Файл: Государство в экономике: региональный опыт (Финансовый контроль в управлении экономкой регионов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На современном этапе развития российского общества наблюдаются масштабные изменения, которые оказывают влияние на функционирование и развитие территориальных систем как федерального уровня, так и регионального, и местного, что требует выработки механизмов обеспечения их устойчивого развития. Удовлетворение растущих потребностей населения возможно лишь в случае повышения темпов экономического развития хозяйствующих систем на федеральном, региональном и местном уровнях. В тоже время, необходимо понимать, что на уровень развития хозяйствующих систем действует ряд дестабилизирующих факторов, что вызывает увеличение неопределенности системы, ухудшению планирования, прогнозирования и управления. В связи с этим особое значение приобретают вопросы государственного регулирования управления экономикой регионов, как элементов единой социально - экономической системы страны.

Целью данной работы является исследование механизма управления экономикой региона, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты механизма управления экономикой региона;

- провести оценку механизма управления экономикой регионов в РФ.

Объект исследования - регионы РФ.

Предмет исследования - механизм управления экономикой региона.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

1.1 Государственное регулирование экономики регионов

Понятие «регион» является ключевым понятием в региональной экономике. Единого определения в отечественной и зарубежной научной литературе не сформировано, что порождает многообразие методологических концепций в современных региональных исследованиях. Само понятие заимствовано в западноевропейских языках и в переводе с латыни («regio») означает страна, область. Активно используется со второй половины ХХ века в двух смыслах - узком и широком. В узком смысле регион - обширная территория, включающая несколько областей, краев, округов, районов одной страны. В широком смысле регион включает несколько стран. В обоих случаях включение нескольких территорий в регион предполагает их определенную общность, в основе которой не только географические, но и экономические, политические, этнографические, исторические характеристики[1].


На законодательном уровне понятие «регион» закреплено Указом президента Российской Федерации № 803 от 03.06.1996 г. «Основных положениях региональной политики Российской Федерации» и трактуется как «... часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально - экономических, национально - культурных и иных условий».

В этом же указе рассмотрены цели региональной экономической политики, которые заключаются в «. стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов России, повышении на этой основе уровня жизни населения, создании научно - технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире», а задачами являются «укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства; содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры; сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально - экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения; достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях; оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами».

По мнению Чермошенцева Ю. И. «... экономическая политика государства построена на изучении и анализе состояния экономической системы, существующих социально - экономических проблем, а также последующего применения необходимых мер с учетом имеющихся возможностей и ресурсов для устранения данных проблем или ликвидации их последствий. Уровень социально - экономического развития любого государства будет зависеть от правильной организации управления»[2].

С учетом рассмотренных целей и задач, в структуре государственного регулирования управлением экономикой регионов, можно выделить следующие подсистемы: производственно - финансовая, социально - экономическая, природно - экологическая и социально - культурная (рисунок 1.1).

Рис. 1.1 - Декомпозиция региона как целостной системы


В соответствии с типом подсистемы, необходимы соответствующие инструменты государственного регулирования управлением экономикой. Среди методов государственного регулирования управлением экономикой выделяют прямы и косвенные. Первые основываются на совокупности административных методах, к которым относятся: распоряжения, постановления, правила, регулирующие производственно - экономическую деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций различных форм собственности, а также свод рекомендаций по контролю и надзору[3].

Наиболее распространенным методом государственного регулирования управлением экономикой является государственный заказ, который регулируется Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом № 60 - ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральном законе от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другими нормативно - правовыми актами.

Таким образом, государственное регулирование управлением экономикой регионов можно рассматривать как совокупность необходимых организуемых действий политического, правового, финансового, экономического характера, призванных обеспечить стимулирование развитие территорий, которые по различным причинам не могут самостоятельно развиваться; создать условия для развития и роста особо значимых для государства точек роста; обеспечить выполнение отдельными территориями общегосударственных функций; формировать и поддерживать специфические организационно - правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения.

1.2 Территориальное управление экономикой региона

В русле тематики исследования необходимо остановится на рассмотрении особенностей сущности системы экономики региона как специфического объекта территориального управления совокупностью муниципальных экономик субъекта федерации. Динамика развития регионального и местных рынков «требует упорядочения рыночных отношений на основе новых правил, норм и механизмов их обеспечения»[4].

Отправным постулатом для анализа особенностей экономики региона взято основное предположение о том, что мезоэкономика (региональная составляющая национальной экономики) представляет собой специфическую сферу социальных отношений населения конкретной территории, а так же хозяйствующих на ней субъектов. Точнее, совокупность экономических территориальных отношений и самого хозяйства региона.


С одной стороны, экономика региона рассматривается как подсистема (составной элемент) общенациональной хозяйственной системы, а если брать шире, то и мегаэкономики в целом. С другой стороны, она является самостоятельной открытой системой, со своим внутрисистемным механизмом функционирования, основным территориальным элементом которого выступает муниципальная экономика. Последняя тоже в свою очередь может рассматриваться как местная территориальная экономическая система.

Весь процесс территориальной хозяйственной деятельности направлен на поддержание общественного экономического блага и удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей членов местного сообщества, проживающего на территории конкретного муниципального образования. В основе потребностей населения лежат региональные интересы, т.е. такие материальные и духовные интересы, «удовлетворение которых зависит в значительной степени от места жительства и которые в то же время являются общими для большей части населения данной территории»[5].

В отечественной практике существует распространенный взгляд на муниципальную экономику в узком смысле, как экономическую политику местной административной власти, или, еще уже, на управление (менеджмент) муниципальной собственностью и муниципальными унитарными предприятиями. Кстати, в последнем случае можно согласиться с понятием «муниципальный менеджмент».

Необходимо рассматривать муниципальную экономику в широком смысле, как систему экономических отношений между хозяйствующими субъектами в границах территории муниципального образования. Более развернутое определение приводилось в первом параграфе.

Несомненно, сложнее дело обстоит с этимологией понятия «экономика региона». Если территориальный подход к дефиниции «муниципальная экономика» просто еще только начинает быть предметом отечественного научного анализа, то «экономика региона» уже имеет значительную основу для ученых дискуссий. Особенно, это характерно для последних восьми - десяти лет, когда на передний план реформ в России выдвинулась задача регионализации национальной экономики и на макроуровне государство определилось с принципами «экономического федерализма».

В этот период появилась обширная литература по региональной экономической тематике (ее часть представлена в списке литературы к диссертации). Отрадно, что активно в данном направлении заработали многие региональные экономические авторы и научные школы.


Так, например, автор полностью согласен с мнением ростовских экономистов, которые одними из первых в пореформенное время справедливо определили экономику региона как «способ организации хозяйственной жизни территориального комплекса в структуре национальной экономики»[6].

Другой вопрос, что упор в тот период авторы делали на микроэкономический анализ. Слабее был представлен мезоэкономический системный подход.

Очевидно, это было связано с обострением центробежных устремлений на уровне субъектов федерации политического толка и необходимостью сохранить государственную целостность. Ряд субъектов, поддавшись «синдрому развала» (по подобию варианта с СССР), хотели суверенности.

По мере политической стабилизации в науку и практику пришло осознание необходимости регионализации экономических процессов в рамках единой хозяйственной системы - национальной российской экономики. Появились взвешенные научные подходы к рассмотрению предметов хозяйственного ведения по линии «федеративный центр - субъект федерации (регион)» в рамках единой экономической системы в стране.

Еще в начале нашего века владимирские экономисты Гутман Г., Дигилина О, Старостин В, Чукин Н. справедливо констатировали тот факт, что «регион, являясь целостным социально-экономическим образованием с особыми формами проявления стадий воспроизводства, в то же время является частью социально-экономической системы государства. Развитие хозяйства региона определяется, с одной стороны его собственным экономическим потенциалом, с другой стороны - производственными ресурсами, выделяемыми для этого региона страной»[7].

К современному периоду развития регионоведения уже сложилось ясное представление о том, что «процесс регионализации экономики проявляется, прежде всего, в том, что значительная часть полномочий федеральных органов власти перемещается в субъекты Федерации, одновременно осуществляется перенос центра тяжести реформ на региональный уровень.

Этому способствуют следующие факторы:

  1. Природно-климатические, социально-экономические и другие различия между регионами;
  2. Наличие специфики осуществления территориями структурной, инвестиционной, финансовой, социальной и внешнеэкономической политики;
  3. Особенность ресурсных возможностей и материальнофинансовых источников развития;
  4. Большая эффективность отдельных направлений экономических реформ на региональном уровне»[8].