общей цели либо набора идей, которые стоят перед организацией. Для того, чтобы координировать действия, должен иметься специальный орган, который реализует функцию управления. В связи с этим во всех организациях выделяются управляемые части.

Часть деловой организации, которая реализует функции управления, включает в себя многие взаимодействующие звенья и является управляющей системой, которая обеспечивает в рамках организации исполнение ряда специфических функций. В данный момент один из основных принципов построения любых систем – иерархия. В новейшей теории организации иерархия используется, по большому счету, для того, чтобы отражать вертикальное подчинение между различными уровнями управление организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

Рис. 2. Взаимодействие управляющей и управляемой частей организации

Современный тип иерархии управления обладает множеством разновидностей. Их возможно условно поделить на 2 вида: бюрократический и органический тип структуры управления.

Функции управления деятельностью компании, а следовательно и методы их осуществления не являются сформировавшимися навсегда. Они претерпевают постоянную модификацию и углубление, поэтому усложняется содержание работ, которые выполняются согласно их требованиям. Развитие и углубление каждой из изучаемых функций управления осуществляется под воздействием внутренних закономерностей их совершенствования и под воздействием требований развития прочих функций[6].