Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Финансовое оздоровление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, как и в процедуре наблюдения, в процедуре финансового оздоровления к должнику предъявляются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением требований текущих кредиторов (абз. 2 п. 1 ст. 81 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Свои требования кредиторы предъявляют в процедуре установления требований кредиторов в порядке, определенном ст. 100ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Исковые заявления кредиторов о взыскании денежного долга не могут быть рассмотрены по существу, а подлежат оставлению без рассмотрения[27].

Во-вторых, с введением процедуры финансового оздоровления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов (абз. 3 п. 1 ст. 81 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Определение о введении процедуры финансового оздоровления арбитражным судом направляется судебному приставу-исполнителю, который в разумный срок совершает действия по отмене обеспечительных мер без каких-либо ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства.

В-третьих, аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 81 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». При необходимости наложения ареста на имущество должника в связи со взысканием задолженности по текущим платежам судебный пристав-исполнитель обращается с ходатайством в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве[28].

В-четвертых, за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу решений, до даты введения процедуры финансового оздоровления приостанавливаются имущественные взыскания по следующим исполнительным документам (Приложение 5).

Поскольку учредители (участники) юридического лица не являются конкурсными кредиторами должника, то ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» е допускает удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), а также выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплату действительной стоимости доли (пая).

Вследствие неплатежеспособности должника - юридического лица запрещена выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, а также доходов учредителям (участникам) по долям (паям) и распределение прибыли между ними.


В процедуре финансового оздоровления осуществляется самоуправление должником. Органы управления должника - юридического лица осуществляют свои полномочия не в полном объеме, а с ограничениями

Единоличный орган юридического лица может быть отстранен арбитражным судом, рассматривающим дело о несостоятельности должника, на основании ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления или совершения действий, нарушающих права или законные интересы кредиторов и (или) лиц, предоставивших обеспечение.

В процедуре финансового оздоровления утверждается административный управляющий, полномочия которого возникают с момента утверждения его арбитражным судом и продолжаются до прекращения процедуры или до его освобождения или отстранения.

Процедура финансового оздоровления может быть окончена до истечения срока, установленного арбитражным судом[29].

Основанием досрочного окончания процедуры является погашение должником всех требований кредиторов, которые предусмотрены графиком погашения задолженности.

2.3.Внешнее управление

Процедура внешнего управления вводится арбитражным судом. Основанием введения процедуры по общему правилу является решение собрания кредиторов, которое обращается с ходатайством к суду о введении процедуры внешнего управления.

Процедура внешнего управления может быть введена по окончании процедуры наблюдения. Первым собранием кредиторов может быть принято решение о переходе к внешнему управлению. В этом случае арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов выносит определение о введении процедуры внешнего управления (п. 1 ст. 75 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Основанием перехода к внешнему управлению выступает возможность восстановления платежеспособности должника, выявленная в ходе конкурсного производства. В этом случае конкурсный управляющий обязан в пределах одного месяца после выявления указанных обстоятельств созвать собрание кредиторов.

Решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о переходе к внешнему управлению принимается большинством голосов от общего числа голосов кредиторов, требования которых включены в реестр и не погашены на момент проведения собрания. В решении собрания должны быть указаны срок внешнего управления и требования, предъявляемые к кандидатуре внешнего управляющего.


Условиями вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению являются:

  • неприменение ранее к должнику процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления;
  • наличие у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Введение процедуры внешнего управления влечет следующие последствия.

Для юридических лиц, у которых имущество находится на праве собственности, законом предусмотрены прекращение полномочий единоличного органа и коллегиальных органов управления юридического лица, передача управления делами юридического лица, а также полномочий руководителя и иных органов юридического лица утвержденному судом внешнему управляющему, который выражает вовне волю должника[30].

Трудовой договор с руководителем должника может быть прекращен согласно п. 1 ст. 278 ТК РФ, или руководитель может быть переведен на другую работу.

Во внешнем управлении коллегиальные органы управления юридического лица, согласно п. 2 ст. 94 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», сохраняют свои полномочия по принятию следующих решений (Приложение 6).

Введение процедуры внешнего управления для акционерного общества влечет сохранение полномочий его коллегиальных органов управления по принятию решений, представленных в Приложении 7.

- об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;

- об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления дополнительной эмиссии акций;

- об определении количества, номинальной стоимости обыкновенных акций;

- об определении порядка ведения общего собрания акционеров;

- иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций решения[31].

Прекращаются полномочия собственника имущества унитарного предприятия, за исключением принятия решений об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов, о заключении соглашения с третьим лицом (третьими лицами) об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств унитарного предприятия..

В процедуре внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

Во внешнем управлении действует специальный порядок предъявления требований кредиторами по денежным обязательствам и обязательным платежам. Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, а также кредиторы первой и второй очереди предъявляют требования к должнику в процедуре внешнего управления, а не в общем процессуальном порядке.[32]


Текущие кредиторы предъявляют требования к должнику и разрешают споры с ним в отдельном исковом производстве.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 94 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с введением внешнего управления отменяются ранее принятые обеспечительные меры в исполнительном производстве.

Обеспечительные меры считаются отмененными в силу указания Закона, без вынесения об этом самостоятельного судебного акта, а судебный пристав-исполнитель совершает необходимые действия в том же порядке, как и при удовлетворении иска об освобождении имущества от ареста[33].

Новые аресты на имущество должника, а также иные ограничения по распоряжению имуществом должника в процедуре внешнего управления могут быть наложены в рамках гражданского или арбитражного процесса, в исполнительном производстве при взыскании задолженности по текущим платежам, истребовании имущества из чужого незаконного владения, т.е. вне производства по делу о несостоятельности[34].

Внешний управляющий выступает от имени должника в гражданском обороте - совершает сделки и иные юридически значимые действия.

Поскольку органы должника утратили свои полномочия в процедуре внешнего управления, то внешний управляющий распоряжается имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Необходимо подчеркнуть пределы свободы распоряжения имуществом должника. По мнению С.А. Денисова, «все решения внешнего управляющего, направленные на распоряжение имуществом должника, должны не только не выходить за рамки плана внешнего управления, но и контролироваться со стороны собрания кредиторов (комитета кредиторов) путем согласования соответствующих сделок...»[35].

Ограничения распоряжения имуществом должника установлены ст. ст. 101, 104, п. 3 ст. 106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Сделки, совершаемые с имуществом должника, должны быть включены в план внешнего управления, а перечисленные в указанных нормах сделки требуют согласия собрания (комитета) кредиторов.

Внешний управляющий вправе от имени должника заключать мировое соглашение. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимает внешний управляющий (п. 1 ст. 153). Если мировое соглашение является для должника крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, то внешним управляющим решение может быть принято после принятия такого решения коллегиальными органами управления должника или получения от них последующего согласия (одобрения) совершенной внешним управляющим сделки (п. 2 ст. 153).


В ходе процедуры внешнего управления возможен отказ должника от исполнения договоров и иных сделок, если их исполнение повлечет для должника невозможность восстановления платежеспособности.

Внешний управляющий вправе признавать недействительными оспоримые сделки должника и применять последствия их недействительности, а также применять последствия ничтожных сделок.

Внешний управляющий обязан вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность.

Целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника на основании плана внешнего управления. Разработка плана внешнего управления - обязанность внешнего управляющего как специалиста по антикризисному управлению.

В процедуре внешнего управления должник - юридическое лицо отстраняется от управления своими делами, однако его коллегиальные органы участвуют в некоторых случаях в формировании воли должника на совершение сделок. Кроме того, сделки с имуществом должника требуют одобрения сообщества кредиторов, поэтому формирование воли должника на совершение сделок по распоряжению своим имуществом происходит по предписаниям ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Отказ внешнего управляющего от сделок должника представляется возможным, если договор или сделка не исполнены сторонами полностью или частично. В том случае, если договор исполнен полностью, возврат имущества должника возможен посредством предъявления требования о признании сделки недействительной и реституционного требования[36].

Кроме того, отказ от исполнения договоров и иных сделок допускается, если исполнение должником договорного обязательства повлечет для него, во-первых, невозможность восстановления платежеспособности или, во-вторых, возникновение убытков по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Меры по восстановлению платежеспособности должника установлены ст. 109 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Меры по восстановлению платежеспособности должника должны быть включены в план внешнего управления.

Продажа предприятия должника как имущественного комплекса, предназначенного для предпринимательской деятельности, включается в план внешнего управления и рассматривается законодателем как способ его санации.

Включение продажи предприятия в план внешнего управления допускается на основании решения органа управления должника, который уполномочен уставом принимать решения о заключении крупных сделок. В этом случае нормы корпоративного законодательства применяются для цели определения соответствующего органа управления юридического лица.