Файл: Учет труда и заработной платы ( Теоретические аспекты расходов на оплату труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ведение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты расходов на оплату труда

1.1. Экономическая сущность оплаты труда. Функции заработной платы

1.2. Факторы, влияющие на заработную плату

1.3. Законодательные и нормативные акты, регулирующие расходы на оплату труда

ГЛАВА 2. Бухгалтерский учет труда и заработной платы ООО «Фармоза»

2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Фармоза»

2.2. Документальное оформление расходов на оплату труда

2.3. Учет начисления заработной платы за отработанное и не отработанное время

2.4. Учет удержаний из заработной платы

2.5. Учет операций по выплате заработной платы

ГЛАВА 3. Анализ трудовых ресурсов

3.1. Анализ обеспеченности предприятия персоналом

3.2. Анализ фонда заработной платы

3.3. Совершенствование учета труда и заработной платы

3.4. Направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов

Заключение

Список литературы

Дт 20,25,26,44 Кт 70 – начислена заработная плата;

Дт 70 Кт 51 – перечислены денежные средства на карточные счета сотрудников;

Дт 91.2 Кт 51 – удержано комиссионное вознаграждение банком.

ГЛАВА 3. Анализ трудовых ресурсов

3.1. Анализ обеспеченности предприятия персоналом

Обеспеченность компании персоналом определяется путем сравнения фактического количества работников с плановой потребностью.

Таблица 3.1

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами

Категории работников

2014 год

+/-

2015 год

+/-

2016 год

+/-

план

факт

план

факт

план

факт

Генеральный директор

1

1

0

1

1

0

1

1

0

Заместитель директора

1

1

0

1

1

0

1

1

0

Главный бухгалтер

1

1

0

1

1

0

1

1

0

Бухгалтер

3

2

-1

3

3

0

4

4

0

Начальник производства

1

1

0

1

1

0

1

1

0

Начальник цеха

2

2

0

Мастер

16

14

-2

20

17

-3

24

21

-3

Уборщица

2

2

0

2

2

0

2

2

0

Начальник склада

1

1

0

1

1

0

1

1

0

Менеджер по закупкам

3

3

0

4

4

0

5

5

0

Кладовщик

4

3

-1

4

3

-1

4

4

0

Грузчик

3

3

0

3

3

0

3

3

0

Начальник отдела продаж

1

1

0

1

1

0

1

1

0

Менеджеры по продажам

2

2

0

2

2

0

2

2

0

Продавцы

3

2

-1

3

3

0

3

3

0

Итого

42

37

-5

47

43

-4

55

52

-3

Обеспеченность персоналом

88,1

91,49

94,55


Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами составляет в 2014 году 88,1%, в 2015 – 91,49%, в 2016 - 94,55%. Следует отметить, что в основном не хватает мастеров. Это связано с тем, что на данном предприятии высокие требования к персоналу и сложно найти мастеров, способных удовлетворить высоким требованиям фирмы. Такая нехватка сотрудников не оказывает сильного влияния на эффективность работы данного предприятия, но, тем не менее, при полном штате производительность могла бы быть выше.

Квалификационный уровень работников определяем путем изучения таких признаков как возраст, образование и стаж работы.

Таблица 3.2

Показатели качественного состава трудовых ресурсов

Показа-тель

Численность работников

на конец 2014 г.

Численность работников

на конец 2015 г.

Численность работников

на конец 2016 г.

Удельный вес 2014 г. %

Удельный вес 2015 г. %

Удельный вес 2016 г. %

По возрасту (лет)

до 20

1

1

0

2,70

2,33

0,00

20-30

18

21

20

48,65

48,84

38,46

30-40

12

13

24

32,43

30,23

46,15

40-50

5

7

7

13,51

16,28

13,46

50-60

1

1

1

2,70

2,33

1,92

Итого

37

43

52

100,00

100,00

100,00

По образованию

среднее

0

0

0

0,00

0,00

0,00

среднее

специ-альное

6

5

5

16,22

11,63

9,62

Незакон-ченное

.высшее

1

1

1

2,70

2,33

1,92

высшее

30

37

46

81,08

86,05

88,46

Итого

37

43

52

100,00

100,00

100,00

По трудовому стажу (лет)

до 1

1

1

0

2,70

2,33

0,00

от 1 до 5

6

7

7

16,22

16,28

13,46

от 5 до 10

12

14

13

32,43

32,56

25,00

свыше 10

18

21

32

48,65

48,84

61,54

Итого

37

43

52

100,00

100,00

100,00


Большинству работников ООО «Фармоза» от 20 до 30 лет. В основном это мастера. Однако к 2016 году наибольшую долю стали занимать работники возрастной категории от 30 до 40 лет. Работники в возрасте от 50 до 60 лет занимают наименьшую долю, работает одна уборщица. Работники до 20 лет в 2014 и в 2015 году был один человек, в 2016 году в штате сотрудников отсутствуют работники до 20 лет

Более чем у восьмидесяти процентов работников есть высшее образование, у 9,62% сотрудников среднее специальное образование. Это связано с высокими требованиями к персоналу предприятия.

Что же касается трудового стажа, то в 2016 году более 60% составляют работники со стажем свыше 10 лет, на категорию работников со стажем от 5 до 10 лет приходится 25%, на категорию от 1 до 5 лет – менее 15%, а на работников со стажем менее 1 года приходится менее 3% в 2014 и 2015 году, а в 2016 году такие работники в штате отсутствуют.

Изменения качественного состава персонала происходит в результате его движения.

Таблица 3.3

Показатели качественного движения состава персонала

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

1.

Численность персонала на начало года

33

37

43

2.

Приняты на работу

10

9

10

3.

Выбыли

6

3

1

4.

Численность персонала на конец года

37

43

52

5.

Среднесписочная численность персонала

35

40

48

6.

Коэффициент оборота по приему работников (стр. 2/стр. 5)

0,29

0,23

0,21

7.

Коэффициент оборота по выбытию работников (стр. 3/стр. 5)

0,17

0,08

0,02

8.

Коэффициент текучести кадров (уволенные по собственному желанию, за нарушение дисциплины и при несоответствии занимаемой должности / стр. 5)

0,17

0,08

0,02

В ООО «Фармоза» текучесть кадров невысокая – 17% в 2014 году, к 2016 году этот показатель снизился до 2%, что говорит о том, что на предприятии созданы хорошие условия труда, что подтверждает анализ коэффициентов по приему и по выбытию сотрудников. Коэффициент по приему снизился с 29% до 21%, а коэффициент увольнение сократился с 17 до 2%.


3.2. Анализ фонда заработной платы

Таблица 3.4

Данные для анализа фонда оплаты труда (ФОТ)

Показатель

Единица измерения

Условные обозначения

2015 год

2016 год

Среднесписочная численность работников

чел.

Ч

40

48

Кол-во отработанных дней одним рабочим в среднем за год

дни

Д

249

250

Средняя продолжительность рабочего дня

час

П

8

8

Среднечасовая заработная плата одного работника

руб.

З

60,24

66,00

ФОТ=Ч*Д*П*З (3.1)

Влияние факторов на объем реализации продукции рассчитываем способом цепных подстановок:

ФОТ2015=Ч2015*Д2015*П2015*З2015 = 4 800 тыс. руб.

ФОТусл1=Ч2016*Д2015*П2015*З2015 = 5 700 тыс. руб.

ФОТусл2=Ч2016*Д2016*П2015*З2015 = 5 723 тыс. руб.

ФОТусл3=Ч2016*Д2016*П2016*З2015 = 5 723 тыс. руб.

ФОТ2016=Ч2016*Д2016*П2016*З2016 = 6 270 тыс. руб.

ФОТ (Ч)=ФОТусл1-ФОТ2015 = 900 тыс. руб.

ФОТ (Д)=ФОТусл2-ФОТусл1 = 23 тыс. руб.

ФОТ (П)=ФОТусл3-ФОТусл2 = 0

ФОТ (З)=ФОТ2016-ФОТ усл3 = 547 тыс. руб.

ФОТ = ФОТ2016 - ФОТ2015 = 1470 тыс. руб.

В 2016 году фонд оплаты труда увеличился на 1470 тысяч рублей. На это изменение повлияло изменение численности персонала на 900 тыс. руб., увеличение количества отработанных дней на 23 тыс. руб. и увеличение среднечасового заработка на 547 тыс. руб.

По степени использования фонда рабочего времени можно оценить полноту использования персонала.

Таблица 3.5

Анализ использования персонала

Показатель

Единица измерения

Условное Обозначение

2016 план

2016 факт

Отклонение от плана

Среднегодовая численность работников

чел.

ЧР

51

48

-3

Отработано одним работником за год:

дней

дни

Д

250

250

0

часов

час

ЧР

2000

2000

0

Средняя продолжительность рабочего дня

час

П

8

8

0

Фонд рабочего времени

час

Т

102000

96000

-6000


Фактический фонд рабочего времени меньше планового на 6000 часов.

Влияние факторов на изменение фонда рабочего времени можно оценить способом абсолютных разниц:

Тчр= ( ЧРфакт - ЧРплан)*Дплан*Пплан=-6000 ч.

ТД= ( Дфакт - Дплан)*ЧРфакт*Пплан=0

ТП= ( Пфакт - Пплан)*Дфакт*ЧРфакт=0

На отклонение фактического фонда рабочего времени от планового повлияла разница между плановым количеством работников и фактическим. Но в целом предприятие использует персонал достаточно полно, т. к. в среднем одним сотрудником было отработано 2000 запланированных часов.

Подводя итог, можно сказать, что на данном предприятии есть небольшая нехватка кадров, однако это не оказало сильного влияния на деятельность предприятия, так как этот показатель постепенно приближается к норме, также необходимо отметить, что на данном предприятии увеличивается фонд оплаты труда не только за счет роста численности персонала, но и за счет роста заработной платы, что является положительным моментом и свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.

3.3. Совершенствование учета труда и заработной платы

Расчеты по учету труда и заработной плате оплате труда имеют особую актуальность. Эти расчеты позволяют повысить эффективность работы предприятия, так например, эффективная система оплаты труда дает стимул для сотрудников работать более производительно, что ведет, в конечном итоге, к увеличению прибыльности деятельности. Таким образом, актуализируется вопрос оптимизации и повышения качества учета данных расчетов. Рассмотрим основные направления повышения качества и оптимизации учета труда и заработной платы.

В первую очередь, на качество учета оказывает влияние работа бухгалтерской службы. Для повышения качества работы данного отдела необходимо нанимать высококвалифицированных специалистов с высшим бухгалтерским образованием и опытом работы. Также необходимо организовывать для работников бухгалтерии курсы повышения квалификации. Это позволит расширить имеющиеся и приобрести дополнительные навыки учетной работы, ознакомится с изменениями в законодательстве, изучить порядок применения их на практике. Организация семинаров и курсов повышения квалификации позволит существенно сократить ошибки в учете и отчетности, в том числе и в учете труда и заработной плате, а соответственно и в определении налоговой базы, что позволит не только сделать отчетность более достоверной, но и избежать проблем и спорных вопросов с налоговыми органами.