Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Финансовое оздоровление).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) по российскому законодательству
1.1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
1.2. Отношения регулируемые законом о несостоятельности (банкротстве)
Глава 2. Процедуры банкротства
Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц
3.1.Банкротство градообразующих организаций
3.2.Банкротство сельскохозяйственных организаций
Если кандидатуру временного управляющего в этот момент определить невозможно, то суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок, не превышающий 15 дней с даты вынесения определения о введении процедуры наблюдения. В этом случае требования других заявителей рассматриваются в порядке ст. 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Определение об отказе во введении процедуры наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится при наличии иного заявления о признании должника несостоятельным (Приложение 3). Заявления других лиц должны быть рассмотрены в течение 15 дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя[16].
Определение об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу выносится при отсутствии заявлений со стороны других кредиторов в следующих случаях (Приложение 4).
Отказ во введении процедуры наблюдения производится судом на основании п. 3 ст. 48 в тех случаях, когда судебный акт, на котором было основано требование конкурсного кредитора, был отменен как до, так и после возбуждения дела о банкротстве. При отмене судебного акта после введения процедуры наблюдения определение о признании требования обоснованным и включении его в реестр требований может быть пересмотрено по новым обстоятельствам согласно п. 1 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, а признание требования необоснованным влечет отмену определения о введении процедуры наблюдения[17].
Если при рассмотрении заявления о признании должника несостоятельным на предмет его обоснованности будет установлено, что исполнение подтверждающего требования заявителя судебного акта приостановлено в соответствии со ст. 283 или ст. 298 АПК РФ, отсрочено или рассрочено в соответствии со ст. 324 АПК РФ, то заявление оставляется без рассмотрения.
Если заявление о признании должника несостоятельным было подписано неуполномоченным лицом и не было одобрено уполномоченным лицом, то заявление остается без рассмотрения согласно п. 7 ч. 1 ст. 148 АПК РФ при обнаружении указанных обстоятельств на стадии принятия заявления или рассмотрения его обоснованности, а в ходе производства по делу влечет прекращение производства по данному заявлению согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ или производства по делу в целом[18].
Определение о введении процедуры наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы.
Определение о признании необоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и оставлении заявления без рассмотрения выносится при признании требования необоснованным, при отсутствии всех условий, предусмотренных ст. ст. 213.3 - 213.5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при отсутствии доказательств неплатежеспособности гражданина, при неподтверждении требований заявителя вступившим в силу судебным актом в случае, если между заявителем и должником имеется неразрешенный судом спор о праве (абз. 4 п. 2 ст. 213.6).
Определение о признании необоснованным требования и прекращении производства выносится, если заявление должника-гражданина, его конкурсного кредитора или уполномоченного органа признано необоснованным, удовлетворены требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, установлено отсутствие всех условий, предусмотренных ст. ст. 213.3 - 213.5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», не доказана неплатежеспособность должника при условии отсутствия других заявлений (абз. 5 п. 2 ст. 213.6).
Срок рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) должника установлен ст. 51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отличается от сроков рассмотрения дела в исковом производстве и не может превышать семь месяцев со дня принятия заявления арбитражным судом о признании должника несостоятельным (банкротом).
В пределах этого срока суд проверяет обоснованность требований заявителя и вводит процедуру наблюдения для юридических лиц, по окончании которой назначается судебное заседание.
Если наблюдение вводилось на основании заявления о признании должника несостоятельным, которое оставлялось без движения, то срок рассмотрения дела исчисляется со дня вынесения судом определения о принятии заявления[19].
Срок рассмотрения дела не изменяется, если производство по делу возбуждается на основании заявления должника, а первым собранием кредиторов не принято решения о введении последующей процедуры в связи с тем, что: а) кредиторы не предъявили требований к должнику; б) собрание кредиторов не состоялось. В этом случае суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 51 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному судом сроку, а при невозможности отложения рассмотрения дела принимает один из судебных актов в соответствии с абз. 3 - 5 п. 2 ст. 75: 1) определение о введении процедуры финансового оздоровления; 2) определение о введении процедуры внешнего управления; 3) решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и введении процедуры конкурсного производства.
По мнению Н.В.Теплова, хотя ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямо не предусматривает возможность продления срока рассмотрения дела о банкротстве, однако в исключительных случаях арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 2 и 158 АПК РФ, вправе отложить рассмотрение дела для дополнительного исследования доказательств на срок, необходимый для устранения обстоятельств, но не более чем на один месяц[20].
Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) может быть приостановлено в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 58 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и в иных предусмотренных АПК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» случаях. Приостановление производства означает невозможность принятия судебных актов, указанных в ст. 52 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; иные определения арбитражного суда могут быть приняты, а также арбитражные управляющие и иные участвующие в деле лица вправе совершать действия, предусмотренные законом.
Обязанность проведения временным управляющим анализа финансового состояния должника предусмотрена ст. 67 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Анализ финансового состояния должника в процедуре наблюдения проводится в целях определения достаточности имущества для возмещения судебных расходов по делу о несостоятельности, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Временный управляющий на основании анализа финансового состояния должника, результатов инвентаризации имущества должника (при их наличии), анализа документов о государственной регистрации прав собственности определяет возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника[21].
На основании проведенного временным управляющим анализа финансового состояния должника временный управляющий представляет экономическое обоснование целесообразности введения последующей процедуры несостоятельности (банкротства).
Если первым собранием кредиторов принято решение о введении последующей процедуры несостоятельности, то арбитражный суд при наличии к тому оснований, предусмотренных законом, принимает соответственно определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, решение о признании должника несостоятельным и о введении процедуры конкурсного производства, а также утверждает заключенное мировое соглашение.
2.2.Финансовое оздоровление
О введении процедуры финансового оздоровления вправе обратиться с ходатайством в процедуре наблюдения: а) должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия; б) учредители (участники) должника - юридического лица или орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия; в) третье лицо или третьи лица по согласованию с должником.
Обращение с ходатайством к собранию кредиторов предполагает предварительное ознакомление с ходатайством и прилагаемыми к нему документами участников собрания, для чего документы направляются временному управляющему и в арбитражный суд не позднее 15 дней до даты проведения собрания кредиторов.
Законодатель позволяет юридическому лицу заменить единоличный орган, если учредители (участники) оценят деятельность руководителя должника как неэффективную. Собрание учредителей (участников) или уполномоченный орган в случае несостоятельности унитарного предприятия вправе досрочно прекратить полномочия единоличного органа юридического лица, если для этого имеются основания, и избрать (назначить) иное лицо[22].
Процедура финансового оздоровления может быть введена как при наличии, так и при отсутствии способа обеспечения исполнения обязательств должника, если собрание кредиторов ходатайствует о ее введении[23].
Обеспечение должно быть предоставлено в двух случаях, когда процедура вводится на основании судебного усмотрения.
Во-первых, при введении процедуры финансового оздоровления по усмотрению суда, когда первым собранием кредиторов не принято решения об обращении с ходатайством к арбитражному суду о введении какой-либо процедуры и отсутствует возможность отложить рассмотрение дела в пределах установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сроков по ходатайству учредителей, собственника имущества, уполномоченного государственного органа, третьего лица о введении процедуры финансового оздоровления (п. 2 ст. 75 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В арбитражной практике допускается обращение с ходатайством и конкурсного кредитора[24].
Во-вторых, при введении процедуры финансового оздоровления арбитражным судом вопреки решению собрания кредиторов по ходатайству учредителей, собственника имущества, уполномоченного государственного органа, третьего лица о введении процедуры финансового оздоровления. этом случае в качестве способа обеспечения исполнения обязательств должника используется банковская гарантия. Требования к гаранту предъявляются арбитражным управляющим, который действует в интересах кредиторов.
Обеспечение исполнения обязательств должника производится способами, при которых используется имущество не должника, а третьего лица, а именно: залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует правоотношения по составлению, изменению и исполнению графика погашения задолженности в процедуре финансового оздоровления.
График погашения задолженности должен быть подписан лицом, уполномоченным учредителями (участниками) юридического лица, собственником имущества унитарного предприятия, а при наличии обеспечения исполнения обязательства должником - лицом, предоставившим обеспечение.
Решение о внесении изменений в график принимает собрание кредиторов, которое затем обращается в суд с ходатайством о нем. При отказе собрания кредиторов от внесения изменений в график оно вправе ходатайствовать о досрочном прекращении финансового оздоровления.
В соответствии с графиком погашаются требования кредиторов, установленные судом и внесенные в реестр требований.
Законом установлен предельный срок удовлетворения требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов - не позднее одного месяца до окончания процедуры финансового оздоровления; для удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди установлен иной срок - не позднее шести месяцев с момента введения процедуры (п. 3 ст. 84 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).[25]
Допускается досрочное исполнение обязательств должника в процедуре финансового оздоровления.
План финансового оздоровления разрабатывается только при отсутствии обеспечения исполнения обязательств должника. Он должен соответствовать графику погашения задолженности.
Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления, который не может превышать два года. и введении процедуры суд в определении о нем указывает срок процедуры. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрено продление срока процедуры финансового оздоровления, поскольку общие сроки процедур судебной санации в совокупности составляют не более двух лет (п. 2 ст. 92).
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено досрочное окончание и досрочное прекращение процедуры. Определение арбитражного суда о введении процедуры финансового оздоровления вступает в силу немедленно. Оно может быть обжаловано. Введение процедуры финансового оздоровления влечет определенные правовые последствия, предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[26].