Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общая характеристика предпринимательской деятельности)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По свойствам проявления методы государственного регулирования можно разделить на экономические, властные, организационные; методы организации и методы деятельности; методы убеждения и принуждения; прямого и косвенного воздействия; правовые и неправовые; научные, эмпирические, экспериментальные и случайные; регулирование, общее руководство, непосредственно управление; повсеместные и локальные; общие и специальные; стратегические и тактические.

Экономические методы государственного регулирования базируются на материальной заинтересованности предпринимателей,

побуждающую их действовать в необходимом для общества направлении и добиваться инициативного решения поставленных задач без специальных распоряжений или указаний со стороны субъекта регулирования; предоставляют возможность выбора между типами поведения; являются по своему воздействию косвенными.

Просветительские методы подразумевают активное воздействие идеологических и материальных средств в целях регулирования. Властные, административные, административно-директивные методы представляют собой способ непосредственного воздействия через прямые обязывающие предписания, опирающегося на силу государственного принуждения, невыполнение которого может повлечь за собой юридическую ответственность.

Организационные методы регулирования направлены на систематизацию и упорядочение структуры государственного регулирования, функций и компетенций каждого структурного подразделения, информационных каналов прямой и обратной связи и т.д. Функциональный и структурный блоки, а также связи между ними составляют структуру элементов обеспечения системы государственного регулирования, включающие нормативное, финансовое, организационное и технологическое регулирование. Элемент нормативного обеспечения реализуется в форме установления норм и правил права. Элемент финансового обеспечения субъекты государственного регулирования управляет финансовыми потоками через формирование бюджета, государственные дотации, трансферты и осуществляет контроль за их использованием. Элемент организационного обеспечения связан как со сферой оперативно-организаторской работы, так и с функциями государственного регулирования. Наконец, элемент технологического обеспечения включает в себя разработку и утверждение стандартов, контроль за осуществлением предпринимательской деятельности[4].

Регулирующее воздействие государства включает определенную последовательность действий, либо стадий процесса регулирования. При этом, специальные функции отражают специфические особенности данного государственного регулирования, включающие техническое и методическое руководство, технический контроль, специальные виды надзора и много другое. Регулирующее воздействие государственных органов власти включает определенную последовательность действий, составляющих стадии процесса регулирования. При этом функции регулирования характеризуют содержание регулирования и представляют собой самостоятельные и обособленные направления или виды деятельности органов государственного регулирования, определяемые целями, через:


- прогнозирование и планирование,

направленные на разработку оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами;

- организацию и формирование структуры системы регулирования, определение функциональных взаимосвязей;

- руководство, установление правил и нормативов, координацию;

- оперативное распорядительство и контроль.

За период рыночных реформ государственные органы власти постепенно активизируют деятельность по становлению, поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Основные аспекты государственного регулирования в сфере малого бизнеса включают:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;

- учреждение порядка регистрацию субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификацию продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными партнерами;

- организацию подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого и среднего бизнеса.

Следует отметить, что важной мерой государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России является установление государственных гарантий, обеспечивающих спрос на продукцию, его производство и сбыт. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса. Субъекты предпринимательства в силу своих недостаточных возможностей остро нуждаются в тесном взаимодействии с подобными организациями, при этом государственная поддержка является неоценимой. Кроме того органы государственной власти должны оказывать помощь в организации деятельности производственных союзов, либо ассоциаций субъектов малого и среднего бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, защиты интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.


Необходимо отметить, по состоянию на 1 января 2016 года, по данным Росстата, в Российской Федерации зарегистрировано и действует около 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых занято более 18 млн. человек, что составило 25 % от общего числа занятых в экономике.

Проанализировав данные, приведенные в таблице 1, нами получены следующие выводы. Основу сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) по количеству хозяйствующих субъектов составляют индивидуальные предприниматели (ИП) - 2,4 млн. или 53,3% всех МСП и микропредприятия - 1,9 млн. или 41% всех МСП. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние - 0,3% от общего количества субъектов МСП. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП - 55%. На наш взгляд, данный сектор экономики МСП необходимо и дальше усиленно развивать.

С целью развития сферы малого и среднего бизнеса по указу Президента Российской Федерации Путина В. В. была создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Основные цели данной организации направлены на содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики, а также защиту прав и интересов малого и среднего бизнеса на всех уровнях власти.

Кроме того, деятельность данной организации направлена на сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, прозрачность деятельности предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей, снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности и многое другое. Решение основных задач организация осуществляет через реализацию конкретных проектов. Например, исследование предпринимательского климата в России, разработка щадящего налогового режима для малого бизнеса и др.

Таким образом, в результате проведенного анализа эффективности взаимодействия предпринимательства и органов государственной власти нами было выявлено, что централизованное государственное управление и регулирование находится в противоречии с законами саморегулирования рыночных отношений, тем самым показывая свою неэффективность. Современные экономические системы, основанные на самостоятельном формировании бизнес-процессов, постепенно могут разрушать иерархические структуры государственного контроля, если государство не учитывает и не затрагивает интересы бизнес структур. Так, например, начинающие предприниматели не имеют достаточного стартового капитала, в этом случае для открытия предприятий и ведения бизнеса, им, прежде всего, необходима помощь со стороны государственных органов власти, через регуляторную функцию. Важнейшая задача Правительства Российской Федерации заключается во всесторонней поддержке отечественного предпринимательства, разработке программ развития малых и средних предприятий в России; контроль равномерного развития разных направлений деятельности и достижение максимальной сбалансированности; достижение устойчивого уровня совокупного спроса на продукцию предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечение занятости работоспособного населения.


Глава 2. Регулирование предпринимательской деятельности

2.1 Нормативное регулирование предпринимательской деятельности

Нормативное регулирование традиционно занимает ведущее место в правовом регулировании предпринимательской деятельности и осуществляется с помощью норм права, выраженных в различных источниках, поэтому правовое регулирование чаще всего связывается именно с нормативным регулированием.

Несмотря на распространённость научных исследований в отношении отдельных аспектов регулирования предпринимательской деятельности, эти вопросы не потеряли своей актуальности, поскольку часто отождествляют государственное, правовое и нормативное регулирование. Так, нормативное регулирование относят к основным формам государственного регулирования. Но можно ли соотносить нормативное и государственное регулирование только как общее и частное? Представляется, что соотношение этих понятий является более сложным. Для того чтобы это показать, проанализируем подробнее данные термины.

Философские методы (диалектический, детерминистский) охватили научное познание в целом, поскольку именно они формулируют основные требования к научным теориям и определению сущности исследуемых явлений. Учитывая характер работы, автором в значительной степени использовались логические приёмы классифицирования: иерархический и фасетный. Наряду с этим, применялись частные методы, которые позволили получить конкретное знание: сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, математический, метод правового моделирования.

Государственное регулирование - вполне сложившееся понятие как в науке, так и в законодательстве. При этом в нормативно-правовых актах нет общего определения государственного регулирования по отношению ко всем видам предпринимательской деятельности. Так, в ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственное регулирование торговой деятельности определяется через систему методов регулирования посредством установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; антимонопольного регулирования, информационного обеспечения, государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области, а правовое регулирование представляет собой только систему нормативно-правовых актов, перечисленных в ст. 3 указанного закона.


Государственное регулирование традиционно связывается с управленческой деятельностью государства [1, с. 32; 2, с. 28]. В. С. Белых определяет государственное регулирование предпринимательской деятельности как управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных отношений их участников [3, с. 39-40]. Также он справедливо именует государственное регулирование иерархическим [4, с. 267]. Кроме того, в юридической науке государственное регулирование связывается со способами воздействия на предпринимательскую деятельность, к которым относят принятие нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организацию контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям, применение к ним мер стимулирования и ответственности в случае нарушения ими этих требований [5, с. 11].

В свою очередь, государственное регулирование является частью более широкого понятия - государственного воздействия, которое преследует общие задачи - любое влияние со стороны государства на осуществление предпринимательской деятельности. Такое воздействие включает в себя, наряду с регулированием, в том числе любую поддержку хозяйствующих субъектов.

Государственное регулирование связано с деятельностью именно государственных органов и направлено на определённое упорядочение предпринимательских отношений, осуществление государственной политики в области предпринимательской деятельности. В отличие от других мер государственной поддержки, государственное регулирование учитывает в первую очередь публичные интересы. Как отмечает Г. А. Гаджиев, со времён Д. Кейнса экономическая наука признала, что рыночная экономика не способна находиться в равновесном состоянии без участия регуляторов, выступающих в качестве ограничителей экономической деятельности [6, с. 20]. Такие регуляторы устанавливаются именно в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом ряд исследователей указывают на противоречие государственного регулирования философии свободного предпринимательства [7, с. 32]. Вместе с тем в рамках всех современных экономик государственное регулирование предпринимательской деятельности неизбежно, поскольку при отсутствии такого регулирования ставится под угрозу соблюдение и защита публичных интересов, что особенно заметно в области технического, антимонопольного регулирования.