Файл: Государство в экономике: региональный опыт (Финансовый контроль в управлении экономкой регионов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2.6 — Максимальные и минимальные значения уровня бедности населения в разрезе по федеральным округам, 2015 г.

Графически, разрывы между максимальными и минимальными значениями уровня бедности по федеральным округам представлены на рисунке 6. Из рисунка ясно, что, несмотря на общероссийскую тенденцию к снижению межрегиональных различий по уровню бедности, разрывы между регионами всё ёщё остаются значительными. Средний коэффициент вариации, то есть разница между максимальным и минимальным значением уровня бедности, по итогам 2015 года составляет 31,2 %. Это довольно внушительная величина. Самый низкий размах вариации наблюдается в Центральном федеральном округе, по итогам 2015 года он составил 8,8 %, это говорит о том, что данный федеральный округ является наиболее однородным по уровню бедности населения.

Исследование величины доходов населения и изменения их в динамике является важным этапом большинства экономических работ. В данном исследовании изучается величина доходов так называемого «среднего класса» российского общества. В таблице 2.7 представлены показатели вариации доли денежных доходов среднеобеспеченной группы населения по субъектам РФ.

Таблица 2.7 — Показатели вариации доли денежных доходов среднеобеспеченной группы населения в субъектах РФ, 2000-2015 гг.

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Размах вариации, %

8,4

6,8

3,8

2,0

Стандартное отклонение, %

1,052

0,921

0,618

0,496

Коэффициент осцилляции (раз)

0,513

0,429

0,246

0,127

Коэффициент вариации (раз)

0,065

0,058

0,040

0,032

Коэффициент дифференциации (раз)

1,894

1,660

1,304

1,137

Из данных таблицы становится ясно, что за рассматриваемый период времени наблюдается тенденция к сглаживанию межрегиональных различий по величине доходов, приходящихся на «средний класс» российского общества.

В результате исследования была выявлена закономерность: чем выше благосостояние региона, тем степень распределения денежных доходов среди населения неравномернее и чем «беднее» регион, тем степень распределения денежных доходов среди населения будет равномернее.

На рисунке 2.7 графически изображены разрывы между процентной долей денежных доходов приходящихся на самый «богатый» и самый «бедный» и «средний класс».


Рис. 2.7 - Разрывы между процентной долей денежных доходов приходящихся на самый «богатый» и самый «бедный» и «средний класс»

В целом по России, за весь рассматриваемый период времени с 2000 года по 2015 год включительно, не произошло увеличения в процентном выражении доли доходов «среднего класса» российского общества. В 2000 году денежных доходов на «средний класс» приходилось 15,1 %, в 2015 году эта величина осталась прежней - 15,1 %. В то время как на долю самой богатой группы населения России в 2000 году приходилось 46,7 % всех денежных доходов страны, а в 2015 году на долю этой же группы населения приходится уже - 47,0 %. Богатеет в российском обществе только самый обеспеченный социальный слой[21].

2.3 Выводы и рекомендации

Одним из важнейших факторов, сдерживающим поступательное экономическое развитие региона является межрегиональная дифференциация, то есть существенные разрывы в уровне социальноэкономического состояния разных регионов, образующих единое пространство страны. Проведя анализ степени межрегиональной дифференциации набором показателей, было установлено, что за период с 2000 года по 2015 год в регионах Российской Федерации наблюдается тенденция к сглаживанию межрегиональных различий. Несмотря на наличие этой тенденции, различия в уровнях социально-экономического развития регионов остаются весьма существенными, в частности по показателю «коэффициент Джини» различие достигает 0,093 единиц (0,432 - Москва и 0,0339 - Тверская область); по показателю «коэффициент Фондов» различия достигают 8,7 единиц (18,0 - это разница между доходами самых богатых и самых бедных граждан в городе Москва и 9,3 - Тверская область); по показателю «уровень ВРП на душу населения» различия достигают 4,06 млн. руб. (4,25 млн. руб. приходится на одного жителя Ненецкого автономного округа и 0,19 млн. руб. на жителя Псковской области); по показателю «покупательная способность населения» различия достигают 2,96 величин прожиточного минимума (то есть 4,54 величины прожиточного минимума на свои средние доходы позволяет себе приобрести житель Тюменской области и только 1,58 величины прожиточного минимума может позволить себе житель Республики Карелия); по показателю уровня бедности населения различия достигают 31,2 % (38,8 % населения проживают за чертой бедности в Республике Тыва и 7,6 % в Республике Татарстан); при этом анализируя доходы различных социальных слоев населения России, становится ясным, что богатеет только самая состоятельная группа населения страны. Для обеспечения поступательного социальноэкономического развития страны, необходимо снизить различия в уровнях развития регионов, обеспечив возможности для равного потенциального роста всех субъектов Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. Государственное регулирование управлением экономикой регионов можно рассматривать как совокупность необходимых организуемых действий политического, правового, финансового, экономического характера, призванных обеспечить стимулирование развитие территорий, которые по различным причинам не могут самостоятельно развиваться; создать условия для развития и роста особо значимых для государства точек роста; обеспечить выполнение отдельными территориями общегосударственных функций; формировать и поддерживать специфические организационно - правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения.

2. Совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, у траты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования[22].

Осуществление данных мероприятий станет содействовать наделению региональных и городских контрольно-счетных органов настоящими контрольными возможностями, обеспечит их самостоятельность и свободу, собственно, что в конечном результате станет содействовать увеличению результативности контроля, являющегося залогом совершенствования состояния муниципальных и государственных финансовых и вещественных ресурсов субъекта РФ.

3. Одним из важнейших факторов, сдерживающим поступательное экономическое развитие региона является межрегиональная дифференциация, то есть существенные разрывы в уровне социальноэкономического состояния разных регионов, образующих единое пространство страны. Проведя анализ степени межрегиональной дифференциации набором показателей, было установлено, что за период с 2000 года по 2015 год в регионах Российской Федерации наблюдается тенденция к сглаживанию межрегиональных различий. Несмотря на наличие этой тенденции, различия в уровнях социально-экономического развития регионов остаются весьма существенными, в частности по показателю «коэффициент Джини» различие достигает 0,093 единиц (0,432 - Москва и 0,0339 - Тверская область); по показателю «коэффициент Фондов» различия достигают 8,7 единиц (18,0 - это разница между доходами самых богатых и самых бедных граждан в городе Москва и 9,3 - Тверская область); по показателю «уровень ВРП на душу населения» различия достигают 4,06 млн. руб. (4,25 млн. руб. приходится на одного жителя Ненецкого автономного округа и 0,19 млн. руб. на жителя Псковской области); по показателю «покупательная способность населения» различия достигают 2,96 величин прожиточного минимума (то есть 4,54 величины прожиточного минимума на свои средние доходы позволяет себе приобрести житель Тюменской области и только 1,58 величины прожиточного минимума может позволить себе житель Республики Карелия); по показателю уровня бедности населения различия достигают 31,2 % (38,8 % населения проживают за чертой бедности в Республике Тыва и 7,6 % в Республике Татарстан); при этом анализируя доходы различных социальных слоев населения России, становится ясным, что богатеет только самая состоятельная группа населения страны. Для обеспечения поступательного социальноэкономического развития страны, необходимо снизить различия в уровнях развития регионов, обеспечив возможности для равного потенциального роста всех субъектов Российской Федерации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики: учеб. пособие. - Пенза: Пензенский Гос. Уни - т, 2011. - 131 с.
  2. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля / ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ: 10 (202) — 2011, стр 31-43.
  3. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М., 2011. - 240 с.
  4. Гутман Г., Дигилина О, Старостин В, Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. -С. 45.
  5. Кетова Н.П., Овчинников В.Н, Региональная экономика // Универсальный учебный экономический словарь. - Ростов н/Д, 2016. - С. 316-317.
  6. Колесов Р.В., Юрченко А.В. Система государственного финансового контроля РФ: проблемы и перспективы: Монография. - Ярославль: ЯФ МфЮа, 2013. - 100 с.
  7. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под. Ред. Акад. Абалкина. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2017. - С. 178.
  8. Омарова Т.Д. Особенности и предпосылки процесса регионализации экономической политики./ Стратегия как инструмент муниципального и регионального развития: Теория, проблемы, практика. / Под общ. Ред. А.Е. Илларионова и В.А. Кретинина. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2014. - С. 53 - 54.
  9. Омарова Т.Д. Особенности и предпосылки процесса регионализации экономической политики./ Стратегия как инструмент муниципального и регионального развития: Теория, проблемы, практика. / Под общ. Ред. А.Е. Илларионова и В.А. Кретинина. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2014. - С. 53.
  10. Пилипенко И.С. Состояние и развитие государственного финансового контроля в России: Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник доступ/ http://www.eduherald.ru/ru
  11. Толстых Т. Н. Государственное регулирование экономического развития в регионе: сущность, формы и принципы // Социально - экономические явления и процессы. - 2010. - №3. - С. 235 - 238.
  12. Хартанович К.В., Алтухов П.П. Теоретические основы системы регионального управления: Учебное пособие. - Владимир, 2013. - С. 47.
  13. Чермошенцева Ю. И. К вопросу о необходимости государственного регулирования экономического развития на современном этапе // Социально - экономические явления и процессы. - 2011. - №»5. - С. 246 - 250.
  14. Центральная база статистических данных (ЦБСД) Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс|. - Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/, свободный.
  15. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике / доклад под ред. академиков А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. - М.: Российская академия наук, 2013.
  16. Пигорев И.Я., Михеев С.С. Экономический процесс как основа формирования экономической системы // Проблемы региональной экономики. - 2010. - № 11. - С. 3-10.
  17. Якобсон Л.Я. Территориальная организация региональной политики. - Новосибирск, 2014. - С. 29.

  1. Толстых Т. Н. Государственное регулирование экономического развития в регионе: сущность, формы и принципы // Социально - экономические явления и процессы. - 2010. - №3. - С. 235 - 238.

  2. Чермошенцева Ю. И. К вопросу о необходимости государственного регулирования экономического развития на современном этапе // Социально - экономические явления и процессы. - 2011. - №»5. - С. 246 - 250.

  3. Чермошенцева Ю. И. К вопросу о необходимости государственного регулирования экономического развития на современном этапе // Социально - экономические явления и процессы. - 2011. - №»5. - С. 246 - 250.

  4. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под. Ред. Акад. Абалкина. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2017. - С. 178.

  5. Якобсон Л.Я. Территориальная организация региональной политики. - Новосибирск, 2014. - С. 29.

    1. Кетова Н.П., Овчинников В.Н, Региональная экономика // Универсальный учебный экономический словарь. - Ростов н/Д, 2016. - С. 316-317.

  6. Гутман Г., Дигилина О, Старостин В, Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. -С. 45.

  7. Омарова Т.Д. Особенности и предпосылки процесса регионализации экономической политики./ Стратегия как инструмент муниципального и регионального развития: Теория, проблемы, практика. / Под общ. Ред. А.Е. Илларионова и В.А. Кретинина. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2014. - С. 53 - 54.

  8. Хартанович К.В., Алтухов П.П. Теоретические основы системы регионального управления: Учебное пособие. - Владимир, 2013. - С. 47.

  9. Омарова Т.Д. Особенности и предпосылки процесса регионализации экономической политики./ Стратегия как инструмент муниципального и регионального развития: Теория, проблемы, практика. / Под общ. Ред. А.Е. Илларионова и В.А. Кретинина. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2014. - С. 53.

  10. Пилипенко И.С. Состояние и развитие государственного финансового контроля в России: Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник доступ/ http://www.eduherald.ru/ru

  11. Пилипенко И.С. Состояние и развитие государственного финансового контроля в России: Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник доступ/ http://www.eduherald.ru/ru

  12. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля / ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ: 10 (202) — 2011, стр 31-43.

  13. Пилипенко И.С. Состояние и развитие государственного финансового контроля в России: Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник доступ/ http://www.eduherald.ru/ru

  14. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля / ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ: 10 (202) — 2011, стр 31-43.

  15. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля / ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ: 10 (202) — 2011, стр 31-43.

  16. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля / ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ: 10 (202) — 2011, стр 31-43.

  17. Васильева М.В. Методология формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля / ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ: 10 (202) — 2011, стр 31-43.

  18. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М., 2011. - 240 с.

  19. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике / доклад под ред. академиков А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. - М.: Российская академия наук, 2013.

  20. Пигорев И.Я., Михеев С.С. Экономический процесс как основа формирования экономической системы // Проблемы региональной экономики. - 2010. - № 11. - С. 3-10.

  21. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. - М., 2011. - 240 с.