Файл: Государство в экономике: региональный опыт (Финансовый контроль в управлении экономкой регионов).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
1.1 Государственное регулирование экономики регионов
1.2 Территориальное управление экономикой региона
1.3 Финансовый контроль в управлении экономкой регионов
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНОВ В РФ
2.1 Проблема управления экономикой регионов
С точки зрения территориального подхода к современной мировой экономике ее можно сравнить с «ма- терью-матрешкой», «дети» которой олицетворяют собой различные территориальные экономические уровни.
Образно такое состояние экономики можно подразделить на:
- Муниципальную экономику как объект муниципального управления (микроэкономический территориальный уровень).
- Региональную экономику как объект регионального управления (мезоэкономический уровень территориального управления).
- Национальную экономику как объект государственного управления (макроэкономический территориальный уровень управления).
- Мировую экономику как объект совместного управления институтами мирового сообщества (мегаэкономический уровень территориального управления).
Важно отметить взаимопроникновение разных территориальных экономических уровней, их неразрывная связь друг с другом. Характерно, что самую сложную и разветвленную внешнюю среду, включающую второй, третий и четвертый уровни, имеет муниципальная экономика. Она, к тому же, является сердцевиной, ядром всей экономической конструкции человечества, супер системы - мировой экономики.
Интересно заметить, что первичный уровень является самым открытым системным образованием, а четвертый уровень (мировое хозяйство) имеет самое сложное внутрисистемное устройство, но минимальную внешнюю среду.
В дальнейших размышлениях остановимся на взаимодействии первого и второго уровней, то есть региональной и муниципальной экономик.
Они демонстрируют самый наглядный пример тесного «симбиозного» сосуществования в мировой территориальной управленческой практике. Иначе говоря, без муниципального экономического уровня региональная экономика не существует, и наоборот. Продолжая эту цепочку, можно довести ее до мысли, что без муниципальной экономики не может существовать территориально и мировое хозяйство. Еще одним подтверждением данному утверждению является логический вывод о том, что территориально поверхность планеты Земля делится на страны (их объединения- союзы), которые в свою очередь состоят из регионов, а те - из местных территориальных образований.
Понятие «регион» имеет сложное содержание - это и группа стран, и природно-географическая территория, и политическое, и религиозное, и этническое образование и т.д. Данный феномен изучают практически все общественные науки, которые находят в нем свой конкретизированный узкоспецифический предмет исследования. Более детально общетеоретические проблемы регионов изучает, выделившаяся в последние годы как самостоятельная отрасль знаний, наука - регионоведение.
В самом общем плане, региональная экономика - это важный раздел экономической науки, а экономика региона - это определенное хозяйство и отношения между людьми в процессе совместной трудовой деятельности на конкретной территории. Экономика региона является основным объектом территориального управления, который состоит из совокупности муниципальных экономик. Иначе говоря, региональная экономика изучает экономику региона.
Региональная экономика изучает социально-экономическое развитие регионов, их внешние и внутренние хозяйственные связи. Все проблемы регионов, которые прямо или косвенно, затрагивают экономическую сферу, включаются в область исследования этой науки.
Надо отметить, что практически все, что происходит в региональном развитии, имеет касательство к экономике. Она же является первопричиной всех социально-политических и духовно-нравственных региональных процессов.
Сложность экономики, как собирательной интегральной области человеческой жизнедеятельности, накладывает большой отпечаток на процесс ее исследования, который начинается с выявления сущности понятия «региональная экономика».
В результате изучения научной литературы и анализа справочных источников с учетом специфики предмета исследования предлагается такое определение:
«экономика региона» - это сложная динамичная открытая система социально-экономических отношений по поводу совместного ведения хозяйственной жизни совокупностью объективно сформированных муниципальных образований на юридически закрепленной территории государства в условиях ограниченности экономических ресурсов.
Эффективность экономики региона зависит от состояния коммуникативных процессов в ходе реализации управленческой деятельности. Обмен хозяйственной информацией является важнейшим связующим фактором развития региональных экономических систем.
Приведенное определение содержит важное для современности уточнение о том, что экономика региона имеет важную проблему ограниченности экономических ресурсов. Рациональное их использование необходимо для поддержания жизнеспособности местного сообщества. Именно количество и качество имеющихся территориальных ресурсов (а так же возможность их импорта, стоимость и цена трансфера) определяет отраслевую структуру экономики региона, способ воспроизводственной деятельности населения.
Региональная экономика исследует региональную экономику как целостную систему, обеспечивающую биологическое и социальное существование местного территориального сообщества. Она выделяет и исследует субсистемные элементы (подсистемы). В территориальном контексте речь идет о муниципальном компоненте экономики региона.
Именно муниципальная территориальная составляющая делает экономику региона жизнеспособной системой. Но и она же усложняет процесс управления системой, что выражается в определенной самостоятельности (замкнутости) подсистем; неоднозначности целевых установок развития каждого элемента и системы в целом; сложности связи между элементами, образующими систему.
Все более полное удовлетворение постоянно возрастающих потребностей населения региона является первостепенной целью всей территориальной экономической воспроизводственной деятельности. Иначе говоря, цель состоит не только в том, чтобы обеспечить устойчивость расширенного воспроизводства, но и в условиях ограниченности территориальных ресурсов производить в регионе то, что может быть потреблено либо внутри него, либо за его пределами.
Однако экономически целесообразно максимально производить все, что возможно в первую очередь для внутреннего потребления, так как минимизируются трансакционные издержки, создаются и сохраняются рабочие места для населения местных сообществ, обеспечивается поступательный рост уровня и качества его жизни.
Прежде всего, длинные стрелки означают возможность расширения качественного и количественного состава базовых элементов как общерегиональной территориальной системы (в отношении макро и мегаэкономики - подсистемы), так и муниципальной системы (в отношении к региональной системы - подсистемы или субсистемы). Короткие в обе стороны направленные стрелки показывают потоки коммуникаций между региональными и муниципальными базовыми элементами. Волнистые линии говорят об открытости систем (подсистем) в целом и их базовых элементов, в частности.
По базовому территориальному признаку «хозяйственные подсистемы крайне разнообразны - от экономики домашнего хозяйства до макро- и мега-структур. Заметим, что территории не надо понимать как чисто административно-политическое деление. Это понятие шире. Оно несет собирательный смысл, включая как объекты и социальные отношения в определенных политических границах, так и межгосударственные, интернациональные, глобальные процессы»[9].
Следующий базовый элемент территориальной системы хозяйствования - население региона. Оно состоит из местных сообществ граждан. Иначе говоря, региональное сообщество является открытой совокупностью муниципальных сообществ. Этот элемент тоже может как увеличиваться (естественный прирост населения + миграция), так и уменьшаться (естественная убыль населения + миграция).
Территориальное сообщество с течением времени изменяется не только количественно, но и качественно. Меняется его профессиональная, половозрастная, этническая и другая структуры. Временным изменениям подвержена и региональная ресурсная база. Она тоже имеет качественные и количественные, позитивные и негативные подвижки. Меняется доля собственных и импортируемых из других регионов экономических ресурсов.
Региональный производственный комплекс может осуществлять воспроизводственный процесс, используя территориальные факторы производства. К сожалению, далеко не все располагаемые регионом экономические ресурсы превращаются в факторы производства. Значительная их часть постепенно «вымывается» из производства. Наиболее заметен данный процесс на примере земли, капитала и труда. Посевные площади сокращаются и истощаются, финансовый сектор экономики слабо инвестирует производственный процесс, структура трудовых ресурсов деформирована (дефицит кадров рабочих профессий, перегиб образования в сторону «популярных» пока востребованных профессий, изменение кадрового баланса в сторону торговозакупочной и обменной области экономики, старение кадров в социальных отраслях экономики - учителя, врачи и т.д.).
Валовой региональный продукт является итоговым основным экономическим показателем (индикатором) состояния всей экономической системы. ВРП - это собирательный показатель, который является совокупным отражением состояния местных экономик муниципальных территориальных образований.
Каково состояние муниципальных экономик, таково и состояние всей хозяйственной системы региона. Однако, как и любая система, в экономике региона присутствуют объективно и субъективно сложившиеся территории с расширенным, так и суженным воспроизводством.
Муниципальные образования - региональные доноры определенным образом призваны помогать депрессивным муниципальным территориям, нормализуя состояние экономической системы региона в целом. Однако интегрирующая и контрольная роль регионального центра должна обеспечивать экономическую и социальную справедливость. Территории-реципиенты не должны быть бездействующими «нахлебниками», паразитирующими на базе донорских региональных муниципальных образований. Необходимо подтягивать их из состояния стагнации и деградации к партнерскому участию в создании прогрессирующей доли совместного регионального ВРП. Итак, выше были рассмотрены особенности региональной экономической системы как объекта территориального управления.
Однако объект управления не может существовать без субъекта, которым являются региональные органы власти - политические институты, вырабатывающие и осуществляющие региональную экономическую политику совместно с муниципальными административными структурами.
Их главной задачей «является обеспечение достойного уровня жизни» территориального сообщества «на основе устойчивого экономического развития. Создание эффективной системы управления социальноэкономическими процессами в регионе, требует разумного сочетания принципов экономического либерализма, характерных для рыночной экономики, с государственным регулированием ее в тех случаях, когда это способствует экономическому росту и решению социальных проблем территории»[10].
1.3 Финансовый контроль в управлении экономкой регионов
В современных условиях процесса углубления финансово- хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) хозяйствующих субъектов боле важной делается роль муниципального финансово -денежного контроля.
Новые социально-экономические условия, в которых складываются финансовые отношения современной России, требуют углубленного исследования теоретико-методологических подходов к содержанию государственного финансового контроля[11].
При этом необходимо научное обоснование роли и места государства в отечественной рыночной экономике с учетом положения, в силу которого реализация контрольных мероприятий происходит при о при недоступности точной концепции муниципального денежного контроля, соответственного правового и методологического обеспечивая.
Трудности становления и улучшения муниципального денежного контроля в данный момент очень важны.
Для начала, в критериях бюджетной, административной, пенсионной реформ и проведения преобразований на всех уровнях управления появилась надобность всеохватывающего подхода к разработке ведущих направлений создания новой целостной системы муниципального денежного контроля, построенной на единых организационных и методических принципах.
Проводимая административная реформа внесла высококачественные конфигурации в порядок воплощения муниципального денежного контроля, создав цельную систему органов исполнительной власти, наделенных контрольными возможностями полномочиями на федеральном, региональном и районном уровнях.