Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общая характеристика предпринимательской деятельности)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зададимся вопросом: может ли государство посредством нормативного регулирования оказывать существенное влияние на развитие экономических отношений? В. С. Нерсесянц подчёркивает, что право формируется обществом, всей совокупностью общественных отношений, а не изобретается законодателем. При этом формулировки (принципы, законы, положения, схемы, модели, нормы) именно потому являются реальным и эффективным инструментом, средством овладения действительностью, что соответствуют её внутренним закономерностям и структурам, подразумевают законосообразность связей реальности и учитывают их [8, с. 71].

В. А. Белов справедливо отмечает, что нормы служат не основой абстрактных догматических конструкций, вырабатываемых юридической наукой, а более или менее адекватным формализованным отражением этих конструкций, выстроенных индуктивным путём на юридических элементах фактических отношений [9, с. 141].

Действительно, в рамках марксистского подхода право как надстройка лишь легально закрепляет уже сложившиеся в обществе экономические отношения. Но при этом нормативное регулирование способно не просто воздействовать на уже сложившиеся отношения, но может и изменить фактические общественные отношения, в частности регулирующие отдельные направления осуществления предпринимательской деятельности [10; 11]. Право не только констатирует, легализирует существование, но и способствует как появлению, так и функционированию новых экономических институтов, что свидетельствует о праве как об инструменте активного преобразования общественных отношений [12, с. 13; 13, с. 26]. Ещё в 1979 г. в рамках дискуссии, посвящённой анализу понимания советского права, Р. О. Халфина подчёркивала необходимость исследования проблем воздействия права на поведение [14, с. 50]. Эти вопросы и сегодня не теряют своей актуальности. Так, в сфере антимонопольного регулирования законодательный запрет существования картелей и обоснование функционирования естественных монополий способствует развитию соответствующих отношений. Российской истории также известны такие хозяйственные объединения, как финансово-промышленные группы, существовавшие в период с 1995 по 2007 гг., которые начали функционировать после их законодательного закрепления сначала в указе Президента от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации», а затем и в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», который был упразднён с 5 июля 2007 г. В этом случае юридический образ1 способствовал созданию фактических отношений. Как верно отметил лауреат нобелевской премии Р. Коуз, «правовая система оказывает глубочайшее воздействие на функционирование экономической системы, и можно сказать, что в определённом смысле даже контролирует её» [15].


Важный вывод в своём исследовании, посвящённом анализу государственного регулирования, сделал Е. П. Губин. Он определяет государственное регулирование не только как движение от государственных органов к предпринимателям, но и как обратную связь - от предпринимателей и их объединений к государству в лице его органов. Отсутствие обратной связи приводит к неэффективности всей системы государственного регулирования [1, с. 43]. Действительно, при анализе государственного регулирования целесообразно использовать такой экономический показатель, как эффективность, означающий ожидаемый результат целенаправленных действий. Для проведения количественной оценки эффективности (ожидаемого результата) государственного регулирования нужны чёткие показатели, свидетельствующие об их определённости. Такие показатели, в частности, разработаны Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 (ред. от 31 августа 2018 г.) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Так, одним из показателей является прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере.

Одной из форм государственного регулирования является государственная поддержка предпринимательской деятельности. Как подчёркивал В. В. Лаптев, в отличие от государственного регулирования, задачи которого сводятся к установлению рамок, границ деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей [16, с. 22]. В конеч -ном счёте государственная поддержка является формой государственного стимулирования рационального хозяйствования [17].

Вместе с тем, государственная поддержка не должна выходить за рамки задач по стимулированию развития рыночной экономики, увеличению производства конкурентоспособной продукции на рынках, учитывая имеющиеся тенденции глобализации производства [18, с. 146]. При этом необходимо помнить, что «в долгосрочной перспективе чрезмерная «помощь» со стороны государства оборачивается снижением частной инициативы и приносит субъектам рынка лишь временное облегчение, в то время как свободный рынок прокладывает себе путь к устойчивости и эффективности» [19, с. 62]. Го -сударственная поддержка отдельных направлений предпринимательской деятельности предусмотрена в ряде законов2.


Заметим, что государственная поддержка предусматривает только положительное воздействие на осуществление предпринимательской деятельности, в отличие от которой государственное регулирование, как и более широкое понятие - государственное воздействие, по отношению к отдельным хозяйствующим субъектам может оказывать не только положительное влияние. Так, в рамках осуществления контролирующих функций государственные органы могут применять меры юридической ответственности при выявлении нарушений законодательства. В частности, такие меры ответственности предусмотрены налоговым законодательством, законодательством в сфере технического и антимонопольного регулирования, в области выдачи специальных разрешений. Соответственно, государственная поддержка направлена на защиту именно частных интересов, тогда как государственное регулирование в первую очередь преследует цели реализации и охраны публичных интересов, при этом государственное регулирование также учитывает и частные интересы, которые всегда связаны с публичными началами. К примеру, регулирование конкуренции способствует развитию предпринимательских отношений, препятствуя монополизации товарных рынков.

Таким образом, государственная поддержка является частью государственного воздействия, не совпадая по смыслу содержания с термином «государственное регулирование».

Далее рассмотрим отличительные черты нормативного регулирования. Нормативное регулирование, наряду с индивидуальным, является частью правового регулирования. При этом нормативное регулирование можно понимать и шире правового. Как справедливо отмечает Ю. А. Тихомиров, целостную систему нормативного регулирования выстроить довольно сложно, поскольку налицо «необозримость» действующих актов и правил, с одной стороны, хаотичность их образования и несогласованность между собой -с другой [20, с. 97]. Между тем нормативное регулирование объединяют такие общие черты, как регулирование с помощью различных социальных норм, а также несовпадение субъектов - создателей, образователей, норм и нормоприменителей, тех, кто эти нормы использует.

Нормативное регулирование включает в себя регулирование с помощью различных социальных норм3, в том числе этических. В последние годы многие учёные-правоведы обращаются к исследованию этических проблем как первоосновы правовых категорий. Поскольку современное гражданское общество основано на принципах коммерциализации, этические начала находят всё большее отражение именно в праве (как естественном, так и позитивном). Иными словами, этика как философская категория уступает место этике как правовой категории. Более того, часто право оказывается тем последним бастионом, который сохраняет моральные ценности в современном обществе [22, с. 62].


Для того чтобы выявить, какое влияние этические нормы оказывают на осуществление предпринимательской деятельности, необходимо обратиться к тем категориям, которые охватываются понятием «этика».

Под этикой понимается философское учение о морали и нравственности как формах общественного сознания, об их сущности, законах развития и роли в жизни человека и общества . Мораль и нравственность как основные категории этики являются одним из способов нормативной регуляции действий человека в обществе наряду с нормами права и обычаями [22, с. 63].

Рассмотрение этических проблем позволяет нам выйти на качественно иную ступень понимания предпринимательской деятельности - во взаимосвязи их не только с правовыми и экономическими, но и философскими категориями. Особенно ярко этические нормы проявляются в тех сферах предпринимательской деятельности, в которых наиболее тесно пересекаются публичные и частные интересы. В частности, в области антимонопольного регулирования заключение вертикальных соглашений (ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) «О защите конкуренции») может оказывать негативное воздействие на интересы конечного потребителя, поскольку влияет на рост цен, снижение количества и качества выпускаемой продукции.

Этические нормы позволяют субъектам предпринимательской деятельности рационально применять правовые нормы. В ряде случаев они «вплетаются» в правовое регулирование, составляя основу последнего. Как отмечает В. А. Вайпан, любая норма права имеет моральное содержание, а право в целом вытекает из моральных установок данного общества [23]. В таком случае можно говорить о морально-этическом содержании правовых норм. Так, в сфере технического регулирования необходимость защиты публичных интересов отражается в формулировке целей принятия технических регламентов. Согласно ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) «О техническом регулировании» к таким целям относят защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В условиях свободы предпринимательской деятельности невысокая интенсивность правового регулирования отдельных направлений осуществления предпринимательской деятельности может компенсироваться использованием моральных норм, которые в этом смысле можно считать универсальными регуляторами. Так, в области аудита п. 20 Международного стандарта контроля качества (МСКК) 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчётности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг» установлено, что аудиторская организация должна внедрить политику и процедуры, призванные обеспечить её разумную уверенность в том, что как сама организация, так и персонал соблюдают соответствующие этические требования, основанные на принципах честности, объективности, профессиональной компетентности и должной тщательности; конфиденциальности и профессиональном поведении5.


В сфере предпринимательской деятельности нормативное регулирование осуществляется также посредством технико-юридических норм, выражающихся в технических регламентах и стандартах, которые определяют требования к продукции и производственным процессам.

Таким образом, нормативное регулирование предпринимательской деятельности в первую очередь связывают с правовым регулированием, поскольку иные социальные нормы определяют форму и содержание правоотношения опосредованно, прежде всего через правовые нормы. В любом случае нормативное регулирование является основой правового регулирования, которое в первую очередь в концепции позитивного права расценивается именно как регулирование посредством правовых норм. Нормативное регулирование шире правового регулирования, поскольку включает, наряду с правовыми, также этические и технико-юридические нормы. В условиях свободы предпринимательской деятельности невысокая интенсивность правового регулирования отдельных направлений осуществления предпринимательской деятельности может компенсироваться использованием моральных норм, которые в этом смысле можно считать универсальными регуляторами. Анализ этических и технико-юридических норм может стать предметом последующего научного исследования.

2.2. Регулирование социального предпринимательства на законодательном уровне

Социальное предпринимательство как профессию и область для изучения впервые представил Грегори Диз, директор Центра директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка, в конце 1990-х.

Нормы гражданского законодательства способствуют правовому регулированию предпринимательской деятельности в РФ. Данные нормы являются не только регулятором имущественных, личных имущественных и неимущественных отношений, но и предстают перед нами как особая система упорядочения современного рынка РФ. Однако предпринимательские отношения изучены недостаточно. Это развивающийся институт. Возникают новые виды предпринимательских отношений, а право не всегда успевает отразить присущие данным отношениям признаки. отношениям признаки. В настоящее время одним из самых важных направлений и целей законодательства в сфере предпринимательской деятельности является установление определенного рода правил [1]. Поэтому государство должно разработать действенные методы для регулирования данных отношений.

Согласно ст. 2 ч. 1 ГК РФ, Предпринимательская деятельность определяется как "самостоятельная, осуществляемая на свой