Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность и особенности государственного, регионального и местного управления
1.2. Вопросы взаимодействия органов власти
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
2.1 Взаимодействие органов местного самоуправления
ВЕДЕНИЕ
В данной курсовой работе необходимо изучить особенности реализации ФЗ №8 в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Карелии.
Во введении определим, что относится к управлению на государственном уровне и к местному самоуправлению.
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.
Региональное и муниципальное управление представляют собой воздействие соответственно региона или муниципалитета на общество в целях его упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.
Местное самоуправление представляет собой форму самостоятельного решения населением и его выборными органами экономических вопросов местного значения.
Изучение данной темы является актуальным, поскольку в условиях современной экономики все большее значение приобретает необходимость наиболее эффективного управления любым процессом в той или иной сфере, а также обеспечение эффективного взаимодействия управления и самоуправления.
Цель работы – исследование взаимодействия органов власти:
- изучение сущности, особенностей государственного, регионального и муниципального управления;
- выявление основных элементов и задач государственного, регионального и муниципального управления;
- определение основ местного самоуправления в России;
Методом сбора данных можно считать мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; сети Интернет.
Теоретическую основу данного исследования составляют труды ученых, исследующих широкий комплекс проблем, связанных с местным самоуправлением. Среди них Антонова Н.Б., Кирпичников В. А., Ковешников Е.М., Лихачев Ю.В. и другие.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава – «Органы исполнительной власти и местного самоуправления».
Вторая глава – «Реализация федерального закона №8».
Третья глава – «Современные тенденции развития государственного, регионального и муниципального управления и местного самоуправления».
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность и особенности государственного, регионального и местного управления
Управление - это целенаправленное воздействие на определенную систему. Сущность управления на протяжении десятилетий остается неизменной.
Так, определяя понятие управления классик-менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций:
- технические операции (производство, обработка);
- коммерческие операции (закупка, продажа, обмен);
- финансовые операции (распоряжение средствами);
- страховые операции (страхование, охрана имущества и лиц);
- учетные операции (бухгалтерия, учет, статистика и др.);
- административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль).
Управлять - означает предвидеть (учитывать будущее и разрабатывать программу действий), организовывать (создавать двойной - материальный и социальный - организм учреждения), распоряжаться (принуждать коллектив работать надлежащим образом), координировать (взаимосвязывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать (обеспечивать, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами).
В экономической науке традиционно принято выделять три вида управления[1]:
- техническое;
- биологическое;
- социальное.
Под техническим управлением понимают управление техникой, технологическими процессами, машинами. Биологическое управление — это управление процессами жизнедеятельности живых организмов. Социальное управление, как особый вид управления, представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социально важных процессов, обеспечения стойкого развития социальных систем. То есть социальное управление возникает там, где имеет место общественная деятельность людей, которая предопределяет необходимость осуществления руководства данным сообществом с целью приведения отношений в определенную систему и их упорядочение.
Социальное управление включает в себя:
- государственное управление;
- негосударственное управление.
В настоящей работе необходимо определиться с особенностями государственного управления.
Государственное управление (англ. public administration) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.
С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объект управления (общество, граждан и др.).
В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти. В данном случае государственное управление рассматривается как деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления[2].
При характеристике государственного управления выделяют такие его признаки[3]:
- проявляется посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;
- ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (волю);
- выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления;
- является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;
- имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей.
Региональное управление предполагает деятельность органов власти и их должностных лиц по реализации выработанного курса на уровне региона.
Муниципальное управление, в свою очередь, осуществляется на уровне муниципалитета.
В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации и систематизации принципов управления. С учетом специфики государственного управления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принципов управления: общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, вторые - ее организационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса и исполнителей.
При характеристике государственного, регионального и муниципального управления выделяют такие его признаки:
- проявляется посредством совместной деятельности людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;
- ставит перед собой цель упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности с помощью влияния на их поведение (волю);
- выступает в роли регулятора управленческих взаимоотношений, возникающих между субъектом и объектом в процессе реализации функций социального управления;
- является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;
- имеет особый аппарат реализации через организационно оформленные группы людей.
Сущность государственного, регионального и муниципального управления проявляется в их необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Целевая направленность государственного, регионального и муниципального управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.
Анализируя государственное, региональное и муниципальное управление, можно выделить такие его особенности[4]:
- организующий характер проявляется в том, что управление осуществляется путем объединения, согласования, координации, регулирования, контроля, а также с помощью властно-регулятивных и принудительных мер государства, региона или муниципалитета;
- систематическая, непрерывная деятельность, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие. Уравление обусловлено самой сущностью общества, функционирует вместе с ним, направлено на обеспечение общества как самоуправляемой системы;
- оно носит универсальный характер во времени и пространстве, то есть осуществляется постоянно в кругу, в котором функционируют человеческие коллективы;
- в ведении органов государственного, регионального и муниципального управления находится фактическая сила: информационные, экономические, технические, идеологические, организационные ресурсы, которыми они распоряжаются.
Принципы государственного, регионального и муниципального управления — это основоположные идеи, научные положения деятельности. Некоторые авторы отмечают, что принципы государственного, регионального и муниципального управления — это его позитивные закономерности, познанные наукой и практикой и охарактеризованные в соответствующих понятиях.
В частности, выделяют такие группы принципов государственного, регионального и муниципального управления[5]:
- социально-политические (демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства, региона; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность). Эта группа принципов характеризуется тем, что она распространяется на все сферы управленческой деятельности, а сами принципы закрепляются, как правило, в Конституции РФ и Законах;
- организационные принципы построения аппарата государственного, регионального и муниципального управления (отраслевой, функциональный, территориальный). Они являются базой для определения и распределения компетенции между органами управления, создавая, таким образом, единый механизм государственного, регионального и муниципального управления, который должен функционировать эффективно, не допуская параллелизма и дублирования;
- организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного, регионального и муниципального управления (нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность). Данная группа принципов направлена на определение содержания деятельности конкретных органов государственного, регионального и муниципального управления, обеспечение действенности управленческих процедур, эффективность управленческих решений.
Регистрация - запись, внесение в список каких-либо данных с целью учета или придания юридической силы.
В рамках данной темы необходимо далее рассмотреть основные элементы и задачи государственного, регионального и муниципального управления.
1.2. Вопросы взаимодействия органов власти
Независимым звеном в системе публичной власти Российской Федерации, а также уровнем, максимально приближенным к повседневным проблемам населения, является местное самоуправление. Именно «на местах» понимание и решение проблем конкретного человека должно быть наиболее эффективным. Тем не менее практически невозможно обосновать идею отказа от центральной государственной власти в стране, ее высших органов, разветвленной сети государственного управления в различных сферах общественной жизни. Невозможно существование государства без своей законодательной базы, без единых для всех правил и стандартов, без инструментов и механизмов управления многообразием процессов жизни общества. Трудно реализовывать вопросы организации системы власти и управления. Именно от их решения зависит уровень жизни, благосостояния людей в стране. Конечно, любой институт власти стремится к собственному укреплению и сосредоточению в своих руках наибольшего количества властных рычагов. Соответственно, необходимо разобраться, до какой степени система государственного управления должна проникать в повседневную жизнь граждан. Идеальная модель власти должна уравновешивать интересы самого государства и его населения. В Конституции Российской Федерации указывается, что «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12) [1]. Главной функциональной особенностью данного уровня власти является существенная зависимость от населения и подконтрольность ему.