Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Финансовое оздоровление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредиторы неплатежеспособного или несостоятельного должника вправе обратиться с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) или предъявить требования к должнику в деле о несостоятельности (банкротстве).

Для определения признаков несостоятельности (банкротства) при подаче заявления в суд учитываются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления и не исполненные должником к моменту подачи заявления. Датой подачи заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным признается дата поступления заявления в суд[9].

Состав и размер денежных обязательств и обязанностей, учитываемых при определении признаков несостоятельности (банкротства), установлены п. 2 ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

а) задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов за пользование денежными средствами, задолженность вследствие неосновательного обогащения, задолженность вследствие причинения имущественного вреда кредиторам в размере не менее чем 300 тыс. руб. для должника - юридического лица и не менее чем 500 тыс. руб. для индивидуального предпринимателя и гражданина (ранее 100 тыс. руб. и 10 тыс. руб.); не учитываются в составе таких обязательств задолженность за вред, причиненный жизни или здоровью, задолженность сверх компенсации вреда, задолженность по оплате труда работников по трудовому договору, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также неустойки, упущенная выгода, имущественные санкции; судебным актом, которым подтверждается требование кредитора, обратившегося с заявлением в суд, могут быть присуждены к взысканию проценты за пользование денежными средствами (плата за пользование денежными средствами, а также проценты за просрочку исполнения или неисполнение денежного обязательства, которые по своей правовой природе являются неустойкой).

Проценты за пользование денежными средствами учитываются при определении признаков несостоятельности (банкротства), а неустойки, упущенная выгода, иные имущественные санкции включаются в реестр требований кредиторов после проверки судом их обоснованности в размере, установленном судом на дату подачи заявления в суд о признании должника несостоятельным, если в решении указано об их взыскании по дату фактического исполнения судебного акта или в конкретной сумме на определенную дату;


б) задолженность по обязательным платежам без учета штрафов (пеней), иных финансовых санкций.

При предъявлении кредитором требования к должнику после введения процедуры несостоятельности (банкротства) состав и размер денежных обязательств и обязанностей, возникших до принятия судом заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

При этом в деле о банкротстве вправе участвовать кредиторы по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых не наступил на дату введения процедуры наблюдения, процедуры конкурсного производства.

При этом, если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то требования по таким обязательствам по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения. В связи с этим на такие требования распространяются положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» о требованиях, подлежащих включению в реестр. Указанные требования предъявляются только в деле о банкротстве в порядке, определенном ст. ст. 71 и 100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а при предъявлении иска о взыскании задолженности в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании п. 4 ст. 148 АПК РФ[10].

Требования кредиторов из неденежных обязательств предъявляются в общем процессуальном порядке, а не в процедуре несостоятельности, за исключением несостоятельности застройщика[11].

Отметим, что вопрос о том, подлежит ли прекращению производство по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, происшедшего в конкурсном производстве, либо речь должна идти о завершении конкурсного производства с ликвидацией должника решен Постановлением ВАС от 18 февраля 2014 г. N 8457/13[12].

Как указал Президиум ВАС в своем Постановлении основания для прекращения производства по делу о банкротстве, не делается какого-либо исключения для случаев удовлетворения всех требований кредиторов в конкурсном производстве. Так, дело о банкротстве можно рассмотреть как дело об установлении факта, имеющего юридическое значение (Приложение 2). Учитывая, что решение о признании должника банкротом и последующее его исполнение (конкурсное производство) основаны на установленной несостоятельности и воле заинтересованных лиц - кредиторов, отпадение первого или второго условия должно влечь прекращение производства по делу. Следовательно, опровержение несостоятельности не предполагает возможность исполнения решения о признании должника банкротом и в конкурсном производстве.


Удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, означает отсутствие в деле о банкротстве таких кредиторов. Учитывая, что речь идет о процессуальном правоотношении, отсутствие активной стороны должно влечь прекращение производства по делу, как это происходит, например, при смерти гражданина или прекращении юридического лица в обычном исковом процессе в отсутствие правопреемников[13].

Именно в этом смысле любое прекращение долга перед всеми кредиторами и выбытие в связи с этим кредиторов из процессуального правоотношения по банкротству должника должно влечь прекращение производства по делу о банкротстве должника.

Несостоятельность должника может служить основанием для:

  • конкурсного производства как специфического способа удовлетворения конкурирующих в отношении недостаточной массы кредиторов;
  • введения реабилитационных процедур, по существу являющихся способом наложения моратория на исполнение конкурирующим друг с другом кредиторам, т.е. в определенном смысле возражением должника против исполнения наступивших по сроку обязательств.

Очевидно, что конкурсное производство (процесс) является основной процедурой "по существу" объявленной несостоятельности: именно это производство предполагает способ удовлетворения требований кредиторов при недостаточности имущества должника, т.е. предлагает вариант разрешения вопросов об исполнении обязательств.

Конкурсное производство в этом смысле обладает природой исполнительного производства; целью конкурсного процесса является исполнение обязательств должника перед кредиторами. Все нормы, содержащиеся в своде правил о конкурсном производстве, по большому счету направлены на обслуживание этой цели (установление требований, статус, права и обязанности конкурсного управляющего, формирование конкурсной массы, в том числе за счет оспаривания сделок должника, продажа имущества должника, расчет с кредиторами и т.п.).

В то же время конкурсное производство есть не просто разновидность исполнительного производства, а его специфическая разновидность (конечно же, по природе, а не по применимым нормам). Спецификой данного исполнительного производства является конкурс взыскателей при предполагаемой недостаточности массы для взыскания. Данная специфика проявляется в целях производства - пропорциональное удовлетворение требований кредиторов. Конкурса не будет, когда: а) нет нескольких кредиторов; б) имущества должника достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов. Связано это с тем, что предметом конкурса является имущество должника, именно в его пропорциональном распределении и состоит смысл конкурсного производства. Но если конкурса нет, то и оснований для осуществления исполнительного производства (исполнения обязательств должника) в порядке конкурсного производства нет. При этом неважно, в какой именно момент открылось то обстоятельство, что конкурса нет: при его открытии основания для исполнения обязательств в конкурсном порядке отпадают.


Согласно п. 1 ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) вправе обратиться должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

Законодатель наделяет должника правом обращения с заявлением в суд или арбитражный суд о признании несостоятельным (банкротом) в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о будущей неспособности должника исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (ст. 8). Речь в этом случае идет, по сути дела, об угрожающей неплатежеспособности должника, как было указано ранее.

Должник - юридическое лицо обязан подать заявление о признании его несостоятельным (банкротом) в случаях, указанных в п. 1 ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в кратчайшие сроки, не позднее месячного срока с даты возникновения указанных обстоятельств.

Изменяются признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица. В арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным можно обратиться при наличии долга по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере 300 тыс. руб.[14].

С 1 июля 2015 г. должник - юридическое лицо до обращения с заявлением в суд о признании себя несостоятельным (банкротом) обязан предварительно, не менее чем за 15 дней до обращения в арбитражный суд, опубликовать уведомление об этом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее - ЕФРСФДЮЛ). С 29 января до 1 июля 2015 г. на должника - юридическое лицо возложена обязанность письменно известить о таком намерении всех известных ему кредиторов не менее чем за 30 календарных дней или опубликовать его в ЕФРСФДЮЛ.

С заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) вправе обратиться конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Конкурсные кредиторы как участники частноправовых отношений по своему усмотрению определяют возможность обращения с заявлением в суд о признании должника несостоятельным (банкротом).

В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по взысканию обязательных платежей в бюджеты всех уровней и требований Российской Федерации по денежным обязательствам выступает Федеральная налоговая служба.

Заявление должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа, отвечающее всем предъявляемым к нему требованиям, принимает судья арбитражного суда, о чем выносит определение не позднее пяти дней с даты поступления заявления в арбитражный суд.


Глава 2. Процедуры банкротства

2.1.Введение наблюдения

Рассмотрение обоснованности требований производится судьей в порядке, установленном процессуальным законодательством, с особенностями, предусмотренными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Как указывает Е.С.Пирогова, если требование заявителя признано обоснованным, у должника имеется задолженность в размере, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не исполненная им в течение трех месяцев и не удовлетворенная на дату заседания арбитражного суда, а также если должник обратился с заявлением в суд при наличии обстоятельств, установленных ст. ст. 8, 9, то суд выносит определение о признании требований заявителя обоснованными и о введении процедуры наблюдения, если должник - юридическое лицо[15].

Процедурой наблюдения открывается производство по делу о несостоятельности. С 1 июля 2015 г. процедура наблюдения применяется только для юридического лица.

Легальное определение процедуры наблюдения дано в абз. 11 ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «...процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов».

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определены правила введения процедуры и ее последовательность. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что процедура наблюдения применяется ко всем должникам, за исключением гражданина (п. 2 ст. 27), кредитной организации (ст. 189.13), ликвидируемого должника (абз. 2 п. 1 ст. 225), отсутствующего должника (абз. 2 п. 1 ст. 228), финансовых организаций в случае возбуждения производства по делу об их несостоятельности (банкротстве) временной администрацией в связи с невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации.

При обнаружении признаков отсутствующего должника в ходе процедуры наблюдения временный управляющий обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику

В определении о введении процедуры наблюдения должно быть указано об утверждении временного управляющего (абз. 3 п. 2 ст. 49), финансового управляющего (абз. 3 п. 4 ст. 213.6).