Файл: Государство в экономике: региональный опыт (Финансовый контроль в управлении экономкой регионов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Покупательная способность денежных доходов населения (ПСДДН) отражает потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг. В данной работе рассчитано количество величин прожиточного минимума (ВПМ) помещающихся в среднедушевых денежных доходах.

Доля среднеобеспеченного населения. Федеральной службой государственной статистики РФ ведется учет показателя «Распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения, в % к итогу». В данной работе считается, что люди, с доходом, попадающим в две верхние группы, являются высокообеспеченным населением. А люди с доходом, попадающим в две низшие группы, являются низкообеспеченным населением. Среднеобеспеченной группой является третья группа, которая представляет так называемый «средний класс» российского общества (рисунок 1). Принято считать, что именно «средний класс» любого общества является фундаментом стабильности и основой для поступательного социально-экономического развития. В работе осуществлен анализ изменения в динамике за последние 16 лет этого класса населения.

Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В литературе также встречается название — уровень абсолютной бедности. Учитывается Федеральной службой государственной статистики РФ.

2.2 Оценка управления экономикой региона

Первым показателем, на основании которого мы будем осуществлять анализ межрегиональной дифференциации является коэффициент Джини, изменение в динамике которого позволяют оценить уровень экономического неравенства населения в регионах РФ. Для более полной и детальной оценки уровня экономического неравенства нами был осуществлен анализ вариации выбранного показателя с использованием коэффициентов, приведенных в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Показатели вариации региональных значений

Наименование показателя

Формула расчета показателя

Размах вариации

Стандартное отклонение

Коэффициент осцилляции

Коэффициент вариации

Коэффициент дифференциации


наибольшее и наименьшее значения соответствующего показателя;

x — среднее значение показателя;

xi — варианты значений данного показателя;

f — численность населения в регионе;

i = 1, 2, ... n — число регионов.

Расчетные данные показателей вариации уровня экономического неравенства (по коэффициенту Джини) представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Показатели вариации уровня экономического неравенства (коэффициент Джини) в субъектах РФ, 2000-2015 гг.

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Размах вариации

0,319

0,245

0,148

0,093

Стандартное отклонение

0,044

0,037

0,026

0,022

Коэффициент осцилляции (раз)

0,915

0,655

0,376

0,244

Коэффициент вариации (раз)

0,126

0,099

0,066

0,059

Коэффициент дифференциации (раз)

2,156

1,775

1,415

1,274

Размах вариации уровня экономического неравенства по всем субъектам РФ снизился за рассматриваемый период на 0,226. Это означает, что разница между самым большим значением коэффициента Джини и самым маленьким значением этого коэффициента с течением времени уменьшалась, что говорит о вырав- нивании/сглаживании уровня экономического неравенства. Расчетные значения стандартного отклонения подтверждают вывод о снижении разрыва в уровне экономического неравенства, за рассматриваемые 16 лет стандартное отклонение генеральной совокупности уменьшилось на 0,022. Уменьшение коэффициента осцилляции за рассматриваемые 16 лет составило 0,671, а снижение коэффициента вариации составило 0,067. Подтверждает вывод о снижении межрегиональной дифференциации по уровню экономического неравенства снижение коэффициента дифференциации, которое составило 0,882.

Приведенные в таблице 2.2 расчетные значения показателей вариации однозначно свидетельствуют о том, что за последние 16 лет между всеми субъектами Российской Федерации наблюдалось снижение межрегиональной дифференциации по уровню экономического неравенства (коэффициент Джини).

Рис. 2.1 - Распределение общего объема денежных доходов по 20-ти процентным группам населения, в % к итогу

Основные коэффициенты, характеризующие степень экономического неравенства (рассчитанного по коэффициенту Джини) однозначно позволяют сделать вывод о том, что межрегиональные барьеры сглаживаются, и величина экономического неравенства снижается. Однако среди федеральных округов РФ ситуация не одинакова, в частности, в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах не наблюдается тенденции к снижению экономического неравенства. Коэффициент дифференциации по Северо-Кавказскому федеральному округу увеличился за рассматриваемый период с 1,161 до 1,179. Это говорит об увеличении экономического неравенства регионов, входящих в состав федерального округа. Аналогичная тенденция складывается и по Дальневосточному федеральному округу, коэффициент дифференциации увеличивается с 1,145 до 1,148.


Рис. 2.2 — Максимальные и минимальные значения экономического неравенства (коэффициент Джини) в разрезе по федеральным округам, 2015 г.

На рисунке 2.2 графически изображены максимальные и минимальные значения коэффициентов Джини по федеральным округам в 2015 году. Совершенно очевидно, что уровень экономического неравенства по России остается достаточно высоким. Самые большие разрывы наблюдаются в Центральном и СевероЗападном федеральных округах.

Для отражения уровня экономического неравенства часто используют еще один коэффициент, а именно коэффициент Фондов. Имеются данные, согласно которым разрыв между самым богатым и самым бедным слоем населения не должен превышать (8-10):1[20].

Таблица 3 — Показатели вариации уровня экономического неравенства (коэффициент Фондов) в субъектах РФ, 2000-2015 гг.

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Размах вариации

40,2

29,2

17,8

8,7

Стандартное отклонение

4,877

3,977

2,891

2,084

Коэффициент осцилляции (раз)

3,845

2,379

1,281

0,686

Коэффициент вариации (раз)

0,466

0,324

0,208

0,164

Коэффициент дифференциации (раз)

7,590

4,696

2,695

1,935

В таблице 2.3 представлены расчетные коэффициенты, характеризующие динамику уровня экономического неравенства (рассчитанного посредством коэффициента Фондов) в субъектах РФ. За весь рассматриваемый период времени значения расчетных коэффициентов уменьшались, такой важный показатель как размах вариации, снизился на 31,5 пунктов. Коэффициент дифференциации с 2000 года по 2015 год уменьшился в 5,655 раз. Всё это однозначно говорит об сглаживании межрегиональных различий между различными регионами, однако значения коэффициента фондов всё ещё находятся на высоком уровне.

Рис 2.3 — Максимальные и минимальные значения экономического неравенства (коэффициент Фондов) в разрезе по федеральным округам, 2015 г

В частности, на рисунке 2.3 графически изображены максимальные и минимальные значения коэффициентов Фондов. Это позволяет наглядно продемонстрировать величину экономического неравенства между регионами Российской Федерации. Самый большой разрыв между регионами наблюдается в Центральном федеральном округе, коэффициент вариации равен 8,7 единицам. Максимальное значение коэффициента фондов наблюдалось в городе Москва (18,00), при нормативном значении равном 8,00-10,00. Также из рисунка видно, что все максимальные значения коэффициента Фондов по субъектам РФ выше норматива, и поэтому средний показатель коэффициента фондов в целом по стране равен 15,60.


Негативной тенденцией является ёщё и тот факт, что в двух из восьми федеральных округах минимальное значение коэффициента фондов выше нормативного значения. Это Южный федеральный округ (Волгоградская область — 11,10) и Уральский федеральный округ (Челябинская область — 11,40). Несмотря на наличие тенденции к выравниванию уровня экономического неравенства, межрегиональные значения этого показателя в субъектах РФ всё ёщё высокие.

Важнейшим показателем, характеризующим уровень экономического развития региона, является величина ВРП в данном регионе и её динамика во времени. В таблице 2.4 представлены значения показателей, характеризующих вариацию ВРП по субъектам РФ.

Таблица 2.4 — Показатели вариации уровня ВРП на душу населения в субъектах РФ, 2000-2014 гг.

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2014 г.

Размах вариации

170250,0

655773,2

929016,8

4148388,6

Стандартное отклонение

24412,8

85249,9

168740,5

591493,1

Коэффициент осцилляции (раз)

5,197

6,649

4,235

9,456

Коэффициент вариации (раз)

0,745

0,864

0,769

1,348

Коэффициент дифференциации (раз)

26,533

38,612

20,259

40,881

Коэффициент осцилляции, вариации и дифференциации увеличились за весь рассматриваемый период, что говорит о возрастании межрегиональной дифференциации по величине ВРП на душу населения. В частности коэффициент осцилляции увеличился с 5,197 в 2000 году до 9,456 в 2014 году, коэффициент вариации увеличился с 0,745 в 2000 году до 1,348 в 2014 году, коэффициент дифференциации возрос с 26,533 в 2000 году до 40,881 в 2014 году.

Самый большой разрыв между регионами по величине ВРП наблюдался в Северо-Западном федеральном округе, размах вариации составлял 4 066 882,0 руб. Также значительные различия в уровнях экономического развития наблюдались в Уральском федеральном округе (размах вариации — 2 791 876,6 руб.) (рисунок 2.4). По четырем из семи федеральным округам, наблюдаются незначительные разрывы в уровне ВРП на душу населения, что является положительной тенденцией.

Рис. 2.4 — Максимальные и минимальные значения уровня ВРП на душу населения в разрезе по федеральным округам, 2014 г.

В самом общем виде покупательная способность населения, как экономический показатель, отражает потенциальную возможность населения по приобретению товаров и услуг. В данном исследовании под покупательной способностью понимается количество величин прожиточного минимума, «помещающихся» в среднедушевых денежных доходах. То есть, сколько величин прожиточного минимума включает денежный доход человека.


Таблица 2.5 — Показатели вариации величины покупательной способности населения в субъектах РФ, 20002014 гг.

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2014 г.

Размах вариации (количество ВПМ)

3,7

4,3

3,3

3,0

Стандартное отклонение (количество ВПМ)

0,599

0,754

0,619

0,589

Коэффициент осцилляции (раз)

2,549

1,999

1,234

1,047

Коэффициент вариации (раз)

0,416

0,352

0,230

0,209

Коэффициент дифференциации (раз)

9,129

5,403

3,174

2,867

Расчетные данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что дифференциация регионов по этому показателю снижалась с течением времени, так коэффициент дифференциации уменьшился с 9,129 до 2,867. Это говорит о сглаживании межрегиональных различий величины покупательной способности населения.

Рис. 2.5 — Максимальные и минимальные значения величины покупательной способности населения в разрезе по федеральным округам, 2014 г.

Как видно из рисунка 2.5, разрывы в величине покупательной способности населения по федеральным округам примерно равные. Средний размах вариации равняется 3,0 по итогам 2014 года. Тенденция к снижению межрегиональных разрывов величины покупательной способности населения наблюдается по всем федеральным округам, кроме Южного федерального округа.

Таблица 2.6 — Показатели вариации уровня бедности населения в субъектах РФ, 2000-2015 гг.

Наименование показателя

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2015 г.

Размах вариации, %

83,2

53,4

28,4

31,2

Стандартное отклонение, %

14,549

9,067

4,719

5,617

Коэффициент осцилляции (раз)

2,013

2,392

1,884

2,043

Коэффициент вариации (раз)

0,352

0,406

0,313

0,368

Коэффициент дифференциации (раз)

8,495

7,935

4,890

5,105

Количество бедного населения оказывает огромное влияние на развитие страны. Статистически, бедным населением принято считать людей, с доходами ниже величины прожиточного уровня. В таблице 6 представлены показатели, отражающие вариацию уровня бедности населения по субъектам РФ. За весь рассматриваемый период времени наблюдается тенденция к снижению межрегиональных различий в уровне бедности населения. Так коэффициент дифференциации снизился с 8,495 до 5,105.