Файл: Основные функции в системе менеджмента (Координация).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
Введение
Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце XIX века и происходит от английского слова «manage» – управлять.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
В данной работе мы рассмотрим подробно четыре функции менеджмента.
Цель данной работы – изучить взаимосвязь всех видов функции с друг с другом.
Руководству компаний необходимы знания в области психологии работы с коллективом. Работник, приходящий каждый день на работу и выполняющий определенные функции - многогранная личность, его недопустимо рассматривать, лишь как рабочую силу. Цель предприятия в условиях рыночной экономики - увеличение производительности труда, повышение качества продукции и цель работника как личности с его многообразными потребностями могут не совпадать и даже часто не совпадают с мнением руководства . Предпринимателю необходимо решить, как сплотить две группы людей, с разным мнениями в работе.
При планировании и организации работы начальник назначает, что конкретно должна выполнить данная организация, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Глава 1. Понятие функций менеджмента и системы менеджмента
Понятие "функция" (от лат. functio) означает "совершение, исполнение". В современном значении функция управления — это относительно самостоятельный специализированный и обособленный участок управленческой деятельности.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Система менеджмента – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны, регулярно выполняемы и позволяющие внедрять долгосрочные стратегии компании с максимальной прибылью за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Еще одно определение. Система менеджмента – это система управления разного рода ресурсами: человеческими, финансовыми, техническими и другими с целью решения бизнес-задач.
При всем многообразии задач, решаемых менеджерами, управление можно рассматривать как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных функций.
Функция - это роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности. Другими словами, функция ‑ это то, за что отвечает субъект или объект в данном случае. Такие функции называют базовыми функциями менеджмента, поскольку их выполняют менеджеры всех уровней, независимо от специфики управленческой деятельности.
Функции менеджмента - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда и направленные на достижение поставленной цели. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой или малой, формальной или неформальной - присутствуют все функции менеджмента. В ряде случаев бывает полезно провести анализ выполняемых функций: в какой мере и насколько полно в управленческой деятельности присутствуют все функции менеджмента. Нередко для повышения эффективности работы организации достаточно выявить те или иные функции, которым не придается должного внимания. Так, например, в ряде некоммерческих организаций недостаточно полно осуществляется целеполагание, в государственных организациях нередко отсутствует должное стимулирование работников, в некоторых государственных и частных организациях не всегда в необходимой мере осуществляется контроль выполнения тех или иных управленческих решений.
Основные функции менеджмента:
- планирование и план
- организация
- мотивация
- контроль и оценка трудовой деятельности
- координация
- формирование целей
Можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся всеобщими для всех видов компаний и всяких условий функционирования:
- общие функции менеджмента;
- социально-психологические функции менеджмента;
- технологические функции менеджмента.
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех уровнях.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе.
Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.
Состав основных категорий менеджмента:
- объекты и субъекты менеджмента;
- функции менеджмента;
- виды менеджмента;
- методы менеджмента;
- принципы менеджмента.
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в компании. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низкий.
Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
Функции менеджмента зачастую используются в организациях. Что такое организация?
Организация - управленческое занятие, обращенное на обеспечение упорядочения процесса управления в целом. Организация представляет собой распределение как функций исполнения управленческих решений, так и функций управления и позволяет обеспечить основу целесообразного построения определенного органа управления, определить компетенцию его структурных подразделений.
Задачи организации:
- обеспечение деятельности организации ресурсами;
- утверждение определенных параметров, режимов работы;
- формирование структуры организации с учетом размера предприятия, его целей, технологии, персонала.
Теперь же, изучим все основные функции менеджмента, по порядку.
Организация
Организация (фр. organisation - устраиваю).
Организация – нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь.
Важной функцией управления – это функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования компаний. Организация как процесс представляет собой функцию по направлению многих задач.
Функция организации выполняется двумя путями: административно-
организационное управление и оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций меж всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата правления.
Оперативное управление тесно сплочено с текущим планированием. Есть два вида организационного процесса: 1. Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. 2. Делегирование полномочий. Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий личности, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Организация – связанна с:
- целями;
- функциями;
- процессом управления;
- квалификацией менеджеров;
- распределением полномочий для достижения определенных целей.
Главная цель планирования — это конкретизация. Надобность в приспособлении к переменам — один из факторов, придающих такое значимое смысл планированию. Но, насколько бы важным ни было планирование, — это лишь начало. Организация, у которой большое количество разнообразных планов и не обладающая цельной схемы структуры реализации их в жизнь, обречена на провал. Дело в том, что функции планирования и организации взаимосвязаны. В кое-каком смысле планирование и организация соединяются. Планирование организует структуру системы, создает аппарат, который будет работать, а организация как функция управления создает рабочую структуру – людей. Я говорю о привнесении человеческого фактора в нечто имеющееся на бумаге, во что-то конкретное. То есть, она должна дать смысл для существования организации. Так как концепция организации состоит в сближении воедино всех людей компании, задача заключается в том, чтобы назначить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого.
Можно выразить следующие принципы проектирования системы организационного управления:
Формирование демократических начал управления. Значительную роль при этом играет верное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее делению стратегических и нынешних функций в управлении.
Принцип централизации – при проектировании строения управления необходимо соединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов их работ. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и др. Принцип централизации требует одновременно сокращения количества уровней управления.
Принцип адаптации - связан с требованием гибкости, способности стремительно реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий. Важное значение в связи с этим приобретает улучшение информационного аспекта, с целью обеспечить проявление и развитие предоставленного принципа.
Принцип системного подхода призывает формирования полной совокупности управленческих постановлений, осуществляющих все цели функционирования организации.
Принцип управляемости – фиксирование соотношения начальника и количества подчиненных ему рабочих. При работе в фирмах, необходимо стремиться к оптимальности такого соотношения. Значимым здесь выражается разделение управленческих постановлений по уровням, которое должно предусматривать рациональную степень нагрузки начальства, принимающего задачи. Если нагрузка начальства сильно превышает позволительные нормы, остро снижаются эффективность и оперативность подчинения.
Принцип соответствия субъекта и объекта управления — главный принцип, который заключается в том, что строение управления должна формироваться прежде всего исходя из особенностей предмета управления.
Принцип специализации – проектирование структуры управления необходимо вести так, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений.
Принцип профессиональной регламентации предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной совокупности целей и несло полную ответственность за качество выполнения своих функций Учет этого принципа означает, что проектировать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и исполнителей разных уровней.
Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделения всегда детерминировано и, тем не менее, должно быть закреплено правом. В соответствии с принципом правовой регламентации проектировать структуру управления необходимо так, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений.
Данные принципы не являются взаимоисключающими и могут применяться в одной организационной структуре.
Контроль и оценка трудовой деятельности
Контроль – это управленческая деятельность, заключающаяся в проверке и сопоставлении фактических результатов с заданными.
Функция контроля – это процесс, используя который руководство предприятия получает информацию о нынешнем состоянии дела по выполнению плана, о ходе решения поставленных задач. Этот процесс включает правила корректировки действий в случае, если появляются значительные различия между результатами и установленными параметрами. Основной причиной необходимости контроля является то, что предприятие должно обладать способностью, своевременно выявлять ошибки и исправлять их до того, как они помещают достижению цели.
Контроль связан с такими функциями менеджмента, как планирование, организация и координация. Любая из них включает те или иные элементы контроля, например - сопоставление получаемых результатов с установленными контрольными значениями и мерами.
Люди –это неотъемлемый элемент контроля. Из чего следует, что, при формировании функций контроля, менеджер должен брать во внимание поведение людей.