Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность и особенности государственного, регионального и местного управления
1.2. Вопросы взаимодействия органов власти
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
2.1 Взаимодействие органов местного самоуправления
Например, именно по такой схеме Министерство финансов Мурманской области направило в мае 2018 года финансовую помощь городским и сельским поселениям через муниципалитеты районов на следующие цели:
- в виде субсидии в размере 3111161 рубля на формирование районного Фонда финансирования поддержки поселений;
- в виде субвенции в размере 3757857 рублей на предоставление дотаций поселениям;
- в виде дотации городу Мурманску в размере 58042200 рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности [13].
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые взаимодействуют в укреплении экономической и финансовой основы местного самоуправления в своих регионах, указаны в их конституциях и уставах. Так, систему государственной власти в Республике Карелия представляют: 1) законодательный орган власти; 2) исполнительные органы власти; 3) судебный орган власти. В других регионах Северо-Западного федерального округа структура органов государственной власти может иметь некоторое отличие (таблица 3).
Таблица 3.
Сравнительная структура органов государственной власти Республики Карелия и Мурманской области, взаимодействующих с органами местного самоуправления в укреплении экономической и финансовой основы муниципальных образований
Наименование органа государственной власти |
Республика Карелия |
Мурманская область |
Высший и единственный законодательный (представительный) орган власти |
Законодательное Собрание |
Мурманская областная Дума |
Исполнительные органы государственной власти, в том числе: |
||
высшее должностное лицо субъекта РФ, |
Глава Республики Карелия |
Губернатор области |
высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, |
Правительство Республики |
Правительство области |
иные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с Конституцией Республики (Уставом области) |
Министерства, ведомства, инспекции, комитеты с правом юридического лица |
Министерства, ведомства, инспекции, комитеты с правом юридического лица |
Судебные органы власти |
Конституционный Суд Республики Карелия |
Отсутствует |
Систему органов исполнительной власти в обоих регионах возглавляет Правительство, соответственно: Правительство Республики Карелия и Правительство Мурманской области.
В системе органов исполнительной власти Республики Карелия в их взаимодействии с органами местного самоуправления значительную роль играет Конституционный Суд Республики Карелия, который, действуя в рамках своих полномочий, своей деятельностью совершенствует правоприменительную практику и верховенство Конституции республики, в том числе в области нормативно-правовой базы, регулирующей это взаимодействие. В этой связи целесообразно предложить создать Уставный суд Мурманской области.
Численность, порядок формирования и компетенцию так называемых иных органов исполнительной власти субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно в форме законов. К примеру, в Мурманской области в систему органов исполнительной власти в настоящее время входят 15 министерств, 9 комитетов в качестве юридических лиц и одна инспекция в виде Государственной жилищной инспекции Мурманской области (таблица 4).
Таблица 4.
Исполнительные органы государственной власти Мурманской области, взаимодействующие с органами власти местного самоуправления в укреплении экономической и финансовой основы муниципальных образований (на 20 мая 2018 года)
Состав Правительства Мурманской области |
Министерства Мурманской области |
Комитеты Мурманской области |
Инспекции Мурманской области |
Губернатор |
Аппарат Правительства (в статусе министерства) |
Комитет по тарифному регулированию |
Государственная жилищная инспекция |
Заместители губернатора |
Министерство финансов |
Комитет государственных закупок |
|
Члены Правительства |
Министерство имущественных отношений |
Комитет по ветеринарии |
|
Министерство природных ресурсов и экологии |
Комитет по культуре и искусству |
||
Министерство экономического развития |
Комитет по обеспечению безопасности населения |
||
Министерство строительства и территориального развития |
Комитет по развитию информационных технологий и связи |
||
Министерство развития промышленности и предпринимательства |
Комитет по труду и занятости населения |
||
Министерство рыбного и сельского хозяйства |
Комитет по физической культуре и спорту |
||
Министерство социального развития |
Комитет государственного и финансового контроля |
||
Министерство образования и науки |
|||
Министерство транспорта и дорожного хозяйства |
|||
Министерство юстиции |
|||
Министерство здравоохранения |
|||
Министерство по внутренней политике и массовым коммуникациям |
|||
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства |
Все указанные в таблице 4 органы государственной власти Мурманской области в той или иной мере в рамках своей компетенции взаимодействуют с органами местного контроля в укреплении экономической и финансовой основы муниципальных образований муниципальных образований. Например, Комитет по ветеринарии Мурманской области в апреле 2018 года предоставил субвенции муниципалитетам региона, в том числе Кандалакшскому муниципальному району и городскому округу Островной, на организацию осуществления деятельности по отлову и содержанию безнадзорных животных. Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области в апреле 2018 года предоставил субвенции муниципалитетам региона на образование и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Министерство социального развития Мурманской области в апреле 2018 года направило финансовые средства муниципалитетам на социальное обеспечение населения муниципальных образований.
Более наглядно взаимодействие органов государственной власти Мурманской области с органами местного самоуправления муниципальных образований этого региона можно показать на примере Министерства образования и науки Мурманской области в виде таблицы 5.
Таблица 5.
Основные направления и формы взаимодействия Министерства образования и науки Мурманской области с органами местного самоуправления муниципальных образований (апрель-май 2018 года)
Форма взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований |
Направление |
Объем финансовых средств (в руб.) |
Предоставление субвенций |
Оплата труда специалистов органов опеки и расходы, связанные с организацией их работы |
5767109 |
Предоставление субвенции |
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
3784000 |
Предоставление субвенции |
Ежемесячная выплата опекунам, попечителям, приемным родителям денежных средств на содержание ребенка, а также вознаграждение приемным родителям |
53969957 |
Предоставление средств |
На предоставление жилых помещений детям-сиротам |
26598563 |
Предоставление субсидии |
Обеспечение комплексной безопасности муниципальных образовательных организаций |
1061248 |
Предоставление субвенции |
На учебные расходы образовательных учреждений |
9967960 |
Предоставление субвенции |
На учебные расходы дошкольных образовательных учреждений |
12296667 |
Предоставление субвенции |
Обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся |
36764961 |
Предоставление субвенции |
Выплата заработной платы сотрудникам образовательных учреждений |
146400000 |
Предоставление субсидии |
Организация отдыха детей в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием, организованных на базе муниципальных учреждений |
5816378 |
Предоставление субсидии |
Обеспечение бесплатным молоком обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
2409970 |
Предоставление субвенции |
Выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход детьми, посещающими организации, реализующие программы дошкольного образования |
25453400 |
Как видно из таблицы 5, Министерство образования и науки Мурманской области направляет из регионального бюджета финансовые средства муниципальным образованиям на основные направления их деятельности в сфере образования в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Следует отметить также, что основные принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления иногда не соблюдаются со стороны региональных властей. Чаще всего такого рода отступления от основных принципов взаимодействия происходят в общественных отношениях региональных органов государственной власти и органов местной власти административных центров субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, причиной является опасение глав регионов к главам крупных муниципальных образований как к потенциальным соперникам на будущих выборах губернаторов. Поэтому это негативно отражается на уровне взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления административных центров регионов.
В первой половине 2000-х годов предпринята серьезная попытка разграничения земельных участков в муниципальных образованиях с перекосом в пользу федеральных органов власти и субъектов РФ. Практическую сторону вопроса, вероятно, по рекомендации из соответствующего федерального ведомства взяли на себя комитеты (департаменты) по имущественным отношениям регионов, которые работали под контролем федеральных государственных органов власти.
Аргументы выдвигались чисто формальные: в советский период все объекты (предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения и другие) на земельных участках, которые они занимают, находились в государственной собственности, значит, и земельные участки под ними должны отойти государству, а не муниципальным образованиям. Следовательно, если бы такая попытка органам государственной власти удалась, то экономическая и финансовая база местного самоуправления пострадала бы существенным образом: муниципалитеты лишались весомой доли муниципальных налогов на землю. Кстати, процедура справедливого разграничения земельных участков в муниципальных образованиях до сих пор до конца не осуществлена.
Но желание органов государственной власти отдельных субъектов РФ распоряжаться не разграниченными земельными участками на муниципальной территории по своему усмотрению, как оказалось, сохранилось. Десять лет назад органы государственной власти целого ряда регионов в Северо-Западном федеральном округе России приняли законы [16], по которым земельные участки, не прошедшие разграничение, в региональных центрах, например, в Мурманске, отходили в распоряжение местных министерств по имущественным отношениям в вопросах отведения земельных участков под строительство [15].
Следовательно, муниципальные органы власти лишались права на самостоятельное и в интересах местного населения распоряжение земельными участками на территории муниципального образования. В настоящее время эта ситуация исправляется с принятием новых региональных законов, которые отменяют ранее действовавшие [14]. Муниципальные образования вновь получили право распоряжаться не разграниченными земельными участками, расположенными на муниципальных территориях, в частности, отводить их под строительство жилых домов многодетным семьям на бесплатной основе [12].
2.2 Мероприятия по улучшению взаимодействия органов власти
Как выявлено в исследовании, во взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области укрупнения и развития муниципальной экономики используются следующие формы:
- направление финансовых средств из региональных бюджетов муниципальным образованиям на осуществление части их полномочий для решения конкретных социальных вопросов местного значения в виде субвенций и межбюджетных трансфертов в соответствии с соглашениями, заключенными субъектом Российской Федерации и конкретным муниципальным образованием;
- направление финансовых средств из региональных бюджетов на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований через региональный Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (объем дотаций утверждается законом субъекта Российской Федерации).
При этом выравнивание бюджетной обеспеченности осуществляется с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов и городских округов региона, сопоставимости их налоговых доходов и показателей, которые характеризуют факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя муниципальной территории;
3) направление финансовых средств из региональных бюджетов на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований через региональный Фонд финансовой поддержки городских и сельских поселений (объем дотаций утверждается законом субъекта Российской Федерации).
Осуществляется в целях выравнивания финансовых возможностей поселений для выполнения органами местного самоуправления решений вопросов местного значения, исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Финансовые средства из региональных бюджетов направляются в районные Фонды финансирования поддержки городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов;