Файл: Государство в экономике: региональный опыт (Финансовый контроль в управлении экономкой регионов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-вторых, при курсе модернизации российской экономики с инновационными качествами возникает необходимость усиления контроля за эффективностью использования государственных средств и управления государственной (муниципальной) собственностью.

В-третьих, такие важнейшие направления государственной политики как борьба с коррупцией, снижение административного борьера на организации (предприятия) сложно воплотить в жизнь без взаимодействия контрольных органов, точной регламентации их работы.

Сложная природа понятия «контроль», которое широко используется в различных отраслях деятельности, обуславливает возможность его изучения с самых различных позиций.

На сегодняшний день контроль является предметом изучения не только юристов и экономистов, но и ученых, занимающихся исследованиями в сфере социологии, кибернетики, теории управления[12].

Контроль является одной из основных функций государственной власти, одним из наиболее действенных инструментов, обеспечивающий эффективность управления государственными финансовыми ресурсами. При рассмотрении задач контрольной деятельности в государственном управлении, следует среди них выделить две основные:

-% предупреждение или пресечение нарушения установленных правил какой- либо деятельности, принятие мер к ее организации с учетом тех правил, которые ее регулируют; часто в научной литературе такую задачу называют превентивной;

- % ограждение общества, государства, граждан от негативных последствий какой-либо деятельности, осуществляемой с нарушением правил, ее регламентирующих, путем приведения ее в соответствие с установленными требованиями[13].

Резюмируя вышеизложенное, необходимо обозначить, собственно, что контроль как раз из составляющих процесса управления дает систему прогноза процесса функционирования управляемого объекта с целью расценить обоснованность и эффективность принятых управленческих заключений итоги их выполнения, обнаружить отличия от данных заключений, убрать негативные истории и воплотить в жизнь корректировку поступков.

Государственный и муниципальный контроль пронизывает все области финансовых отношений и необходимым условием его организации считается научно обоснованная классификация, позволяющая поглубже понять суть всякого его критериального содержания.

Как отмечает И.С.Пилипенко, теоретико-методологически обоснованная классификация позволяет охарактеризовать все возможные стороны и особенности муниципального и государственного контроля, важных для подготовки и полноты проведения контрольных событий[14].


Классификация государственного и муниципального финансового контроля представлена на рисунке 1.2.

Рис.1.2 - Классификация контроля в экономике

Как видим с приведённого на рисунка 1.2 - систематизация, контроля по собственному предназначению и содержанию сферы его работы разделяется на финансовый и нефинансовый.

Как экономическая категория «финансовый контроль», с сущностной стороны заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Эта сущность проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой.

Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

Государственный финансовый контроль предназначен для единой финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования.

Место государственного финансового контроля в общей системе организации финансового контроля в Российской Федерации представлено М.В. Васильевой на рисунке 1.3[15].


Рис. 1.3 - Модель предлагаемой структуры системы органов государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля

В исследовании М.В. Васильевой рассмотрены предпосылки и условия формирования эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля в РФ[16].

Автор рассматривает формирование эффективной системы государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля базируется на разделении полномочий и улучшении взаимодействия в системе государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля, на значительном повышении роли контрольных подразделений органов исполнительной власти (органов ведомственного контроля), создание которых должно носить обязательный характер (рис. 1.2).

Сложно не согласиться с М.В. Васильевой в том. что «службы внутреннего контроля также должны быть созданы во всех бюджетных организациях, имеющих бухгалтерии»[17].

Различных органов, имеющих те или иные контрольные полномочия в различных сферах, достаточно много, но нет системы, в которой был бы один главный орган, а компетенция других органов была бы четко разграничена.

Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и принятия ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», внешний и внутренний финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля.

Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного контроля мероприятиями и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля.

В законе «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах РФ» следует определить принципы, цели и задачи их деятельности, функции, характер полномочий, а также направление взаимодействия с органами государственной власти, другими органами государственного финансового контроля, правоохранительными органами[18].

Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности. В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля) государственный финансовый, внутрихозяйственный, аудиторский.


Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной палаты РФ, направленных по результатам ревизии государственным органам и коммерческим организациям. Это может быть достигнуто либо путем установления штрафов, взыскиваемых с руководителей учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение предписаний Счетной Палаты РФ; в таком случае следует внести дополнения и ныне существующую ст. 287 УК РФ.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения технологий государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с этим необходимо:

Формирование единого информационного пространства, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизации учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;

Усиление совместной работы органов государственного финансового контроля с надзорными органами, что должно позволить значительно увеличить объем получаемой от финансовых организаций и обрабатываемой информации;

Совершенствование системы защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, у траты, утечки, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования[19].

Осуществление данных мероприятий станет содействовать наделению региональных и городских контрольно-счетных органов настоящими контрольными возможностями, обеспечит их самостоятельность и свободу, собственно, что в конечном результате станет содействовать увеличению результативности контроля, являющегося залогом совершенствования состояния муниципальных и государственных финансовых и вещественных ресурсов субъекта РФ.

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНОВ В РФ

2.1 Проблема управления экономикой регионов

Формулировка проблемы. Современное состояние российской экономики во многом определяется ее пространственно-географическими факторами, в числе которых наиболее важными являются огромная (по Европейским меркам) территория, суровые климатические условия, неравномерное расселения населения по территории страны, большое этнокультурное разнообразие, большие расстояния между источником и местом переработки (использования) природных ресурсов. В последнее десятилетие особенно ярко стала проявляться проблема чрезмерного разрыва в уровне и качестве жизни населения страны, что представляет собой серьезную опасность для экономической безопасности России в целом и для отдельных ее регионов в частности. Решение этой проблемы требует, во-первых, снижение социальной напряженности, во-вторых, выравнивания уровня благосостояния населения, в-третьих, создания индикативной системы оценки уровня экономической опасности.


Для выработки подобной индикативной системы оценки необходимо сформировать систему показателей, отражающих уровень межрегионального экономического неравенства качества жизни населения. В данной работе осуществлен анализ межрегионального уровня неравенства качества жизни населения России за последние 16 лет с использованием следующих социально-экономических индикаторов:

а) коэффициенты Джини и фондов;

б) валовой региональный продукт на душу населения;

в) покупательная способность денежных доходов населения (рассчитанная исходя из величины прожиточного минимума в среднедушевых денежных доходах населения);

г) доля доходов среднеобеспеченного населения;

д) доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.

Анализ проводился по 83 субъектам Российской Федерации, а также в разрезе по 8 федеральным округам.

Цель исследования. Анализ уровня межрегионального экономического неравенства качества жизни населения России, как важнейшего фактора экономической безопасности страны. Период исследования составил 16 лет: с 2000 года по 2015 год включительно.

Материалы и методы исследования. Источником информации послужила Центральная база статистических данных (ЦБСД) Федеральной службы государственной статистики.

Коэффициент Джини (КД) (равен 0, когда все население имеет одинаковый доход и равен 1, когда весь доход принадлежит одному человеку) отражает фактическое распределение общего объема доходов населения от их равномерного распределения.

где KG — коэффициент Джини;

Xj - доля населения принадлежащая к i-й социальной группе в общей численности населения;

Yj - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;

n - число социальных групп;

cum yi - кумулятивная доля дохода.

Коэффициент фондов (КФ) отражает степень экономического расслоения общества и рассчитывается как отношение между доходами 10 % наиболее обеспеченных жителей страны и 10 % наименее обеспеченных жителей страны.

где Kf — коэффициент фондов;

Xi — значение средних уровней денежных доходов в i-й децильной группе;

Xj — значение средних уровней денежных доходов в j-й децильной группе.

Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения в обобщенном виде отражает экономическое состояние региона, представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона.