ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 701
Скачиваний: 2
– физические лица – 1 511 970 акций, или 0,6811%.
4 СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В мировой практике выработано составление следующих стандартных финансовых расчетов в составе долгосрочного финансового плана:
— прогноз объема реализации (выручки);
— таблица доходов и затрат;
— баланс денежных расходов и поступлений;
— прогнозный баланс активов и пассивов;
— график достижения безубыточности (точка безубыточности).
Из всех перечисленных выше расчетов на предприятии разрабатывается только баланс денежных расходов и поступлений. При этом он составляется только на один планируемый год. То есть налицо игнорирование значимости стратегического и предпочтение текущего финансового планирования.
Баланс доходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.
Составление проверочной таблицы начинается с заполнением итоговых граф по доходам и расходам предприятия, рассчитанных на основе отдельных статей.
Критерием правильности финансового плана является соблюдение следующий отношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами – величине превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
На ближайшие годы ОАО «Алеся» предусматривает решение следующих важнейших задач:
— финансово-экономическое оздоровление предприятия;
— наращивание оборотного капитала предприятия и увеличение выпуска продукции из собственного сырья;
— модернизация технической базы производства с целью повышения конкурентоспособности продукции;
— развитие производства высококачественной продукции, поддержание имиджа предприятия в Республике Беларусь;
— совершенствование ассортимента выпускаемой продукции в направлении повышения качественных характеристик, гарантирующих сбыт продукции на внутреннем и внешнем рынках;
— обеспечение роста экспортного потенциала;
— сохранение рабочих мест, обеспечение работой и заработной платой коллектива предприятия.
Общее количество имеющегося на предприятии основного технологического оборудования по состоянию на 01.01.2014 г. составило 1 358 единиц, возрастная структура которого характеризуется следующими данными: до 5 лет – 30 единицы (2,2%), от 5 до 10 лет – 17 единиц (1,3%), свыше 10 лет – 1 311 единицы (96,5%).
Уровень износа активной части основных фондов составляет 74,8% (в том числе по основному технологическому оборудованию – 77,4%). В общем количестве оборудования удельный вес машин и аппаратов старше 20 лет составляет 84,8% (1 152 единиц).
Состояние основного технологического оборудования позволяет выпускать качественную продукцию, однако дальнейшее улучшение финансово-экономического положения потребует увеличение объемов выпуска, что возможно только при осуществлении технического перевооружения производства и модернизации оборудования.
В 2012 г. за счет средств инновационного фонда концерна «Беллегпром» профинансирована закупка красильного аппарата стоимостью 220 тыс. евро, из которых 44 тыс. евро – в виде предоплаты, а на 176 тыс. евро выставлен аккредитив.
В 2013 г. из инновационного фонда концерна «Беллегпром», созданного согласно Указу Президента Республики Беларусь №528, предприятию было выделено 830 млн р., которые были направлены на приобретение машины непрерывного действия для умягчения и сушки ткани врасправку «Biancalani AIRO 24» стоимостью 267,5 тыс. евро, а также на капитальные затраты по энергосбережению в размере 35 млн р. (с НДС).
Говоря же непосредственно о стратегическом финансовом планировании, то можно констатировать факт его полного отсутствия на исследуемом предприятии.
Стратегическое планирование на предприятии определяет только общие направления его развития на перспективный период времени и не имеет четкого целеполагания на конкретные временные периоды. Данный факт свидетельствует об отсутствии четкой целенаправленной программы действий на долгосрочную перспективу и о функционировании предприятия на основе краткосрочных (до 1-го года) целей задач.
Инструмент бизнес-планирования используется на предприятии для обоснования целей текущего планирования на предстоящий год. Бизнес-план на 2014 год включает основные инвестиционный, финансовый, производственный, организационный планы, а также планы по трудовым ресурсам, снижению материало-, трудо-, энергоемкости продукции, а также по техперевооружению предприятия. Основная цель разработки бизнес-плана на предприятии на предстоящий год – сведение в один документ всей разрабатываемой системы планов и обоснование приведенных в них нормативов и показателей.
Перейдем к оценке краткосрочных (годовых) планов на исследуемом предприятии. Согласно теории управления финансами на предприятии в рамках текущего финансового планирования рекомендуется разрабатывать систему планов, состоящую из:
Текущего годового финансового плана (расчетного баланса доходов и расходов);
Плана движения денежных средств на счетах в банках и кассе (платежный баланс);
Плана-прогноза движения денежных средств (прогноза потоков денежных средств) по видам деятельности;
Валютного плана;
Кредитного плана.
На исследуемом предприятии составлены текущий финансовый план на 2014 год, а также план-прогноз поступлений и отчислений денежных средств в 2014 году без разделения его по видам деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой).
Бизнес-план разработан с учетом реализации заданий, доведенных концерном «Беллегпром» на 2014 г.:
— темп роста объема производства промышленной продукции
— в сопоставимых ценах – 150%,
— темп роста экспорта – 140% и др.
5 ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ
ОАО «Алеся» специализируется на производстве изделий верхнего трикотажа для взрослых. Модели изготавливаются из натуральных и синтетических волокон и нитей, из купонов с плосковязальных машин, из деталей с плосковязальных и котонных машин.
Ассортимент моделей, разрабатываемых на предприятии, охватывает современные тенденции в индустрии моды верхнего трикотажа: цветовая гамма, формы и силуэты, стиль, удобство и направленность отличают продукцию ОАО «Алеся».
Изделия, выпускаемые предприятием, разрабатываются с учетом современных тенденций в индустрии моды верхнего трикотажа и включает в себя: джемперы; жакеты; свитеры; жилеты; платья; юбки.
Ассортимент изделий имеет наличие комбинированных заправок натуральных волокон с синтетическими нитями, с применением нитей фасонной крутки, а также полотен рисунчатых переплетений: жаккардовых, комбинированных, прессовых полотен имитирующих ручное вязание.
При производстве изделий применяется различная фурнитура: пуговицы, молнии, стразы, ремни и др., которые могут либо использоваться как украшение, либо иметь функциональное назначение.
Продукцию ОАО «Алеся» отличает производство изделий высокого качества, соответствующих направлению моды, широкая гамма расцветок, разнообразный ассортимент моделей; эта продукция для людей всех возрастов и категорий.
Высокое качество изделий обеспечивается разработкой и внедрением прогрессивных технологий, созданием унифицированной технологии обработки узлов и деталей, применением в производстве различного парка оборудования - вязального, швейного, отделочного.
Предприятие также оказывает услуги по изготовлению трикотажных изделий с плосковязального и котонного оборудования, начиная с вязания и заканчивая готовыми изделиями. Технологический режим изготовления позволяет получать различные полуфабрикаты с любой стадии процесса, обеспечивая необходимое качество и контроль над ними.
Заказы выполняются на давальческой основе и из собственного сырья.
Используемое оборудование
На ОАО «Алеся» установлено около 400 единиц основного технологического оборудования. В 2008 году были осуществлены мероприятия по модернизации парка оборудования за счет собственных средств, что позволило расширить возможности оборудования и наладить выпуск котонных изделий с рисунком «полоска», а также осуществлять ажурное вязание.
Хорошо зарекомендовали себя новые машины фирмы «Штоль» 2,5.2 класса, которые позволяют выпускать изделия, имитирующие ручное вязание с различными отделочными элементами. Машины 7 и 10 классов позволят выпускать изделия с интерзионными элементами, а также бесшовные изделия и изделия с различными рисунчатыми переплетениями. Машины 7.2 класса позволяют выпускать изделия с такими же характеристиками, но более высокого класса. Новое оборудование с программным управлением позволяет значительно изменить ассортимент выпускаемых изделий, выпускать изделия без швов, сочетать в одном изделии детали, связанные на разных классах одновременно.
Для увеличения объемов выпуска продукции и повышения качества отделки в 2008 году предприятием приобретены три новых пресса фирмы NEPI OTELLO&C.s.r.l. (Италия), которые позволяют производить влажно-тепловую обработку изделий и ластиков для котонных изделий на новом современном уровне.
Пресс NCP 90 STB фирмы «OTELLO NEPI» предназначен для проведения влажно-тепловой обработки трикотажных изделий и купонов. Особенностью данной модели пресса является возможность обработки изделий по заданным параметрам. Возможность автоматического цикла по пропариванию, прессованию, охлаждению и сушке позволяет обеспечивать постоянную качественную обработку трикотажных изделий. Установленный на прессе конвейер укладывает отделанные изделия в стопку, исключая возможность получения различных заломов на изделиях в результате хранения и транспортировки.
Пресс PRESTIRO 94 фирмы «OTELLO NEPI» предназначен для проведения влажно-тепловой обработки трикотажных купонов. Особенностью данной модели пресса является возможность обработки купонов с помощью раскручивающих валов, прессования и пропаривания одновременно. Таким образом, детали трикотажного изделия, в суровом виде сильно закрученные по длине и ширине, после обработки становятся достаточно стабильными для дальнейшего производственного цикла: пошива. Аналогов данному оборудованию у нас ранее не было.
На предприятии внедрена Система автоматизированного проектирования раскроя, которая позволяет автоматизировать процесс технологической подготовки производства и существенно сократить сроки разработки внедрении новых моделей в производство.
На предприятии постоянно разрабатываются и внедряются в производство изделия из новых видов сырья. Ассортимент трикотажных изделий значительно расширился за счет внедрения новых видов пряж, применения спандекса, печати.
Для улучшения потребительских качеств и внешнего вида изделий используется современное отделочное оборудование. Так, стирально-отжимная машина «Примус» позволяет быстро и качественно отделывать полушерстяные, чистошерстяные изделия, изделия с использованием льна и вискозы, а также изделия с использованием различных фасонных и комбинированных пряж.
В таблице 2 приведены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Алеся» за январь-декабрь 2013 года, в которой видно, что производство верхнего трикотажа по сравнение с прошлым годом снизилась на 27% , при этом выручка от реализации продукции увеличилась на 24% что составила 9802 млн. рублей, это произошло за увеличение стоимости изделия
Таблица 2 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Алеся» за 2012-2013 гг.
Наименование показателя
|
Ед. изм.
|
За 2012-2013 гг. |
||
2013 г. |
2012 г. |
Темп роста,% |
||
Производство верхнего трикотажа |
т.шт. |
241 |
330 |
73,0 |
Производство продукции в отпускных ценах |
млн.руб. |
32937 |
36377 |
90,5 |
Чистая прибыль (убыток) |
млн.руб. |
3 |
3225 |
0,1 |
Рентабельность продаж |
% |
2,1 |
17,2 |
12,2 |
Выручка от реализации |
млн.руб. |
50563 |
40761 |
124,0 |
Добавленная стоимость |
млн.руб. |
24625 |
25511 |
96,5 |
Добавленная стоимость на одного занятого |
тыс.дол. |
7,70 |
7,90 |
97,5 |
Выручка на одного занятого |
тыс.дол. |
15,8 |
12,7 |
124,4 |
Импорт |
тыс.дол |
1123,3 |
890,4 |
126,2 |
Экспорт |
тыс.дол. |
1660,3 |
1408,8 |
117,9 |
Удельный вес экспорта в объеме производства |
% |
45,3 |
32,6 |
138,7 |
Удельный вес экспорта в объеме отгруженной продук. |
% |
46,6 |
34,9 |
133,5 |
Сальдо внешней торговли |
тыс.дол. |
537,0 |
518,4 |
103,6 |
Остатки на складе готовой продукции |
млн.руб. |
4473 |
3718 |
120,3 |
% |
163,0 |
122,6 |
132,9 |
|
Отгруженно продукции |
млн.руб. |
31972 |
33985 |
94,1 |
Источник: Собственная разработка
В таблице 2 показаны основное направление улучшения финансового положения - стабилизация сбыта продукции, пополнение таким образом оборотных средств, ускорение их оборачиваемости, отсутствие просроченной дебиторский задолженности.
В 2014 году запланирован выпуск 244 тысяч штук верхних трикотажных изделий на сумму 37,7 млрд. рублей в отпускных ценах предприятия. Выручка от реализации данной продукции составит более 57,6 млрд. рублей.
Таблица 3 - Основные показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия
Показатели |
Ед. изм. |
2011 год (факт) |
2012 год (факт) |
2013 год (факт) |
2014 год (план) |
Выручка от реализации продукции |
млн. рублей |
25947 |
40761 |
50563 |
57600 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
33,7 |
24,2 |
2,4 |
8,7 |
Уровень рентабельности продаж |
% |
17,5 |
17,2 |
2,1 |
7,5 |
Источник: Бизнес план за 2014 год
В дальнейшем будет продолжаться работа по соблюдению запланированной структуры плана производства, по снижению себестоимости выпускаемой продукции, сокращению затрат по вспомогательным службам, бережному расходованию игольно-платинных материалов, снижению трудоемкости изделий, совершенствованию нормирования труда, снижению материалоемкости выпускаемых изделии, выполнение мероприятии по энергосбережению, уменьшению условно-постоянных расходов. Одним из направлений снижения уровня издержек является направление по реструктуризации отделов и служб, оптимизации соотношения между численностью рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков, а также служащих и рабочих.
ОАО «Алеся» специализируется на производстве изделий верхнего трикотажа для взрослых. Модели изготавливаются из натуральных, искусственных и синтетических волокон и нитей, из купонов с плосковязальных машин, из деталей с плосковязальных и котонных машин.
Ассортимент моделей, разрабатываемых на предприятии, охватывает современные тенденции в индустрии моды верхнего трикотажа: цветовая гамма, формы и силуэты, стиль, удобство и направленность отличают продукцию ОАО «Алеся».
Ассортимент изделий имеет наличие комбинированных заправок натуральных волокон с синтетическими нитями, с применением нитей фасонной крутки, а также полотен рисунчатых переплетений: жаккардовых, комбинированных, прессовых полотен имитирующих ручное вязание.
При производстве изделий применяется различная фурнитура: пуговицы, молнии, стразы, ремни и др. которые используются как украшение, а также имеют функциональное назначение.
В 2013 году в разработке и производстве были использованы новые виды сырья:
пряжа ВПА текс. «BAZAAP» (вискоза – 76, ПА – 24), производство «TVU» (Германия);
пряжа ВХН 400 текс. «MAPVEL» (вискоза – 48, хлопок – 26, нитрон – 26), производство «TVU» (Германия);