Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общая характеристика предпринимательской деятельности)..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика предпринимательской деятельности
Институты государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.2 Современное предпринимательство как субъект взаимодействия с государственными структурами
Глава 2. Регулирование предпринимательской деятельности
2.1 Нормативное регулирование предпринимательской деятельности
2.2. Регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне
2.3 Актуальные проблемы предпринимательской деятельности в РФ
риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" [2].
В Российской Федерации действует принцип свободы предпринимательской деятельности, который может быть ограничен только для защиты декларированных прав и свобод, конституционного строя, и принцип единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности. Регулирование государством предпринимательства нужно, во-первых, для обеспечения публичных прав государства и общества, во-вторых, для организации наилучших условий развития предпринимательства. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации в государственных органах, является не законной. Регистрация регулируется ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 2001 года. Этим законом предусмотрен единый регистрационный порядок юридических лиц вне зависимости от их организационно-
правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация производится уполномоченным органом исполнительной власти. Сведения о юридических лицах хранятся в Едином государственном реестре юридических лиц [3].
В Российской Федерации предпринимательское право состоит из норм конституционного права, гражданского, уголовного, трудового и т.п. Данные нормы регулируют поведение субъекта предпринимательства. Но основой всех отраслей права является конституционное право, оно является той самой базой, на которую должны опираться другие отрасли. Конституция закрепляет за нами право нахождения земли и других природных ресурсов в частной и иной собственности [4]. Она гарантирует нам "единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств ", ей также поддерживается конкуренция и "свобода экономической деятельности" [4]. Конституция Российской Федерации также позволяет нам использовать свои предпринимательские способности и имущество для деятельности, направленной на получение прибыли. Регулирование предпринимательской деятельности очень важно как для государства, так и для общества в целом, ведь это позволяет обеспечить их публичные права.
Конституция Российской Федерации также позволяет нам использовать свои предпринимательские способности и имущество для деятельности, направленной на получение прибыли [4]. Регулирование предпринимательской деятельности очень важно как для государства, так и для общества в целом, ведь это позволяет обеспечить их публичные права. Так, незарегистрированная в государственных органах предпринимательская деятельность считается незаконной. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок регистрации юридического лица, сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов. Правовое регулирование позволяет взимать налоги с юридических и физических лиц, занимающих-
ся предпринимательской деятельностью. Обязанность уплаты налога возникает при наличии оснований, установленных законодательством.
Основными функциями, которые выполняет государство, для регулирования предпринимательской деятельности, являются:
1. Стабилизация экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство должно воспользоваться всеми средствами, находящимися в его распоряжении. Если государство не выполнит эту функцию, то это окажет отрицательное влияние на развитие предпринимательской деятельности, на социальную обстановку, на экономику страны в целом и другие процессы.
2. Создание правовой базы. Государство разрабатывает и принимает законы, которые регулируют предпринимательскую деятельность. При помощи данной функции государство обеспечивает законные условия, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.
3. Обеспечение национальной безопасности и правопорядка в стране. Невыполнение этой функции, либо выполнение ненадлежащим образом, приводит к созданию в стране условий, способствующих развитию криминальной обстановки, что опасно последствиями для предпринимательской деятельности и экономики страны в целом.
4. Защита конкуренции. Конкуренция является основой развития во всех сферах экономики. Поэтому это также считается функцией государства. Её невыполнение может привести к монополии, т.е. к господству одного производителя над другими, что впоследствии отрицательно отразится на экономическом состоянии страны.
Законодательство РФ обладает рядом целей государственной политики в сфере развития предпринимательства:
1. Способствование развитию субъектов предпринимательства с целью формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2. Создание условия для развития предпринимательства;
3. Обеспечение конкурентоспособности предпринимателей;
4. Оказание содействия предпринимателям с целью поддержания отечественного производителя, продвижения производимых им товаров, работ или услуг на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5. Преумножение числа предпринимателей;
6. Обеспечение занятости населения;
7. Увеличение доли производимых предпринимателями товаров, работ или услуг в объеме валового внутреннего продукта;
8. Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов.
Подводя итог теоретического исследования по вопросу регулирования социального предпринимательства на законодательном уровне, можно сказать о том, что роль государства в регулировании как социального предпринимательства, так и самой экономики в целом достаточно велика. Государство обеспечивает свободу экономической деятельности, закрепляет за нами право частной и иной собственности, что способствует увеличению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Их увеличение приводит к преумножению числа рабочих мест, а значит и занятость населения возрастает. Исходя из этого, пополняется государственный бюджет, потом распределяющийся во все сферы жизни общества.
2.3 Актуальные проблемы предпринимательской деятельности в РФ
В современных условиях развития рыночной экономики в Российской Федерации важнейшую роль играет предпринимательство. Предпринимательство, как сфера реализации хозяйствующими субъектами своих идей, является определяющим фактором производства. Помимо прочего, предпринимательство стимулирует конкуренцию, благодаря чему рынок имеет возможность развиваться динамичнее. Предпринимательство и государство, как известно, связаны сугубо социально-экономическими факторами. Это обусловлено в первую очередь тем, что так или иначе государство стоит в зависимости от мировых финансовых волнений. Отсюда и вытекает необходимость повышения налоговых ставок, установка дополнительных тарифов и требований к предпринимателям и пр.
Конкурентоспособная среда крайне необходима для эффективной предпринимательской деятельности, ибо это избавляет рынок от монополистических факторов развития, регулирует в лучшую сторону для потребителей стоимость и качество товаров, услуг, работ, а также способствует внедрению новейших технологий, широко используемых впоследствии в предпринимательской сфере. Сегодня конкурентоспособность актуально рассматривать через динамично развивающуюся внешнюю среду, к которой вынуждены адаптироваться субъекты предпринимательской деятельности для увеличения, сохранения, уменьшения своей занимаемой доли рынка[5]. Однако не стоит (особенно в условиях конкуренции) недооценивать значения предпринимательских рисков. Любопытным представляется даже тот факт, что законодатель на правовом уровне закрепил в ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) возможность рисков в предпринимательской деятельность, охарактеризовав последнюю как «...самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг»[6]. Также, согласно вышеуказанной статье государство наделено регулятивной функцией к отношениям в сфере предпринимательской деятельности. Однако такое регулирование не всегда предполагает позитивные тенденции в развитии предпринимательства. В качестве примера стоит рассмотреть последние существенные изменения, коснувшиеся предпринимательской деятельности:
• Введение так называемых «онлайн касс» для осуществления расчетов Федеральным законом № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7].
• Повышение ставки НДС с 18% до 20%, введённой Федеральным законом от 03.08.2018 № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»[8].
В первом случае для субъектов предпринимательской деятельности была предусмотрена обязанность перехода на новый способ контрольно-кассовых операций с использованием соответствующего оборудования. Был введен ряд новых определений таких как: оператор фискальных данных (специализированная организация, имеющая разрешение на обработку фискальных данных); кабинет контрольно-кассовой техники; ключ фискального признака и пр. Несмотря на то, что законодатель предусмотрел возможность постепенного перехода на новый вид осуществлений контрольно-кассовых операций, на практике множество индивидуальных предпринимателей столкнулись с такими проблемами как: непредвиденные затраты в размере от 30 до 120 тыс. рублей; непонимание нового механизма взаимодействия с налоговыми органами; наладка оборудования для
бесперебойной работы контрольно-кассовой техники и т.д. Кроме того, для обслуживания новых кассовых аппаратов предприниматель обязан ежегодно обновлять фискальный накопитель данных и получать новую усиленную квалифицированную электронную подпись, что в среднем накладываем дополнительные затраты в размере около 15 тыс. рублей, что для предпринимателя, осуществляющего свою хозяйственную деятельность в городе, может и небольшая сумма в сравнении с чистым доходом, а для предпринимателя, занимающегося, к примеру, торговлей в местах отдаленных от густо населенных пунктов, эта сумма имеет весомое значение.
Несмотря на то, что технологически изменения в контрольно-кассовом расчете призваны облегчить налоговый учет доходов предпринимателя, не исключены случаи технического сбоя оборудования, нестабильность работы сети, в случае чего может быть затруднена передача фискальных данных.
Другая актуальная проблема на сегодняшний день - это повышение ставки НДС с 18% до 20%. В соответствии с вышеупомянутым ФЗ от 03.08.2018 № ЗОЗ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2019 года изменен размер ставки НДС с 18% до 20%.
В силу п. 4 ст. 5 Закона № 303-ф3 ставка налога на добавленную стоимость в размере 20% подлежит применению в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 г. вне зависимости от даты заключения сделки.
НДС предъявляется дополнительно к стоимости товаров (работ, услуг) по ставке, установленной п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ[9] (далее - НК РФ):
• в размере 18% - в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных Исполнителем и принятых (без замечаний) Заказчиком по акту-приема передачи до 31 декабря 2018 года включительно;
• в размере 20% - в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных Исполнителем и принятых Заказчиком начиная с 1 января 2019 года».
В таком случае, получается, что авансовые платежи, перечисленные Заказчиком в 2018 году с учетом НДС по ставке 18% и оформления сдачи-приемки результатов выполненных работ в 2019 году - ставка НДС применяется в размере 20%. Выходит, что налогоплательщикам предпринимателям выгодно закрыть работы по договорам до окончания 2018 года с применением ставки НДС 18% в полном объеме либо провести частичное выполнение (сдачу части работ). Однако, для применения ставки НДС 18% для случаев частичной сдачи результатов работ, необходимо, чтобы договором была предусмотрена поэтапная сдача результатов работ. Было бы целесообразно изначально предусмотреть в договоре возможность поэтапного выполнения и сдачи работ, однако, на практике чаще всего используются шаблонные формы договором оказания услуг/выполнения работ. Предпринимателю для этих целей следовало бы проявить должную предусмотрительность и заключить хотя бы дополнительное соглашение, которое предусматривало бы этапы производства работ. Правда, для исключения подозрений со стороны налогового органа в налоговой выгоде налогоплательщика целесообразно было бы заключить такое дополнительное соглашение до даты принятия ФЗ от 03.08.2018 № 303-ФЗ.
Заключая дополнительное соглашение с заказчиком стоить иметь в виду, что этапы работ должны быть подробно расписаны по объему. Кроме того, обязательно должен быть указан срок исполнения работ по каждому из этапов. Также разумно будет в тексте договора указать, что выполнение работ по этапам производится последовательно. В таком случае, авансовые платежи, уплаченные заказчиками до конца 2018 года, можно будет закрыть с НДС под 18% подписанием документов о выполнении работы, а следующие этапы работ будут «закрываться» под 20% НДС. Это позволит предпринимателям минимизировать возможные убытки, что по большому счету не затронет и интересов контрагентов.