Файл: «Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования» ..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Понятие налоговой системы
1.1 Понятие и сущность налогов. Правовое значение объекта налогообложения
1.2 Принципы построения налоговой системы
2.1 Юридические основы в России
2.2 Особенности налоговой системы РФ
2.3 Роль налоговой системы в регулировании рынка и тенденции её развития
Для целей налогообложения объект подлежит измерению. «Единицы измерения могут избираться разные, например: доход - рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства - рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы (при учёте мощности двигателя) и т.д.»[8]
Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно - властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.
Данное определение раскрывает первопричину существования налоговых отношений – необходимость перераспределить часть доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.
Весь состав налогов и сборов отечественной системы налогообложения распадается на 2 взаимодействующие подсистемы: прямого налогообложения; косвенного налогообложения.
Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно – финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей .Косвенные налоги – те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.
Эти подсистемы тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы. Взимание одних налогов может снижать или увеличивать стоимостную базу исчисления других. Эволюция налогообложения в России и за рубежом свидетельствует о постоянном поиске способов разрешения споров – какая из подсистем должна быть преобладающей: прямое или косвенное обложение. В настоящее время зарубежные налоговые системы основываются на подсистеме прямого обложения, считая его стимулирующим фактором развития бизнеса.
В практике взимания налоговых платежей существует несколько способов:
- «по декларации»
- «кадастровый способ»
- «у источника выплаты»
Первый способ основывается на том, что налогоплательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе представленной декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику уведомление о его уплате.
При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр – реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообложения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также определяющий среднюю доходность объекта налогообложения. В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика объекта обложения.
Уплата налога у источника дохода предполагает, что налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату дохода.
1.2 Принципы построения налоговой системы
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца ”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Для того чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом[9] в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
- Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
- Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
- Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
- Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы[10]:
- Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
- Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
- Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
Уровень с ставки учётом устанавливаться налоговой должен возможностей налогоплательщика, т.е. должен доходов. Налог уровня быть этот дохода прогрессивным. Принцип не соблюдается всегда, с многих рассчитываются налоги странах все во чтобы пропорционально.
Необходимо носило далеко некоторые усилия, доходов обложение прилагать дохода характер. Многократное налогообложение капитала или принципа недопустимо. Примером замена этого развитых служит в осуществления обложение странах однократный оборота оборота, по происходило налога на нарастающей чистый где кривой, облагается вновь с где налогом созданный один до всего раз продукт вплоть его реализации.
Обязательность должна налогов. Налоговая оставлять в сомнений у уплаты налогоплательщика процедура не налогов платежа.
Система простыми, система понятными быть должны удобными и неизбежности и учреждений, для для и собирающих налогоплательщиков выплаты система налоги.
Налоговая и быть экономичными гибкой общественно-политическим легко два к основных вида потребностям.
Существует и меняющимся шедулярная налоговой системе шедулярной глобальная. налоговой доход, должна получаемый адаптируемой на части делится налогоплательщиком, весь шедулы. Каждая частей налогом из этих шедул особым образом. Для облагается различные могут разных установлены льготы ставки, налоговой и другие доходы налога. физических все лиц быть элементы и глобальной юридических системе система одинаково. Такая упрощает и облагаются налогов планирование расчёт финансового облегчает налоговая для предпринимателей. Глобальная результата в система применяется широко западных государствах.
Уровень учётом ставки с налогоплательщика, должен налоговой должен возможностей т.е. устанавливаться доходов. Налог дохода быть соблюдается уровня прогрессивным. Принцип всегда, этот многих не с чтобы странах во далеко носило налоги пропорционально.
Необходимо усилия, обложение некоторые все доходов налогообложение прилагать принципа характер. Многократное замена капитала дохода или недопустимо. Примером обложение развитых однократный оборота осуществления странах служит налога этого по происходило рассчитываются в облагается на чистый оборота, где вновь где кривой, до один нарастающей с вплоть созданный всего налогом продукт раз его реализации.
Обязательность должна налогов. Налоговая уплаты в оставлять у налогов не процедура система сомнений платежа.
Система и налогоплательщика должны понятными быть и неизбежности простыми, учреждений, и для собирающих выплаты для быть и гибкой налоги.
Налоговая легко два налогоплательщиков система вида удобными общественно-политическим и экономичными основных потребностям.
Существует шедулярной меняющимся доход, к системе адаптируемой глобальная. получаемый налоговой должна на делится налоговой части шедулярная налогоплательщиком, налогом шедулы. Каждая шедул этих из особым весь разных образом. Для ставки, различные льготы частей могут установлены налоговой облагается физических доходы другие налога. и все юридических системе глобальной и элементы упрощает быть облагаются одинаково. Такая система налогов лиц финансового планирование налоговая и в расчёт результата предпринимателей. Глобальная облегчает для система применяется широко западных государствах.
Уровень ставки учётом должен должен с возможностей налогоплательщика, устанавливаться т.е. соблюдается доходов. Налог всегда, быть налоговой уровня прогрессивным. Принцип с этот не многих налоги странах чтобы носило далеко обложение усилия, пропорционально.
Необходимо прилагать во дохода все доходов замена некоторые капитала характер. Многократное или принципа дохода обложение недопустимо. Примером оборота осуществления странах налога служит однократный рассчитываются происходило этого налогообложение по на в оборота, развитых до чистый где один где нарастающей облагается созданный кривой, раз всего вплоть вновь с продукт его налогом реализации.
Обязательность уплаты налогов. Налоговая процедура в налогов у оставлять должна сомнений налогоплательщика не платежа.
Система быть должны учреждений, понятными и собирающих для простыми, выплаты и гибкой неизбежности для система два быть и налоги.
Налоговая система общественно-политическим налогоплательщиков и вида удобными основных и доход, легко потребностям.
Существует шедулярной экономичными меняющимся получаемый должна к глобальная. системе налоговой шедулярная на части налоговой делится шедул из адаптируемой шедулы. Каждая особым этих налогоплательщиком, весь льготы разных образом. Для различные ставки, частей облагается могут налогом установлены налоговой и доходы системе налога. и другие юридических облагаются глобальной быть элементы физических все финансового одинаково. Такая и налогов расчёт упрощает результата налоговая в планирование лиц система предпринимателей. Глобальная западных для система применяется широко облегчает государствах.
Уровень возможностей налогоплательщика, должен должен с ставки учётом соблюдается т.е. устанавливаться доходов. Налог налоговой быть этот уровня прогрессивным. Принцип налоги всегда, с не чтобы странах носило многих во обложение далеко пропорционально.
Необходимо замена все усилия, дохода капитала прилагать принципа доходов характер. Многократное или дохода осуществления налога недопустимо. Примером однократный рассчитываются некоторые обложение налогообложение оборота служит происходило развит.
- Система и процедура налогов должны простыми, понятными и для налогоплательщиков и для учреждений, налоги.
- Налоговая должна быть и легко адаптируемой к общественно-политическим .
- Налоговая система обеспечивать перераспределение ВВП и быть инструментом государственной политики
Существует основных вида системы: шедулярная и . В шедулярной налоговой весь доход, налогоплательщиком, делится части - шедулы. из этих облагается налогом образом. Для шедул могут установлены различные , льготы и другие налога. В глобальной системе все физических и юридических облагаются одинаково. система облегчает налогов и упрощает финансового результата предпринимателей. Глобальная система широко в западных государствах.
II. Роль системы в рыночной
2.1 Юридические основы в России
Приступив к вопросов юридического , иначе сказать обеспечения, гарантирования сторон в такого деле как населения и различного их объединений ( именуемых юридическими , впрочем существуют в также и договорные , не признаваемые таковыми) налогами обратиться к таким как право, , его юридическое в российском законодательстве.