Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, именно по такой схеме Министерство финансов Мурманской области направило в мае 2018 года финансовую помощь городским и сельским поселениям через муниципалитеты районов на следующие цели:

  1. в виде субсидии в размере 3111161 рубля на формирование районного Фонда финансирования поддержки поселений;
  2. в виде субвенции в размере 3757857 рублей на предоставление дотаций поселениям;
  3. в виде дотации городу Мурманску в размере 58042200 рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности [13].

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые взаимодействуют в укреплении экономической и финансовой основы местного самоуправления в своих регионах, указаны в их конституциях и уставах. Так, систему государственной власти в Республике Карелия представляют: 1) законодательный орган власти; 2) исполнительные органы власти; 3) судебный орган власти. В других регионах Северо-Западного федерального округа структура органов государственной власти может иметь некоторое отличие (таблица 3).

Таблица 3.

Сравнительная структура органов государственной власти Республики Карелия и Мурманской области, взаимодействующих с органами местного самоуправления в укреплении экономической и финансовой основы муниципальных образований

Наименование органа государственной власти

Республика Карелия

Мурманская область

Высший и единственный законодательный (представительный) орган власти

Законодательное Собрание

Мурманская областная Дума

Исполнительные органы государственной власти, в том числе:

высшее должностное лицо субъекта РФ,

Глава Республики Карелия

Губернатор области

высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ,

Правительство Республики

Правительство области

иные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с Конституцией Республики (Уставом области)

Министерства, ведомства, инспекции, комитеты с правом юридического лица

Министерства, ведомства, инспекции, комитеты с правом юридического лица

Судебные органы власти

Конституционный Суд Республики Карелия

Отсутствует

Систему органов исполнительной власти в обоих регионах возглав­ляет Правительство, соответственно: Правительство Республики Карелия и Правительство Мурманской области.


В системе органов исполнительной власти Республики Карелия в их взаимодействии с органами местного самоуправления значи­тельную роль играет Конституционный Суд Республики Карелия, который, действуя в рамках своих полномочий, своей деятельностью совершенствует правоприменительную практику и верховенство Конституции республики, в том числе в области нормативно-правовой базы, регулирующей это взаимодействие. В этой связи целесообразно предложить создать Уставный суд Мурманской области.

Численность, порядок формирования и компетенцию так назы­ваемых иных органов исполнительной власти субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно в форме законов. К примеру, в Мурманской области в систему органов исполнительной власти в настоящее время входят 15 министерств, 9 комитетов в качестве юри­дических лиц и одна инспекция в виде Государственной жилищной инспекции Мурманской области (таблица 4).

Таблица 4.

Исполнительные органы государственной власти Мурманской области, взаимодействующие с органами власти местного самоуправления в укреплении экономической и финансовой основы муниципальных образований (на 20 мая 2018 года)

Состав Правительства Мурманской области

Министерства Мурманской области

Комитеты Мурманской области

Инспекции Мурманской области

Губернатор

Аппарат Правительства

(в статусе министерства)

Комитет по тарифному регулированию

Государственная жилищная инспекция

Заместители губернатора

Министерство финансов

Комитет государственных закупок

Члены Правительства

Министерство имущественных отношений

Комитет по ветеринарии

Министерство природных ресурсов и экологии

Комитет по культуре и искусству

Министерство экономического развития

Комитет по обеспечению безопасности населения

Министерство строительства и территориального развития

Комитет по развитию информационных технологий и связи

Министерство развития промышленности и предпринимательства

Комитет по труду и занятости населения

Министерство рыбного и сельского хозяйства

Комитет по физической культуре и спорту

Министерство социального развития

Комитет государственного и финансового контроля

Министерство образования и науки

Министерство транспорта и дорожного хозяйства

Министерство юстиции

Министерство здравоохранения

Министерство по внутренней политике и массовым коммуникациям

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства


Все указанные в таблице 4 органы государственной власти Мурманской области в той или иной мере в рамках своей компетенции взаимодействуют с органами местного контроля в укреплении экономи­ческой и финансовой основы муниципальных образований муници­пальных образований. Например, Комитет по ветеринарии Мурманской области в апреле 2018 года предоставил субвенции муниципалитетам региона, в том числе Кандалакшскому муниципальному району и городскому округу Островной, на организацию осуществления деятель­ности по отлову и содержанию безнадзорных животных. Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области в апреле 2018 года предоставил субвенции муниципалитетам региона на образо­вание и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Министерство социального развития Мурманской области в апреле 2018 года направило финансовые средства муниципалитетам на социальное обеспечение населения муниципальных образований.

Более наглядно взаимодействие органов государственной власти Мурманской области с органами местного самоуправления муници­пальных образований этого региона можно показать на примере Министерства образования и науки Мурманской области в виде таблицы 5.

Таблица 5.

Основные направления и формы взаимодействия Министерства образования и науки Мурманской области с органами местного самоуправления муниципальных образований (апрель-май 2018 года)

Форма взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований

Направление

(целевое назначение)

Объем финансовых средств (в руб.)

Предоставление субвенций

Оплата труда специалистов органов опеки и расходы, связанные с организацией их работы

5767109

Предоставление субвенции

Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

3784000

Предоставление субвенции

Ежемесячная выплата опекунам, попечителям, приемным родителям денежных средств на содержание ребенка, а также вознаграждение приемным родителям

53969957

Предоставление средств

На предоставление жилых помещений детям-сиротам

26598563

Предоставление субсидии

Обеспечение комплексной безопасности муниципальных образовательных организаций

1061248

Предоставление субвенции

На учебные расходы образовательных учреждений

9967960

Предоставление субвенции

На учебные расходы дошкольных образовательных учреждений

12296667

Предоставление субвенции

Обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся

36764961

Предоставление субвенции

Выплата заработной платы сотрудникам образовательных учреждений

146400000

Предоставление субсидии

Организация отдыха детей в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием, организованных на базе муниципальных учреждений

5816378

Предоставление субсидии

Обеспечение бесплатным молоком обучающихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста

2409970

Предоставление субвенции

Выплата компенсации родительской платы за присмотр и уход детьми, посещающими организации, реализующие программы дошкольного образования

25453400


Как видно из таблицы 5, Министерство образования и науки Мурманской области направляет из регионального бюджета финансовые средства муниципальным образованиям на основные направления их деятельности в сфере образования в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Следует отметить также, что основные принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления иногда не соблюдаются со стороны региональных властей. Чаще всего такого рода отступления от основных принципов взаимодействия происходят в общественных отношениях региональных органов государ­ственной власти и органов местной власти административных центров субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, причиной является опасение глав регионов к главам крупных муниципальных образований как к потенциальным соперникам на будущих выборах губернаторов. Поэтому это негативно отражается на уровне взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления адми­нистративных центров регионов.

В первой половине 2000-х годов предпринята серьезная попытка разграничения земельных участков в муниципальных образованиях с перекосом в пользу федеральных органов власти и субъектов РФ. Практическую сторону вопроса, вероятно, по рекомендации из соот­ветствующего федерального ведомства взяли на себя комитеты (департаменты) по имущественным отношениям регионов, которые работали под контролем федеральных государственных органов власти.

Аргументы выдвигались чисто формальные: в советский период все объекты (предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохра­нения и другие) на земельных участках, которые они занимают, находились в государственной собственности, значит, и земельные участки под ними должны отойти государству, а не муниципальным образованиям. Следовательно, если бы такая попытка органам государ­ственной власти удалась, то экономическая и финансовая база местного самоуправления пострадала бы существенным образом: муниципалитеты лишались весомой доли муниципальных налогов на землю. Кстати, процедура справедливого разграничения земельных участков в муници­пальных образованиях до сих пор до конца не осуществлена.

Но желание органов государственной власти отдельных субъ­ектов РФ распоряжаться не разграниченными земельными участками на муниципальной территории по своему усмотрению, как оказалось, сохранилось. Десять лет назад органы государственной власти целого ряда регионов в Северо-Западном федеральном округе России приняли законы [16], по которым земельные участки, не прошедшие разграни­чение, в региональных центрах, например, в Мурманске, отходили в распоряжение местных министерств по имущественным отношениям в вопросах отведения земельных участков под строительство [15].


Следовательно, муниципальные органы власти лишались права на самостоятельное и в интересах местного населения распоряжение земельными участками на территории муниципального образования. В настоящее время эта ситуация исправляется с принятием новых региональных законов, которые отменяют ранее действовавшие [14]. Муниципальные образования вновь получили право распоряжаться не разграниченными земельными участками, расположенными на муници­пальных территориях, в частности, отводить их под строительство жилых домов многодетным семьям на бесплатной основе [12].

2.2 Мероприятия по улучшению взаимодействия органов власти

Как выявлено в исследовании, во взаимодействии органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области укрупнения и развития муниципальной экономики используются следующие формы:

  1. направление финансовых средств из региональных бюджетов муниципальным образованиям на осуществление части их полномочий для решения конкретных социальных вопросов местного значения в виде субвенций и межбюджетных трансфертов в соответствии с соглаше­ниями, заключенными субъектом Российской Федерации и конкретным муниципальным образованием;
  2. направление финансовых средств из региональных бюджетов на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образо­ваний через региональный Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (объем дотаций утверждается законом субъекта Российской Федерации).

При этом выравнивание бюджетной обеспеченности осуществля­ется с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности всех муниципальных районов и городских округов региона, сопостави­мости их налоговых доходов и показателей, которые характеризуют факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муници­пальных услуг в расчете на одного жителя муниципальной территории;

3) направление финансовых средств из региональных бюджетов на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образо­ваний через региональный Фонд финансовой поддержки городских и сельских поселений (объем дотаций утверждается законом субъекта Российской Федерации).

Осуществляется в целях выравнивания финансовых возможностей поселений для выполнения органами местного самоуправления решений вопросов местного значения, исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Финансовые средства из региональных бюджетов направляются в районные Фонды финансирования поддержки городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов;