Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе необходимо изучить особенности реализации ФЗ №8 в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Карелии.

Во введении определим, что относится к управлению на государственном уровне и к местному самоуправлению.

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Региональное и муниципальное управление представляют собой воздействие соответственно региона или муниципалитета на общество в целях его упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Местное самоуправление представляет собой форму самостоятельного решения населением и его выборными органами экономических вопросов местного значения.

Изучение данной темы является актуальным, поскольку в условиях современной экономики все большее значение приобретает необходимость наиболее эффективного управления любым процессом в той или иной сфере, а также обеспечение эффективного взаимодействия управления и самоуправления.

Цель работы – исследование взаимодействия органов власти:

  • изучение сущности, особенностей государственного, регионального и муниципального управления;
  • выявление основных элементов и задач государственного, регионального и муниципального управления;
  • определение основ местного самоуправления в России;

Методом сбора данных можно считать мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; сети Интернет.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды ученых, исследующих широкий комплекс проблем, связанных с местным самоуправлением. Среди них Антонова Н.Б., Кирпичников В. А., Ковешников Е.М., Лихачев Ю.В. и другие.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава – «Органы исполнительной власти и местного самоуправления».

Вторая глава – «Реализация федерального закона №8».

Третья глава – «Современные тенденции развития государственного, регионального и муниципального управления и местного самоуправления».


ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Сущность и особенности государственного, регионального и местного управления

Управление - это целенаправленное воздействие на определенную систему. Сущность управления на протяжении десятилетий остается неизменной.

Так, определяя понятие управления классик-менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций:

  • технические операции (производство, обработка);
  • коммерческие операции (закупка, продажа, обмен);
  • финансовые операции (распоряжение средствами);
  • страховые операции (страхование, охрана имущества и лиц);
  • учетные операции (бухгалтерия, учет, статистика и др.);
  • административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль).

Управлять - означает предвидеть (учитывать будущее и разрабатывать программу действий), организовывать (создавать двойной - материальный и социальный - организм учреждения), распоряжаться (принуждать коллектив работать надлежащим образом), координировать (взаимосвязывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать (обеспечивать, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами).

В экономической науке традиционно принято выделять три вида управления[1]:

  • техническое;
  • биологическое;
  • социальное.

Под техническим управлением понимают управление техникой, технологическими процессами, машинами. Биологическое управление — это управление процессами жизнедеятельности живых организмов. Социальное управление, как особый вид управления, представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социально важных процессов, обеспечения стойкого развития социальных систем. То есть социальное управление возникает там, где имеет место общественная деятельность людей, которая предопределяет необходимость осуществления руководства данным сообществом с целью приведения отношений в определенную систему и их упорядочение.

Социальное управление включает в себя:

  • государственное управление;
  • негосударственное управление.

В настоящей работе необходимо определиться с особенностями государственного управления.

Государственное управление (англ. public administration) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.

С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объект управления (общество, граждан и др.).

В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти. В данном случае государственное управление рассматривается как деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления[2].

При характеристике государственного управления выделяют такие его признаки[3]:

  • проявляется посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;
  • ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (волю);
  • выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления;
  • является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;
  • имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей.

Региональное управление предполагает деятельность органов власти и их должностных лиц по реализации выработанного курса на уровне региона.

Муниципальное управление, в свою очередь, осуществляется на уровне муниципалитета.

В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации и систематизации принципов управления. С учетом специфики государственного управления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принципов управления: общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, вторые - ее организационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса и исполнителей.


При характеристике государственного, регионального и муниципального управления выделяют такие его признаки:

  • проявляется посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;
  • ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (волю);
  • выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления;
  • является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;
  • имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей.

Сущность государственного, регионального и муниципального управления проявляется в их необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.

Целевая направленность государственного, регионального и муниципального управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.

Анализируя государственное, региональное и муниципальное управление, можно выделить такие его особенности[4]:

  • организующий характер проявляется в том, что управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства, региона или муниципалитета;
  • систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие. Уравление обусловлено самой сущностью общества, функционирует вместе с ним, направлено на обеспечение общества как самоуправляемой системы;
  • оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;
  • в ведении органов государственного, регионального и муниципального управления находится фактическая сила: информационные, экономические, технические, идеологические, организационные ресурсы, которыми они распоряжаются.

Принципы государственного, регионального и муниципального управления — это основоположные идеи, научные положения деятельности. Некоторые авторы отмечают, что принципы государственного, регионального и муниципального управления — это его позитивные закономерности, познанные наукой и практикой и охарактеризованные в соответствующих понятиях.


В частности, выделяют такие группы принципов государственного, регионального и муниципального управления[5]:

  • социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства, региона; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность). Эта группа принципов характеризуется тем, что она распространяется на все сферы управленческой деятельности, а сами принципы закрепляются, как правило, в Конституции РФ и Законах;
  • организационные принципы построения аппарата государственного, регионального и муниципального управления (отраслевой, функциональный, территориальный). Они являются базой для определения и распределения компетенции между органами управления, создавая, таким образом, единый механизм государственного, регионального и муниципального управления, который должен функционировать эффективно, не допуская параллелизма и дублирования;
  • организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного, регионального и муниципального управления (нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность). Данная группа принципов направлена на определение содержания деятельности конкретных органов государственного, регионального и муниципального управления, обеспечение действенности управленческих процедур, эффективность управленческих решений.

Регистрация - запись, внесение в список каких-либо данных с целью учета или придания юридической силы.

В рамках данной темы необходимо далее рассмотреть основные элементы и задачи государственного, регионального и муниципального управления.

1.2. Вопросы взаимодействия органов власти

Независимым звеном в системе публичной власти Российской Федерации, а также уровнем, максимально приближенным к повседневным проблемам населения, является местное самоуправление. Именно «на местах» понимание и решение проблем конкретного человека должно быть наиболее эффективным. Тем не менее практически невозможно обосновать идею отказа от центральной государственной власти в стране, ее высших органов, разветвленной сети государственного управления в различных сферах общественной жизни. Невозможно существование государства без своей законодательной базы, без единых для всех правил и стандартов, без инструментов и механизмов управления многообразием процессов жизни общества. Трудно реализовывать вопросы организации системы власти и управления. Именно от их решения зависит уровень жизни, благосостояния людей в стране. Конечно, любой институт власти стремится к собственному укреплению и сосредоточению в своих руках наибольшего количества властных рычагов. Соответственно, необходимо разобраться, до какой степени система государственного управления должна проникать в повседневную жизнь граждан. Идеальная модель власти должна уравновешивать интересы самого государства и его населения. В Конституции Российской Федерации указывается, что «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12) [1]. Главной функциональной особенностью данного уровня власти является существенная зависимость от населения и подконтрольность ему.