ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5269
Скачиваний: 66
26
Глава 4. Информационное правоотношение: понятие, виды и структура
Юридические акты — это действия, направленные на достижение определен-
ных юридических последствий. Юридические поступки — это действия, которые
независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий.
Действия, в свою очередь, в зависимости от соответствия или несоответствия
правовым предписаниям делятся на правомерные и неправомерные.
По характеру последствий различают следующие виды юридических фактов:
правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.
В определенных случаях для возникновения юридических последствий требу-
ется не один юридический факт, а определенная их система, получившая название
«фактический состав».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 4
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. В чем заключаются отличия информационно-правовых норм от норм дру-
гих отраслей права?
2. По каким основаниям можно классифицировать информационно-правовые
нормы?
3. Что такое «информационно-правовые отношения»? Назовите их основные
элементы.
4. Классификация информационно-правовых отношений.
5. Что такое «юридические факты»?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 4
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
[1]
Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.
[2]
Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.
[3]
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.
[4]
Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.
Глава 5
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРАВА
5.1 Понятие источников информационного права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под источниками информационного права традиционно по-
нимают внешние формы выражения информационно-правовых
норм.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Основу источников информационного права составляют нормативные право-
вые акты информационного законодательства. Информационное законодательство
является относительно самостоятельной системой нормативно-правовых актов, ре-
гулирующих общественные отношения, составляющие предмет информационного
права.
По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законо-
дательства в юридической литературе выделяют акты федерального уровня, акты
субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.
К источникам информационного права на федеральном уровне относятся Кон-
ституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы
и нормативные распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные рас-
поряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти.
Акты субъектов РФ, входящие в систему источников информационного пра-
ва, — законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Источниками информа-
28
Глава 5. Источники информационного права
ционного права на муниципальном уровне являются нормативные правовые акты
этих органов.
Традиционно в структуре информационного законодательства выделяют:
• информационно-правовые нормы международных актов;
• информационно-правовые нормы Конституции РФ;
• нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
• информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Один из наиболее значимых актов на международном уровне по вопросам раз-
вития информационного общества — Окинавская хартия глобального информаци-
онного общества, принятая 22.07.2000 г.
5.2 Конституционная основа информационного
оборота
Нормы Конституции РФ составляют юридическую основу информационного
права. Информационно-правовая норма, закрепленная в ч. 4 ст. 29 Конституции
РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым законным способом», — является фунда-
ментом информационных правоотношений. Часть 5 ст. 29 устанавливает гарантию
свободы массовой информации и запрет цензуры.
В качестве конституционных основ информационного оборота можно рассмат-
ривать нормы Конституции РФ, устанавливающие ответственность должностных
лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоро-
вья людей (ч. 3 ст. 41), закрепляющие право каждого на достоверную информа-
цию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания,
охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость судопроизводства
(ч. 1 ст. 123).
Запрещается распространение вредной и опасной информации: «Не допуска-
ются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, националь-
ную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч. 2 ст. 29).
В Конституции РФ также закреплено право на получение информации о за-
конах как важное условие существования правового государства. В соответствии
с ч. 3 ст. 15 законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие пра-
ва, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они
не опубликованы официально для всеобщего сведения. Непосредственно связаны
с этой нормой положения ч. 2 ст. 24: «Органы государственной власти и орга-
ны местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затра-
гивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». При этом
в Конституции РФ также гарантировано право граждан Российской Федерации об-
ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 5
29
Конституция РФ также разграничивает информацию открытого доступа и ин-
формацию ограниченного доступа: «Перечень сведений, составляющих государ-
ственную тайну, определяется федеральным законом» (ч. 4 ст. 29). Личная и се-
мейная тайны охраняются Конституцией РФ. Согласно ст. 23 «Каждый имеет право
на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пе-
реговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права
допускается только на основании судебного решения».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Что понимается под источниками информационного права?
2. Классификация источников информационного права.
3. Основные источники информационного права.
4. Какие права являются конституционной основой информационного оборота?
5. В каких случаях конституционные права гражданина в области информа-
ции могут быть ограничены?
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
[1]
Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.
[2]
Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.
[3]
Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.
[4]
Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.
[5]
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.
[6]
Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
Глава 6
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА
«ВЫБОРЫ»
6.1 Нормативная основа регулирования отношений
в области создания, эксплуатации и использования
Государственной автоматизированной системы
«Выборы»
Использование Государственной автоматизированной системы Российской Фе-
дерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы») при подготовке и проведении выбо-
ров и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Россий-
ской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности
и полноты информации о выборах и референдуме. Данное положение закреплено
в преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной
автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии с данным законом Государственная автомати-
зированная система Российской Федерации «Выборы» — авто-
матизированная информационная система, реализующая инфор-
мационные процессы при подготовке и проведении выборов и ре-
ферендума.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» обеспечивают ФЦИ
при ЦИК России, информационные центры (далее — ИЦ) избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации (далее — ИКСРФ), а также другие организации,
в том числе сервисные центры.