ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7462
Скачиваний: 8
26
2.4 Подведомственность дел об установлении фактов,
имеющих юридическое значение
Условия подведомственности арбитражным судам дел об
установлении юридических фактов сформулированы в гл. 27
АПК.
Можно определить четыре условия, при наличии которых в
совокупности арбитражные суды принимают к своему производ-
ству и рассматривают заявления об установлении юридических
фактов:
- если согласно закону факт порождает юридические по-
следствия, т.е. влечет возникновение, изменение или прекраще-
ние правоотношений в сфере предпринимательской и иной эко-
номической деятельности;
- если установление юридического факта не связывается с
последующим разрешением спора о праве, подведомственного
арбитражному суду;
- если заявитель не имеет другой возможности получить ли-
бо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юри-
дический факт;
- если действующим законодательством не предусмотрен
иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
2.5 Подведомственность дел об оспаривании решений
третейских судов и о выдаче исполнительных листов на при-
нудительное исполнение решений третейских судов
Арбитражные суды вправе рассматривать дела (ст. 31 АПК):
1. Об оспаривании решений третейских судов, вынесенные в
соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Рос-
сийской Федерации", если дело, рассмотренное третейским су-
дом, подведомственно арбитражному суду.
2. О выдаче исполнительных листов на принудительное ис-
полнение решений третейских судов по спорам, возникающим
при осуществлении предпринимательской и иной экономической
деятельности.
27
2.6 Подведомственность арбитражным судам дел о при-
знании и приведении в исполнение решений иностранных су-
дов и иностранных арбитражных решений
Признание и приведение в исполнение решений иностран-
ных судов по спорам, возникающим при осуществлении пред-
принимательской и иной экономической деятельности, также от-
носится к подведомственности арбитражного суда (ст. 32 АПК).
Вопросы признания и приведения в исполнение иных реше-
ний иностранных судов, например, по семейным делам, имуще-
ственным спорам между физическими лицами, разрешаются су-
дами общей юрисдикции.
28
Тема
3
Подсудность
3.1 Подсудность дел арбитражным судам
Институт подсудности разграничивает подведомственные
арбитражным судам дела между различными звеньями единой
системы арбитражных судов. Иными словами, по правилам под-
судности, среди всех арбитражных судов Российской Федерации
определяется конкретный арбитражный суд, обладающий компе-
тенцией по разрешению дел в качестве суда первой инстанции
(ст. 34 АПК). Для арбитражного процесса характерны два вида
подсудности
− родовая и территориальная.
По правилам родовой подсудности определяется, какого
уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело.
Так как критерием родовой подсудности является род (категория)
дела, то она и получила название родовой подсудности. Именно
родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные
арбитражному суду дела в зависимости от их рода между арбит-
ражными судами различных уровней, звеньев в системе арбит-
ражных судов.
По общему правилу родовой подсудности, сформулирован-
ному в ч. 1 ст. 34 АПК, дела, подведомственные арбитражному
суду, рассматриваются по первой инстанции арбитражными су-
дами субъектов Российской Федерации. Арбитражные суды
субъектов
− это основное звено в судебно-арбитражной системе,
поскольку суды этого уровня вправе рассматривать по первой
инстанции практически все категории дел, подведомственных ар-
битражному суду, за исключением дел, отнесенных к подсудно-
сти Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного за-
кона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбит-
ражные суды субъектов Российской Федерации
− это арбитраж-
ные суды республик, краев, областей, городов федерального зна-
чения, автономной области, автономных округов. По содержа-
29
нию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов
Российской Федерации равны между собой.
Исключением из правила, сформулированного в ч. 1 ст. 34
АПК, является отнесение некоторых категорий дел к подсудно-
сти Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст.
34 АПК).
Критерием разграничения компетенции Высшего Арбит-
ражного Суда и компетенции арбитражных судов субъектов Рос-
сийской Федерации является род дел, что предполагает особый
предмет спора и (или) особый субъектный состав спора.
Исходя из общего правила родовой подсудности, можно
сделать вывод, что только два звена системы арбитражных судов
вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции.
Это, во-первых, арбитражные суды субъектов Российской Феде-
рации и, во-вторых, Высший Арбитражный Суд России. Феде-
ральные арбитражные суды округов (ст. 3 Федерального консти-
туционного закона "Об арбитражных судах в Российской Феде-
рации") не обладают полномочиями судов первой инстанции, их
назначение состоит в проверке в кассационном порядке судебных
актов, принятых арбитражными судами субъектов Российской
Федерации, а следовательно, правила подсудности на них не рас-
пространяются.
В ч. 2 ст. 34 АПК определена компетенция Высшего Арбит-
ражного Суда Российской Федерации по рассмотрению подве-
домственных арбитражному суду дел по первой инстанции. К его
подсудности отнесены категории дел, прямо обозначенные в дан-
ной норме. Круг данных дел ограничен тремя категориями дел и
расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что
все другие подведомственные арбитражному суду дела, незави-
симо от предмета спора или субъектного состава, рассматрива-
ются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.
АПК относит к подсудности Высшего Арбитражного Суда
России следующие категории дел: во-первых, экономические
споры между Российской Федерацией и субъектами Российской
Федерации, между субъектами Российской Федерации, во-
вторых, дела об оспаривании нормативных правовых актов Пре-
зидента Российской Федерации, Правительства Российской Фе-
дерации, федеральных органов исполнительной власти, затраги-
30
вающих права и законные интересы заявителя в сфере предпри-
нимательской и иной экономической деятельности, в-третьих,
дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента
Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Прави-
тельства Российской Федерации, не соответствующих закону и
затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 27 АПК арбитражным судам подведомственны,
в частности, экономические споры между Российской Федераци-
ей, субъектами Российской Федерации и муниципальными обра-
зованиями.
Высшему Арбитражному Суду подсудны лишь экономиче-
ские споры между Российской Федерацией и субъектами Россий-
ской Федерации и споры между субъектами Российской Федера-
ции. К данной категории споров можно отнести споры о праве
собственности на то или иное имущество, например возникаю-
щие в процессе разграничения права государственной собствен-
ности.
Экономические споры с участием муниципальных образо-
ваний, независимо от участия в них Российской Федерации или
субъектов Российской Федерации, подсудны арбитражным судам
субъектов Российской Федерации.
Статья 29 АПК относит к компетенции арбитражных судов
дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых
актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельно-
сти.
В зависимости от уровня органа власти, издавшего оспари-
ваемый правовой акт, определяется его подсудность. Высшему
Арбитражному Суду подсудны лишь дела об оспаривании право-
вых актов высших органов власти Российской Федерации, затра-
гивающих права и законные интересы заявителя в сфере пред-
принимательской и иной экономической деятельности. При оспа-
ривании нормативного правового акта Высший Арбитражный
Суд компетентен разрешать такой спор, если оспариваемый акт
принят Президентом Российской Федерации, Государственной
Думой Российской Федерации, Советом Федерации Российской