Файл: Арбит.процесс (Раздел 1) УП.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7462

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26

2.4  Подведомственность  дел  об  установлении  фактов, 
имеющих юридическое значение 

 

Условия  подведомственности  арбитражным  судам  дел  об 

установлении  юридических  фактов  сформулированы  в  гл. 27 
АПК.  

Можно определить четыре условия, при наличии которых в 

совокупности арбитражные суды принимают к своему производ-
ству  и  рассматривают  заявления  об  установлении  юридических 
фактов: 

-  если  согласно  закону  факт  порождает  юридические  по-

следствия,  т.е.  влечет  возникновение,  изменение  или  прекраще-
ние  правоотношений  в  сфере  предпринимательской  и  иной  эко-
номической деятельности; 

-  если  установление  юридического  факта  не  связывается  с 

последующим  разрешением  спора  о  праве,  подведомственного 
арбитражному суду; 

- если заявитель не имеет другой возможности получить ли-

бо  восстановить  надлежащие  документы,  удостоверяющие  юри-
дический факт; 

-  если  действующим  законодательством  не  предусмотрен 

иной (внесудебный) порядок установления юридического факта. 
 

2.5  Подведомственность  дел  об  оспаривании  решений 

третейских судов и о выдаче исполнительных листов на при-
нудительное исполнение решений третейских судов 
      

Арбитражные суды вправе рассматривать дела (ст. 31 АПК): 
1. Об оспаривании решений третейских судов, вынесенные в 

соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Рос-
сийской  Федерации",  если  дело,  рассмотренное  третейским  су-
дом, подведомственно арбитражному суду. 

2. О выдаче исполнительных листов на принудительное ис-

полнение  решений  третейских  судов  по  спорам,  возникающим 
при осуществлении предпринимательской и иной экономической 
деятельности. 
      


background image

 

27

2.6  Подведомственность  арбитражным  судам  дел  о  при-

знании и приведении в исполнение решений иностранных су-
дов и иностранных арбитражных решений 

 
Признание  и  приведение  в  исполнение  решений  иностран-

ных  судов  по  спорам,  возникающим  при  осуществлении  пред-
принимательской и иной экономической деятельности, также от-
носится к подведомственности арбитражного суда (ст. 32 АПК).  

Вопросы признания и приведения в исполнение иных реше-

ний  иностранных  судов,  например,  по  семейным  делам,  имуще-
ственным  спорам  между  физическими  лицами,  разрешаются  су-
дами общей юрисдикции. 
 
 


background image

 

28

Тема

 3 

 

Подсудность

 

 

3.1 Подсудность дел арбитражным судам 

 

Институт  подсудности  разграничивает  подведомственные 

арбитражным  судам  дела  между  различными  звеньями  единой 
системы арбитражных судов. Иными словами, по правилам под-
судности, среди всех арбитражных судов Российской Федерации 
определяется конкретный арбитражный суд, обладающий компе-
тенцией  по  разрешению  дел  в  качестве  суда  первой  инстанции 
(ст. 34 АПК).  Для  арбитражного  процесса  характерны  два  вида 
подсудности 

− родовая и территориальная. 

По  правилам  родовой  подсудности  определяется,  какого 

уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело. 
Так как критерием родовой подсудности является род (категория) 
дела, то она и получила название родовой подсудности.   Именно 
родовая  подсудность  позволяет  разграничить  подведомственные 
арбитражному суду дела в зависимости от их рода между арбит-
ражными  судами  различных  уровней,  звеньев  в  системе  арбит-
ражных судов. 

По общему правилу родовой подсудности, сформулирован-

ному  в  ч. 1 ст. 34 АПК,  дела,  подведомственные  арбитражному 
суду,  рассматриваются  по  первой  инстанции  арбитражными  су-
дами  субъектов  Российской  Федерации.  Арбитражные  суды 
субъектов 

− это основное звено в судебно-арбитражной системе, 

поскольку  суды  этого  уровня  вправе  рассматривать  по  первой 
инстанции практически все категории дел, подведомственных ар-
битражному  суду,  за  исключением  дел,  отнесенных  к  подсудно-
сти Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного за-

кона  "Об  арбитражных  судах  в  Российской  Федерации"  арбит-
ражные  суды  субъектов  Российской  Федерации 

−  это  арбитраж-

ные суды республик, краев, областей, городов федерального зна-
чения,  автономной  области,  автономных  округов.  По  содержа-


background image

 

29

нию  и  объему  компетенции  все  арбитражные  суды  субъектов 
Российской Федерации равны между собой. 

Исключением  из  правила,  сформулированного  в  ч. 1 ст. 34 

АПК,  является  отнесение  некоторых  категорий  дел  к  подсудно-
сти Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 
34 АПК). 

Критерием  разграничения  компетенции  Высшего  Арбит-

ражного Суда и компетенции арбитражных судов субъектов Рос-
сийской  Федерации  является  род  дел,  что  предполагает  особый 
предмет спора и (или) особый субъектный состав спора. 

Исходя  из  общего  правила  родовой  подсудности,  можно 

сделать вывод, что только два звена системы арбитражных судов 
вправе  рассматривать  дела  в  качестве  суда  первой  инстанции. 
Это,  во-первых,  арбитражные  суды  субъектов  Российской  Феде-
рации  и,  во-вторых,  Высший  Арбитражный  Суд  России.  Феде-
ральные арбитражные суды округов (ст. 3 Федерального консти-
туционного  закона  "Об  арбитражных  судах  в  Российской  Феде-
рации") не обладают полномочиями судов первой инстанции, их 
назначение состоит в проверке в кассационном порядке судебных 
актов,  принятых  арбитражными  судами  субъектов  Российской 
Федерации, а следовательно, правила подсудности на них не рас-
пространяются. 

В ч. 2 ст. 34 АПК определена компетенция Высшего Арбит-

ражного  Суда  Российской  Федерации  по  рассмотрению  подве-
домственных арбитражному суду дел по первой инстанции. К его 
подсудности отнесены категории дел, прямо обозначенные в дан-
ной норме. Круг данных дел ограничен тремя категориями дел и 
расширительному  толкованию  не  подлежит.  Это  означает,  что 
все  другие  подведомственные  арбитражному  суду  дела,  незави-
симо  от  предмета  спора  или  субъектного  состава,  рассматрива-
ются арбитражными судами субъектов Российской Федерации. 

АПК  относит  к  подсудности  Высшего  Арбитражного  Суда 

России  следующие  категории  дел:  во-первых,  экономические 
споры  между  Российской  Федерацией  и  субъектами  Российской 
Федерации,  между  субъектами  Российской  Федерации,  во-
вторых, дела об оспаривании нормативных правовых актов Пре-
зидента  Российской  Федерации,  Правительства  Российской  Фе-
дерации,  федеральных  органов  исполнительной  власти,  затраги-


background image

 

30

вающих  права  и  законные  интересы  заявителя  в  сфере  предпри-
нимательской  и  иной  экономической  деятельности,  в-третьих, 
дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента 
Российской  Федерации,  Совета  Федерации  и  Государственной 
Думы  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  Прави-
тельства  Российской  Федерации,  не  соответствующих  закону  и 
затрагивающих  права  и  законные  интересы  заявителя  в  сфере 
предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно ст. 27 АПК арбитражным судам подведомственны, 

в частности, экономические споры между Российской Федераци-
ей, субъектами Российской Федерации и муниципальными обра-
зованиями. 

Высшему  Арбитражному  Суду  подсудны  лишь  экономиче-

ские споры между Российской Федерацией и субъектами Россий-
ской Федерации и споры между субъектами Российской Федера-
ции.  К  данной  категории  споров  можно  отнести  споры  о  праве 
собственности  на  то  или  иное  имущество,  например  возникаю-
щие  в  процессе  разграничения  права  государственной  собствен-
ности.  

Экономические  споры  с  участием  муниципальных  образо-

ваний,  независимо  от  участия  в  них  Российской  Федерации  или 
субъектов Российской Федерации, подсудны арбитражным судам 
субъектов Российской Федерации. 

Статья 29 АПК относит к компетенции арбитражных судов 

дела  об  оспаривании  нормативных  и  ненормативных  правовых 
актов,  затрагивающих  права  и  законные  интересы  заявителя  в 
сфере  предпринимательской  и  иной  экономической  деятельно-
сти.  

В зависимости от уровня органа  власти, издавшего оспари-

ваемый  правовой  акт,  определяется  его  подсудность.  Высшему 
Арбитражному Суду подсудны лишь дела об оспаривании право-
вых актов высших органов власти Российской Федерации, затра-
гивающих  права  и  законные  интересы  заявителя  в  сфере  пред-
принимательской и иной экономической деятельности. При оспа-
ривании  нормативного  правового  акта  Высший  Арбитражный 
Суд  компетентен  разрешать  такой  спор,  если  оспариваемый  акт 
принят  Президентом  Российской  Федерации,  Государственной 
Думой  Российской  Федерации,  Советом  Федерации  Российской