Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерно той же точки зрения придерживаются авторитетные исследователи проблем местного самоуправления муниципальных тер­риторий в России Ю.В. Ким [8, с. 73-76], О.А. Кожевников [9, с. 53-56] и А.Н. Костюков [10, с. 76-79]. Они обозначили некоторую тенденцию, которая наблюдается, по их мнению, в последние годы: сокращения прав местных органов публичной власти в пользу органов государственной власти субъектов Российской Федерации в лице республик, краев, областей и автономных округов, входящих в ее состав.

Современное федеральное законодательство значительно сузило круг полномочий субъектов РФ в сфере местного самоуправления, оставив самые принципиальные и концептуальные правовые отношения в этой области за Российской Федерацией и ее органами государственной власти. В последнем федеральном законе о местном самоуправлении полномочиям субъектов РФ в данной области посвящена отдельная статья, в которой за ними закреплены четыре регулирующих полномочия [11, ст. 6]. Кроме того, порядка двадцати полномочий субъектов РФ в сфере местного самоуправления зафиксированы в правовых нормах разных статей этого федерального закона.

Однако в федеральном законодательстве отсутствует понятие "взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления муниципальных образований". Между тем это направление в деятельности обоих уровней публичной власти в регионах является важным фактором устойчивости и эффективности местного самоуправления в муници­пальных образованиях. Дело в том, что и органы государственной власти субъекта РФ, и органы местного самоуправления муниципальных образований, как правило, заинтересованы в создании надлежащих условий для жизнедеятельности населения муниципальных территорий.

Иерархический уровень взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации с органами местного само­управления муниципальных образований зависит от вида конкретного муниципального образования. Применительно к общественным отно­шениям этих двух уровней публичной власти иерархия понимается не в качестве способа структурного построения элементов сложной системы управления, а как распределенные по уровням части (элементы) ступенчатого взаимодействия между ними.

Хотя, на наш взгляд, определенная зависимость – организационно-правовая, экономическая и финансовая, безусловно, на практике и в правовой теории – тут наблюдается. И эту зависимость, а она все-таки обоюдная, между обоими уровнями публичной власти сложно не заметить и нельзя отрицать. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть заинтересованы в укреплении и развитии экономической основы муниципальных образований.


Федеральный законодатель установил, что экономическую основу местного самоуправления муниципальных территорий составляют три элемента: а) муниципальное имущество; б) финансовые средства местных бюджетов; в) имущественные права муниципальных образований [11]. Заметим, что в состав экономической основы местного самоуправления включены также финансовые средства. Но в этой связи, на наш взгляд, в законодательстве следует уточнить понятийный аппарат экономической основы местного самоуправления, так как целесообразнее иметь в виду и экономическую, и финансовую основу местного самоуправления.

В федеральном законодательстве определены виды имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований. По существу, это имущество в целом группируется по четырем функ­циональным направлениям:

  1. имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (у сельских поселений таких вопросов, связанных с жизнеобес­печением населения, - 13, а у остальных муниципальных образований, в том числе в какой-то мере и для городских поселений, - 39);
  2. имущество, необходимое для реализации отдельных госу­дарственных полномочий, переданных для их осуществления органами государственной власти органам местного самоуправления;
  3. имущество, предназначенное обеспечивать полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, организаций и учреждений;
  4. имущество, формируемое для решения вопросов, которые не входят в исчерпывающий перечень вопросов местного значения, но органы местного самоуправления вправе взять их решение на себя.

С учетом разновидности муниципальных образований и диф­ференцированного наличия у них материальных, экономических и финансовых ресурсов, а также численности проживающего населения федеральный законодатель установил исчерпывающий перечень муниципального имущества отдельно для поселений и отдельно для остальных видов муниципальных образований.

На практике из установленного федеральным законодательством перечня муниципального имущества органы местного самоуправления не всегда имеют в собственности все его виды. Прежде всего, это касается имущества, которое предназначено для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, пассажирского транспорта, жилищного фонда социального использования для обеспечения малоимущих граждан и другого имущества, связанного с жизнеобеспе­чением жителей муниципальных территорий. Среди муниципальных образований, более или менее, обеспечены необходимым имуществом в целях жизнеобеспечения местного населения городские округа и муниципальные районы.


На территории муниципального образования город Оленегорск Мурманской области, имеющего статус городского округа, функцио­нирует 36 муниципальных организаций и учреждений (по состоянию на 21 мая 2018 года). В сфере образования муниципальное образование имеет 18 бюджетных, автономных и казенных учреждений, в том числе пять школ и семь дошкольных образовательных учреждений, комбинат школьного питания, Информационно-методический центр, Централизованную бухгалтерию по обслуживанию учреждений образо­вания и учреждение по хозяйственному обслуживанию образовательных учреждений.

В сфере культуры в муниципальной собственности города Оленегорска находятся восемь муниципальных учреждений культуры и искусства, в том числе музыкальная и художественная школы, школа искусств, Централизованная библиотечная система, центр культуры и досуга "Полярная звезда".

В сфере жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслужи­вания муниципальное образование город Оленегорск имеет в собствен­ности десять объектов, в том числе такие важные для населения муниципальной территории, как муниципальные унитарные предприятия "Оленегорские тепловые сети" и "Городские коммунальные сети", ""Центральная аптека", "Городской рынок", "Городская управляющая компания" и автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг".

Кроме того, в муниципальной собственности города даже в период вынужденной, массовой и иррациональной приватизации муниципаль­ного имущества сохранились: два учреждения спорта, муниципальный архив, муниципальные предприятия "Кругозор" по реализации книго­издательской продукции и "Шарм" по оказанию парикмахерских услуг и другие объекты социального назначения.

Многие из перечисленных выше объектов муниципальной собственности функционируют на основе взаимодействия органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск путем финансирования их расходов на содержание из регионального бюджета. Эта форма взаимодействия органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления используется и по отношению к другим муниципальным образованиям, но в первую очередь к городским округам и муниципальным районам.

К сожалению, дефицит бюджетных средств, например, в сельских и городских поселениях, и в самом региональном бюджете Мурманской области, не позволяет иметь в муниципальной собственности соответ­ствующее имущество для полноценного жизнеобеспечения населения в этих муниципальных образованиях (таблица 1).


Таблица 1.

Структурный состав муниципального сектора экономики сельских поселений Кольского района Мурманской области (по состоянию на 21 мая 2018 года)

Сельские поселения

Унитар­ные пред­приятия (МУП)

Предприятия, в которых 100% акций являются собственностьюмуниципальногообразования

Авто­номные учреж­дения (МАУ)

Казенные учреждения (МКУ)

Бюджетные учреждения (МБУ)

Сельское поселение Междуречье

Нет

Нет

Нет

Нет

Бюджетное учреждение "Между­реченский сельский дом культуры"

Сельское поселение Ура-Губа

Нет

Нет

Нет

Учреждение "Управление делами адми­нистрации сельского поселения Ура-Губа"

Бюджетное учреждение "Урагубский сельский дом культуры"

Сельское поселение Пушной

Нет

Нет

Нет

Учреждение "Управление делами адми­нистрации сельского поселения Пушной".

Учреждение "Управление деятельностью сельского поселения Пушной"

Бюджетное учреждение Пушновский сельский дом культуры.

Бюджетное учреждение "Лопарский сельский дом культуры"

Как видно из таблицы 1, в сельских поселениях отсутствуют, кроме объектов культуры, муниципальные предприятия, бюджетные, казенные и автономные учреждения, в том числе энергоресурсные предприятия, детские сады и школы, которые нацелены на обеспе­чение органами сельского самоуправления решений вопросов местного значения. Подобная картина с муниципальным имуществом наблюдается в большинстве из десяти функционирующих сельских поселений Мурманской области. В других регионах Северо-Западного федерального округа сельских поселений на порядок больше, например, в Архангельской области – 177, Вологодской области – 168 и Ленинградской области – 135 сельских поселений.

В данном случае зависимость публичного властного субъекта низового правового пространства от органов государственной власти субъекта Федерации более выражена и конкретна. Нормальная деятельность муниципального образования, а иногда и вообще его существование, зачастую связана непосредственно от материальной и финансовой поддержки субъекта Российской Федерации, степени и многогранности взаимодействия высшего и низового институтов публичной власти в регионе.


Согласно федеральному законодательству существует семь видов муниципальных образований, это: 1) сельское поселение; 2) городское поселение; 3) муниципальный район, в состав которого входят поселения; 4) городской округ; 5) внутригородское муниципальное образование города федерального значения (по федеральному закону, так называемая внутригородская территория); 6) городской округ с внутригородскими муниципальными образованиями (речь идет о крупных городах со статусом административного центра субъекта РФ); 7) внутригородской район как внутригородское муниципальное образо­вание (таблица 2).

Своим законом субъект Российской Федерации определяет систему критериев, с учетом которых на основе регионального законодательства осуществляется деление городских округов на внутригородские муници­пальные районы, а затем подобного рода новеллы вносятся в уставы соответствующих муниципальных образований [12].

Таблица 2.

Иерархический уровень взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления муниципальных образований

Статус (вид) муниципального образования

Уровень взаимодействия

Сельское поселение

Через муниципальный район

Городское поселение

Через муниципальный район

Муниципальный район

Напрямую

Городской округ

Напрямую

Внутригородское муниципальное образование города федерального значения

Напрямую

Городской округ с внутригородскими муниципальными образованиями

Напрямую

Внутригородской район как внутригородское муниципальное образование

Через городской округ

Следовательно, как видно из таблицы 2, органы государственной власти субъекта Федерации с органами местного самоуправления некоторых муниципальных образований взаимодействуют в области укрепления экономической и финансовой основы через органы власти тех муниципальных образований, в состав которых они входят. Так, с сельским и городским поселениями органы государственной власти субъекта Федерации взаимодействуют через органы власти муници­пальных районов, а не напрямую. Например, согласно федеральному законодательству, финансовые средства в бюджеты поселений субъект Российской Федерации должен выделять через бюджет муниципального района, а уже тот направляет эти средства в бюджеты входящих в его состав поселений.