ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.01.2020
Просмотров: 486
Скачиваний: 3
Т обн = ст-ть осн. с-в на нач. периода/ ст-ть вновь поступивших осн. ср-в
Для анализа эффективности использования ОС применяются:
1. Обобщающие показатели:
– фондорентабельность (отнош. Прибыли от основ. деят-сти к среднег. ст-сти ОС);
– фондоотдача (отношение ст-сти произведенной пр-ции к среднег. стоимости ОС);
– фондоемкость (отнош. среднегод. ст-ти ОС к ст-ти произв. пр-ции за отчет. период).
2.Частный показатель – средний выпуск продукции в натур. выражении на единицу оборудования за смену.
В процессе анализа изучаются следующие вопросы:
– динамика показателей (абсолютные отклонения, темпы роста, темпы прироста);
– выполнение плана по их уровню; – влияние факторов на их величину;
– выявление резервов повышения эффективности использования ОС.
Для анализа факторов, влияющих на фондорентабельность использ. след. факторная модель: фондонентаб.= фондоотдача ОС * рентабельность выпуска продукции (прибыль / стоимость ВП * на 100).
Фондоотдача ОС = удел. вес активной части в структуре ОС * удел. вес машин и оборудов. * фондоотдача технолог. оборуд-ния.
На фондоотдачу машин и оборудования влияют следующие факторы:
1) структура оборудования (с увеличением удельного веса дорогостоящего оборудования фондоотдача будет снижаться) (Ц);
2) коэф. сменности работы оборудования (Ксм);
3) количество машино-дней отработанных единиц оборудования (Д);
4) продолжительность смены работы оборудования (П);
5) среднечас. выработка, т.е. сколько произведено продукции за 1 машино-час (ЧВ).
Расчет влияния ведется способом цепных подстановок с помощью следующей факторной модели: ФОм.об=Ксм*Д*П* ЧВ/ср.цена единицы оборудования.
Эффективность использования ОС можно повысить за счет:
– сокращения сверхплановых целодневных и внутрисменных простоев, затрат времени на ремонт оборудования;
– повышения коэф. сменности работы оборудования;
– увеличения активной части ОС в структуре ОС организации;
– улучшения организации производства.
14. Анализ материальных ресурсов организации
Анализ обеспеченности организации сырьем и материалами проводится путем сравнения факт. количества закупленных сырья и материалов с их плановой потребностью. Для этого необходимо рассчитать коэф.обеспеченности
по плану = внутр. источники+заключ. договоров / план. потребнось;
фактически = поступило от поставщиков+ внутр.источники / план.потребность.
В процессе анализа подсчитываются потери продукции из-за недопоставки материалов. Потери i-го вида продукции = кол-во недопоставл. мат-овi-го вида прод / норма расх. мат-лов на 1ед. i-го вида прод.
Для определения потерь ВП в стоимостной оценке необходимо полученные потери в натурал. единицах умножить на плановую цену данного вида продукции.
Для того чтобы определить потери ВП из-за неритмичной поставки МТР, необходимо количество человеко-часов простоя из-за отсутствия МТР умножить на плановую среднечас. выработку продукции .
Обеспеченность организации МТР влияет на объем выпуска i-го вида продукции: = кол-во заготовленного сырья и материалов i-го вида продукции +– переходящие остатки сырья и материалов i-го вида продукции – сверхплановые отходы сырья / уд. расход сырья на единицу i-го вида продукции.
Расчет влияния этих факторов осуществляется способом цепных подстановок.
Эффективность использования МТР анализ. с помощью таких показателей, как:
– прибыль на рубль материальных затрат (П / МЗ);
– материалоотдача (ВП / МЗ);
– материалоемкость продукции (МЗ / ВП);
– уд. вес материальных затрат в с/ст продукции;
– коэф. материальных затрат (МЗф / МЗпл);
– коэф. соотношения темпов роста объема производства и МЗ
Уменьшить расход сырья на производство единицы продукции можно на основе совершенствования техники и технологии, заготовки более кач-го сырья, недопущения брака, сокращения отходов, повышения квалификации работников.
20. Анализ показателей прибыли организации
Прибыль – это часть добавленной стоимости, которую получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предприн-кой деятельности.
Задачами анализа фин. результатов:
1. Обеспечение максимальной прибыли.
2. Контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики.
3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.
4. Определение влияния внешних и внутр. факторов на фин. рез-ты деят. предприятия.
5. Выявление резервов увеличения суммы прибыли.
6. Выработка путей повышения эф-ти системы управления прибылью.
Источниками информации для анализа являются: бизнес-план развития предприятия; форма № 1 «Баланс предприятия»; форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные б/у.
При анализе изучают динамику прибыли от реализации продукции, определяют выполнение плана, рассчитывают влияние основных факторов на ее изменение.
Валовая прибыль = выручка от реализации (за вычетом НДС, акцизов) - полная с/ст реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции = валовая прибыль – управленческие расходы – расходы на реализацию.
Формула для проведения факт. анализа прибыли от реализации продукции:
Прибыль от основного вида деятельности = Σ(общий объем реализованной продукции * уд.вес i-го вида продукции *(цена единицы i-го вида продукции – с/ст единицы i-го вида продукции)).
Прибыль при прочих равных условиях изменяется пропорционально объему реализуемой продукции. Прибыль зависит не только от количества реализованных изделий, но и от структуры реализованной продукции. Чем выше уд.вес высокорентабельных изделий, тем выше полученная прибыль.
Между прибылью и с/ст существует обратно пропорц-я зависимость. Снижение с/ст – это основной и наиболее сложный фактор роста прибыли. Для снижения с/ст необходимо использовать в производстве современные технику и технологии, приобретать более дешевые материальные ресурсы, экономно их использовать, правильно организовывать труд и его оплату и т.д.
Между прибылью и уровнем цен существует прямо пропорц-я зависимость. Стабильность продажных цен зависит от общего состояния экономики, системы налогообложения, взаимоотношений с деловыми партнерами. Расчет влияния данных факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, т.е. постепенно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.
22. Анализ финансовой устойчивости организации
Финансы предприятия – это система денежных отношений, складывающихся в процессе формирования, размещения и использования финансовых ресурсов.
Конечный результат фин. деятельности – это финансовое состояние предприятия. Оно проявляется в платежеспособности или готовности предприятия своевременно расчитываться по своим обяз-вам.
Фин. устойчивость – это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность.
Основная задача анализа фин. устойчивости – оценка степени независимости предприятия от заемных источников.
Показателями, характеризующими изменение фин. устойчивости предприятия, явл.:
1. Коэф. фин. независимости. Он показывает, какая часть активов сформирована за счет собственных средств предприятия = собств.каритал(разд.3 баланса) / общая валюта баланса.
2. Коэф. фин. зависимости. Он характеризует, какая часть активов предприятия сформирована за счет заемных средств = заемные ср-ва (р.4+р.5) / общая валюта баланса.
Увеличение доли заемных средств является признаком усиления фин. неустойчивости предприятия и повышения степени его фин. рисков.
3. Коэф. покрытия долгов собственным капиталом (коэф. платежеспособности) - характеризует, в какой степени обязательства предприятия покрываются собственным капиталом = собств.капитал (р.3) / заемный капитал (р.4+р.5).
4. Коэф. фин. риска – отношение заемного капитала к собственному:
При анализе необходимо изучить динамику данных показателей, определить причины изменения финансового состояния предприятия и предложить основные направления повышения его финансовой устойчивости.
11. Анализ качества продукции
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, определяющих ее пригодность для использования по назначению потребителем.
Различают след. показатели КП:
1. Обобщающие – хар-т качество всей продукции независимо от ее вида и назначения: уд. вес новой продукции в общем выпуске; уд. вес продукции высшей категории качества; ср. коэф. сортности; уд. вес продукции, соответствующей мировым стандартам; уд. вес экспортируемой продукции.
2. Индивидуальные – хар-т какое-либо свойство продукции: полезность (жирность молока, содержание железа в руде и т.д.); надежность (безотказность в работе длительное время); технологичность; эстетичность изделий.
3. Косвенные – хар. потери от низкого качества продукции (штрафы за некачественную продукцию, потери от брака и т.д.).
Основными причинами снижения КП являются: плохое качество сырья; низкий уровень технологии и организации производства; недостаточная квалификация работников; неритмичная работа организации и др.
В процессе анализа КП оценивается выполнение плана по КП. Для этого:
1) плановые и фактич. объемы ВП пересчитыв. по цене высш. сорта;
2) рассчитывается коэф. сортности по плану (ст-ть прод. всех сортов/возможная ст-ть прод. по цене в/с;
3) определяется коэф. сортности по факту;
4) рассчитывается % выполнения плана по качеству путем деления 2 на 3и * на 100.
8. Табличный и графический способы анализа
Графический - позволяет выразить зависимость между показателями при помощи графиков или диаграмм. Графики - условное изображение числовых величин в форме линий, плоскостей, столбиков и др. фигур. При помощи графиков сравнивают отчетные данные за несколько периодов, а также отчетные данные с плановыми, хар-т структуру какого-либо явления.
Различают следующие виды графиков: линейные, круговые, столбиковые, ленточные, криволинейные диаграммы и др.
Однако графики имеют и ряд недостатков по сравнению с таблицами:
- не могут включать большое количество данных;
- указываются приблизительные данные;
- построение осуществляемое вручную – трудоемкий процесс.
Таблица данных – это система строк и столбцов, в кот. в определенной последовательности и связи излагаются сведения об анализируемом явлении или объекте. В таблице слева находится подлежащее (объект), справа – сказуемое (его хар-ка в колич-й форме в виде системы показателей).
По характеру подлежащего таблицы бывают простые, групповые и комбинационные.
По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие: характеристику изучаемого объекта; порядок расчета показателей; структурные изменения в составе показателей; взаимосвязь показателей по различным признакам; результаты расчета влияния факторов на результативный показатель и др.
Заголовки граф таблицы содержат название показателей, ед. изм.. Завершает таблицу итоговая строка.
В таблицах данные принято располагать в следующей последовательности:
– абсолютные, затем относительные показатели;
– исходная информация, затем расчетные показатели;
– факторы, а затем результативный показатель.
По результатам анализа составляют сводные таблицы.
10. Анализ структуры выпускаемой продукции
Структура продукции – уд. вес каждой продукции в общем выпуске.
Изменение структуры оказывает большое влияние на стоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увелич. уд.вес более дорогостоящей продукции, то стоимость товарной продукции возрастает, и наоборот. При увеличении уд.веса высокорентабельной продукции растет прибыль организации, и наоборот.
При анализе структуры продукции оценивается выполнение плана. Выполнить план по структуре – это означает сохранить в факт. ВП запланированные соотношения отдельных ее видов.
Уд.вес измеряется в % или коэф. Если В %, то уд.вес рассчит. путем деления объема выпуска и реализации конкретного вида прод. на общий ее объем и *на 100. Если в коэф., то аналогично, но без * на 100.
Изменение структуры выпущенной продукции оказывает влияние на изменение стоимости товарной продукции.
Методика расчета: вначале рассчитывается изменение средней цены за счет структуры = (общий факт. – общ.план. уд.веса i-го вида продукции) *цена изделия i-го вида / 100. Затем полученный результат умножается на общий факт. ВП
Расчет влияния структурного фактора на изменение стоимости общего объема ВП можно произвести с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при факт. структуре продукции, затем при план.и разность между ними умножается на факт. общий объем производства продукции, т.е.
Аналогичным образом определяется влияние структуры продукции на сумму выручки.
Используя данную методику, можно определить влияние структуры продукции на сумму выручки, ТЕ, МЕ, П, R.
Причинами нарушения структуры выпускаемой продукции могут быть:
– изменение спроса на отдельные виды продукции;
– нарушения в обеспечении организации сырьем и материалами;
– недостатки в системе управления и др.
18. Анализ общехоз. и общепроизводственных расходов
Косвенные затраты в с/с пр-ции представлены след. статьями: расходы на содерж. и эксплуат. оборудования, общепроизвод. и общехоз. расходы, коммерч. расходы.
К расходам на обслуживание производства относятся: содержание аппарата управления цеха; амортиз. зданий, сооружений, инвентаря; ремонт зданий, сооружений, инвентаря; потери от простоев; недостача МЦ; прочие непроизводительные расходы.
На с/с отдельных видов продукции такие затраты чаще всего списываются пропорц. основной ЗП производственных рабочих.
К ОХР относят: административно-управленческие расходы; командировочные расходы; амортизацию и ремонт ОС общехоз. назначения; налоги и сборы, относимые на себестоимость, и др.
Анализ ОХР произв. путём срав. факт. их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5–10 лет, а также с план. уровнем отчётного периода. В процессе анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относит. изменение затрат.
Затем выявляют и рассчитывают влияние основных факторов изменения ОПР и ОХР расходов. Например: (статья расх/фактор измен-я затрат)
- ЗП работников аппарата управления = числ. персонала * ср.ЗП одного работника
- Содержание осн.фондов: 1. Амортизация = первонач. ст-ть ОС * На
2. Расх. на освещен., отопл. и пр = норма потребл. ресурса * тариф на услугу
- Затраты на текущ.ремонт = объем работ*ст-ть ед.работы
В процессе анализа смет д.б. выявл. непроизводит. затраты, кот. можно рассматр. как неиспольз. резервы снижения с/с пр-ции.
Непроизводительные затраты - потери от порчи и недостачи сырья и ГП, оплата простоев по вине предприятия, доплаты за это время, стоимость потреблённой энергии и топлива за время простоя предприятия и др.