Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешняя, транзитная торговля прошла через все средневековье, меняя только свои масштабы, направление, характер. Иной была судьба местной, внутренней торговли.

Местная торговля, т. е. товарный обмен продукции ремесла и сельского хозяйства, в серьезных масштабах возникла в развитое средневековье, в результате развития городов и особенно после распространения денежной ренты. Господство денежной формы ренты привело к массовому вовлечению деревни в товарно-денежные отношения и созданию местного рынка. Поначалу он был очень узок: на нем выступала относительно небольшая часть крестьянской продукции, да и покупательные способности мелкого города были весьма ограничены; к тому же цеховая монополия и торговая политика городов принуждали крестьянина торговать только на данном рынке, только в соседнем городе.

Рыночные связи большинства средневековых городов были небольшими. Так, в Юго-Западной Германии городские дистрикты в целом не превышали 130-150 кв. км, в Восточной Германии — 350-500 кв. км. В среднем на континенте городки располагались в 20-30 км друг от друга, в Англии, Фландрии, Нидерландах, Италии — еще ближе. Известный английский юрист XIII в. Брактон полагал, что нормальное расстояние между рыночными местечками не должно превышать 10 км.

Очевидно, на практике существовало неписанное правило, по которому до ближайшего рынка крестьянин мог добраться за несколько часов (на быках!), чтобы успеть в тот же день вернуться обратно; такое положение считалось нормальным. В качестве товаров на таком рынке выступала самая разнообразная сельскохозяйственная продукция округи и необходимые массовому покупателю ремесленные изделия. Естественно, что характер этих рыночных связей был неустойчив и всецело зависел от урожайности текущего года.

С развитием производства возникает хозяйственная специализация разных областей по отдельным продуктам (хлеб, вино, соль, металлы) и меняется характер местной торговли. Она становится более регулярной, менее зависящей от различных внешних факторов, увеличиваются ее масштабы. Расширяются и торговые связи рыночных центров: возникают более крупные рынки, на которых концентрируется продукция не только ближайшей округи, но и более отдаленных мест, переправляющаяся затем в другие области и страны. Такими центрами, например, становятся Ипр, Гент и Брюгге во Фландрии, Бордо в Аквитании, Ярмут и Лондон в Англии.

Однако не следует преувеличивать масштабы этого процесса. Во-первых, он характерен только для отдельных районов континента, там, где специфика географических и исторических факторов создала особо благоприятные условия для ранней товарной специализации хозяйства; во-вторых, связи таких рынков оставались неустойчивыми и зависящими от различных, в первую очередь политических, обстоятельств. Так, Столетняя война прервала складывавшуюся виноторговлю Бордо в Англии и торговлю английской шерстью в Нидерландах; вхождение Шампани в состав Французского королевства затруднило приток фландрских и английских товаров на знаменитые шампанские ярмарки и послужило одной из причин их упадка. Формирование устойчивых областных, региональных рынков — явление, присущее в основном позднему феодализму; в эпоху развитого средневековья мы встречаем только отдельные его проявления.


Специфика торговли раннего и развитого средневековья заключалась в существовании в Европе двух основных торговых районов, отличавшихся значительным своеобразием, — южного, средиземноморского, и северного, континентального.

Наиболее активное развитие европейской торговли связано с эпохой Великих географических открытий. Открытие в Европе Левантских портов сейчас же отозвалось целым рядом серьезных последствий. Итальянцы переняли у Востока секреты его производства; различные отрасли промышленности выросли в городах Апеннинского полуострова.

Торговое первенство, после открытия Америки и морского пути в Индию, перешло от Италии к тем странам, корабли которых первые пристали к берегам Индии и Америки — к Португалии и Испании. Активно развивалась коммерция также в Англии и во Франции. Таким образом, в Новое время центральное место в мировой торговле заняли европейские страны, что открыло путь к их дальнейшем благополучию.

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

3.1. Зарождение предпринимательской деятельности на Руси

Период зарождения предпринимательской деятельности на российской территории связан с возникновением и укреплением государственности, на которую в свою очередь повлияли географический, экономический, политический, климатический, этнокультурный, религиозный факторы.

Достаточное количество природных ресурсов (большое количество зверя в лесах, рыбы в реках и озерах, богатые лесные угодья), позволяли славянам длительное время только брать от природы ее богатства. Поэтому первоначальными сторонами деятельности наших предков были добывающая и обменная, а не производительная. Результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Древней Руси или из-за границы.

Торговля в тот период носила меновой характер, т.к. на территории Руси отсутствовала своя денежная система. И только в конце IХ века, наряду с товарообменом без посредников, между производителями и покупателями возникли денежные отношения. С того периода торговля на рынках Руси постепенно становится денежной. [24]


Первыми предпринимателями можно считать торговцев-профессионалов. Их появлению способствовали образование ремесленных поселений и местных рынков, накопление у племенной знати излишков сельскохозяйственной продукции. Однако первоначально торговля была занятием исключительно общественных верхов: князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан.[25]

Комплексный анализ позволяет выявить ключевые положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на зарождение предпринимательской деятельности в эпоху Киевской Руси и период раздробленности. Основными положительными факторами являются:

1) Образование древнерусского государства на основе объединения Новгородского, Смоленского и Киевского княжеств (882 г.);

2) Выгодное расположение Киевской Руси на основных международных торговых путях;

3) Природные различия между южными провинциями – производителями зерна и северными провинциями – потребителями хлеба, которые стали ключевым фактором развития внутренней торговли;

4) Развитие городов, служивших оплотом предпринимательства;

5) Процессы общественного разделения труда и специализации (так, уже в XIV веке в Киевской Руси насчитывалось порядка 60-70 профессий);

6) Возникновение денежных отношений;

7) Появление купцов – людей, занятых исключительно в сфере торговли. Изначально купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в городах, где происходил наибольший товарообмен;

8) Развитие отношений с Византией;

9) Становление и правовое оформление исходных предпосылок российского предпринимательского (торгового) права, в частности появление первого сборника правовых норм Киевской Руси – Русской Правды[26].

Помимо факторов, оказывающих положительное воздействие на развитии предпринимательства в Киевской Руси, существовали также отрицательные факторы, значительно тормозящие этот процесс, в частности:

1) Феодальная раздробленность, продолжавшаяся с 1132 года по XV века. Данный фактор усложнил торговые взаимоотношения как между отдельными городами, так и между Русью и другими государствами[27];

2) Татаро-монгольское иго, представлявшее собой систему политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов в XIII – XV веках. Ордынское иго повлияло на становление российской государственности, предотвратив длительные междоусобные войны, однако предпринимательство на Руси в этот период практически не развивалось;


3) Православный фактор, оказывающий негативное влияние на деловую активность. «Каноны и сам дух православия не способствовали деловой активности человека, проявлению инициативы, выделению из общего ряда, без чего невозможен предпринимательский риск и экономическая независимость»[28].

4) Отсутствие единой монетной системы (до середины 30-х годов XVI в.) и унифицированного налогообложения (до середины XVI в.), существование внутренних таможенных пошлин, приведшее к возникновению теневой эко­номики.

5) Зависимость экономики, которая в значительной степени основывалась на сельском хозяйстве, от неблагоприятных климатических факторов;

6) Войны, которые регулярно вело Древнерусское государство. С 1055 года по 1462-й историк Соловьев С.М. насчитывает 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях, причем двести из них приходятся на 1240-1462 гг., то есть примерно по одному почти на каждый год. К их числу относятся: русско-византийские войны (IX – XI вв.), русско-печенежские войны (X – XI вв.), русско-половецкие войны (XI – XIII вв.), нашествия Чингисхана и Батыя (1223, 1237-1241 гг.), русско-германо-шведские войны (XIII в.), русско-ордынские войны (XIII – XV вв.). Ведение войн растрачивало людские и материальные ресурсы, повышало риск ведения торговли, а следовательно являлось значительным препятствием для развития предпринимательства[29].

Таким образом, история развития предпринимательства в Древнерусском государстве всегда была напрямую связана с историей самой Руси – ее возникновения, развития, распада и возрождения. Становление и развитие предпринимательской деятельности на Руси происходило под влиянием различных, в том числе противоборствующих, факторов.

На мой взгляд, наибольшее положительное влияние на развитие предпринимательства оказали выгодное расположение Киевской Руси и развитие городов. Рассмотрим значение указанных факторов подробнее.

Выгодное расположение Киевской Руси сильно повлияло на развитие предпринимательства, которое стало осуществляться на международном уровне. Важнейшими торговыми путями Древнерусского государства были:

1) «Великий путь из варяг в греки», связывавший Балтийское море с Черным, а скандинавские и восточнославянские центры с Константинополем и Великой Моравией. Он проходил через Новгород, озеро Ильмень, Ладожское озеро, реку Ловать и далее по Днепру в Черное море и Византию и являлся «главной географической осью государства».


2) Волжский торговый путь, шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;

3) Сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.

Благодаря этим путям внешняя торговля была довольно сильно развита, являлась важной составляющей экономики древнерусских княжеств. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад.

Из Руси вывозились на продажу пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. А предметами ввоза были предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и прочие товары.

После создания царства Ордынского в XIII веке вся Русь покрывается сетью новых военных путей и дорог, созданных для нужд войска. Также в это время Русь включается в международную торговлю в Евразии, систему «Великого Шелкового Пути». В это же время начинает развиваться гужевой транспорт (знаменитая ямщицкая служба) и торговля с ним связанная.

Возможность международной торговли стало одним из ключевых факторов появления профессии купцов и объединения их в корпорации, а также разработки первых правовых документов, регулирующих ведение торговли.

Вторым ключевым фактором развития предпринимательства в Древнерусском государстве стало возникновение городов. Древнюю Русь называли страной городов – Гардарики. Крупнейшими городами Киевской и Удельной Руси были Киев, Великий Новгород, Изборск, Полоцк, Ростов, Муром, Смоленск, Псков и другие[30].

В IX-X веках упоминаются 25 городов, в XI веке – еще 64, в XII веке – еще 135 и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20-25 на княжество. Помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. В городах активно развивались различные ремесла – гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное и т.д. Ремесленники работали как на заказ, так и на рынок. Своими изделиями Русь завоевала известность в Европе[31].

Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались массы товаров, продаваемых как внутри страны, так и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, где совершались сделки, заключались договоры.