Файл: Информационное право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4761

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26

Глава 4. Информационное правоотношение: понятие, виды и структура

Юридические акты — это действия, направленные на достижение определен-

ных юридических последствий. Юридические поступки — это действия, которые
независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий.

Действия, в свою очередь, в зависимости от соответствия или несоответствия

правовым предписаниям делятся на правомерные и неправомерные.

По характеру последствий различают следующие виды юридических фактов:

правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие.

В определенных случаях для возникновения юридических последствий требу-

ется не один юридический факт, а определенная их система, получившая название
«фактический состав».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 4

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. В чем заключаются отличия информационно-правовых норм от норм дру-

гих отраслей права?

2. По каким основаниям можно классифицировать информационно-правовые

нормы?

3. Что такое «информационно-правовые отношения»? Назовите их основные

элементы.

4. Классификация информационно-правовых отношений.

5. Что такое «юридические факты»?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 4

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

[1]

Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.

[2]

Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.

[3]

Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.

[4]

Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.


background image

Глава 5

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО

ПРАВА

5.1 Понятие источников информационного права

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Под источниками информационного права традиционно по-
нимают внешние формы выражения информационно-правовых
норм.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Основу источников информационного права составляют нормативные право-

вые акты информационного законодательства. Информационное законодательство
является относительно самостоятельной системой нормативно-правовых актов, ре-
гулирующих общественные отношения, составляющие предмет информационного
права.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законо-

дательства в юридической литературе выделяют акты федерального уровня, акты
субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

К источникам информационного права на федеральном уровне относятся Кон-

ституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы
и нормативные распоряжения Президента РФ, постановления и нормативные рас-
поряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти.

Акты субъектов РФ, входящие в систему источников информационного пра-

ва, — законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Источниками информа-


background image

28

Глава 5. Источники информационного права

ционного права на муниципальном уровне являются нормативные правовые акты
этих органов.

Традиционно в структуре информационного законодательства выделяют:

• информационно-правовые нормы международных актов;

• информационно-правовые нормы Конституции РФ;

• нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

• информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Один из наиболее значимых актов на международном уровне по вопросам раз-

вития информационного общества — Окинавская хартия глобального информаци-
онного общества, принятая 22.07.2000 г.

5.2 Конституционная основа информационного
оборота

Нормы Конституции РФ составляют юридическую основу информационного

права. Информационно-правовая норма, закрепленная в ч. 4 ст. 29 Конституции
РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым законным способом», — является фунда-
ментом информационных правоотношений. Часть 5 ст. 29 устанавливает гарантию
свободы массовой информации и запрет цензуры.

В качестве конституционных основ информационного оборота можно рассмат-

ривать нормы Конституции РФ, устанавливающие ответственность должностных
лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоро-
вья людей (ч. 3 ст. 41), закрепляющие право каждого на достоверную информа-
цию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания,
охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость судопроизводства
(ч. 1 ст. 123).

Запрещается распространение вредной и опасной информации: «Не допуска-

ются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, националь-
ную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч. 2 ст. 29).

В Конституции РФ также закреплено право на получение информации о за-

конах как важное условие существования правового государства. В соответствии
с ч. 3 ст. 15 законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие пра-
ва, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они
не опубликованы официально для всеобщего сведения. Непосредственно связаны
с этой нормой положения ч. 2 ст. 24: «Органы государственной власти и орга-
ны местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затра-
гивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». При этом
в Конституции РФ также гарантировано право граждан Российской Федерации об-
ращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения
в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).


background image

Рекомендуемая литература и нормативно-правовые акты к главе 5

29

Конституция РФ также разграничивает информацию открытого доступа и ин-

формацию ограниченного доступа: «Перечень сведений, составляющих государ-
ственную тайну, определяется федеральным законом» (ч. 4 ст. 29). Личная и се-
мейная тайны охраняются Конституцией РФ. Согласно ст. 23 «Каждый имеет право
на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей
чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пе-
реговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права
допускается только на основании судебного решения».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 5

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Что понимается под источниками информационного права?

2. Классификация источников информационного права.

3. Основные источники информационного права.

4. Какие права являются конституционной основой информационного оборота?

5. В каких случаях конституционные права гражданина в области информа-

ции могут быть ограничены?

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Рекомендуемая литература
и нормативно-правовые акты к главе 5

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

[1]

Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. —
М. : Юрайт, 2011. — 522 с.

[2]

Рассолов И. М. Информационное право : учебник для вузов / И. М. Рас-
солов. — М. : Юрайт, 2011. — 440 с.

[3]

Копылов В. А. Информационное право / В. А. Копылов. — М. : Юрист,
2005. — 510 с.

[4]

Чаннов Е. С. Информационное право : пособие для сдачи экзамена /
Е. С. Чаннов. — М. : Юрайт, 2006.

[5]

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием
12 дек. 1993 г. — М. : Юрид. лит., 2000. — 61 с.

[6]

Об информации, информационных технологиях и о защите информации :
федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014).


background image

Глава 6

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА

«ВЫБОРЫ»

6.1 Нормативная основа регулирования отношений
в области создания, эксплуатации и использования
Государственной автоматизированной системы
«Выборы»

Использование Государственной автоматизированной системы Российской Фе-

дерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы») при подготовке и проведении выбо-
ров и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Россий-
ской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности
и полноты информации о выборах и референдуме. Данное положение закреплено
в преамбуле к Федеральному закону от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной
автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В соответствии с данным законом Государственная автомати-
зированная система Российской Федерации «Выборы» 
— авто-
матизированная информационная система, реализующая инфор-
мационные процессы при подготовке и проведении выборов и ре-
ферендума
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Использование, эксплуатацию и развитие ГАС «Выборы» обеспечивают ФЦИ

при ЦИК России, информационные центры (далее — ИЦ) избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации (далее — ИКСРФ), а также другие организации,
в том числе сервисные центры.