Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8485

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 

каперство было запрещено международным правом, однако указанная консти-
туционная норма осталась без изменения, хотя и не применяется. 

Расхождение между фактической и юридической конституцией – обычно 

результат  изменения  в  соотношении  политических  сил,  происшедшего  после 
принятия  юридической  конституции,  особенно  когда  речь  идет  о  формальной 
юридической конституции, принятие которой имеет одномоментный характер. 
Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельству-
ет,  что  часть  норм  юридической  конституции  стала  фиктивной.  Возникает 
необходимость  либо  юридическую  конституцию  привести  в  соответствие  с 
фактическими  общественными  отношениями,  либо,  наоборот,  эти  отношения 
преобразовать  в  соответствии  с  предписаниями  юридической  конституции. 
В последние  десятилетия  в  преодолении  расхождений  между  фактической  и 
юридической  конституцией  все  большую  роль  играет  конституционная  юсти-
ция. 

Элемент фиктивности характерен для всех конституций. Причинами фик-

тивности могут быть, во-первых, ошибка самого законодателя, низкий уровень 
квалификации; во-вторых, динамика общественных отношений, которая приво-
дит к отставанию законодательства от реальной жизни. 

2.2 Юридические свойства конституции 

Конституцию,  занимающую  особое  место  в  системе  нормативно-

правовых актов каждой страны, отличают особые свойства. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Важнейшая  черта  конституции  состоит  в  том,  что  она  носит 

учредительный характер. Конституция учреждает основы государ-
ственного  и  общественного  строя,  механизм  осуществления  госу-
дарственной власти. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Следующее  свойство  конституции  –  легитимность.  Легитимность  –  это 

признание правомерности существования какого-либо института и подчинение 
нормам  данного  института  без  применения  насилия.  Легитимность  конститу-
ции означает, что она была принята законным путем, т. е. в порядке, установ-
ленном действовавшей до этого конституцией. 

Реальность конституции проявляется в возможности гарантировать и ис-

полнять установленные предписания в условиях режима законности и правопо-
рядка. Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарным 


background image

22 

или тоталитарным политическим режимом. Юридические конституции в таких 
странах  нередко  содержат  демократические  положения,  которые  не  получают 
реализации на практике. Характерный пример – практика «социалистических» 
стран, где конституционно провозглашается власть народа, осуществляемая че-
рез представительные органы, а на практике власть принадлежит аппарату ком-
партий.  В этих  странах,  как  правило,  не  существует  ни  конституционной,  ни 
административной  юстиции,  а  общая  юстиция  конституцию  непосредственно 
не применяет. В результате текущее законодательство, акты исполнительной и 
судебной власти не сопрягаются с основным законом, который таким образом 
остается актом политическим и идеологическим. 

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, 

в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию 
политических  сил,  меняющихся  у  власти.  Для  обеспечения  стабильности  кон-
ституции устанавливают усложненный порядок изменения ее положений. 

Верховенство конституции проявляется в том, что конституция представ-

ляет  собой  закон,  обладающий  особой  юридической  силой.  Нормы  конститу-
ции  являются  основополагающими  для  всех  отраслей  права:  нормы,  содержа-
щиеся  в  текущем  законодательстве  не  должны  противоречить  ее  нормам. 
Верховенство конституции устанавливается не каким-либо другим актом, а ее 
собственными нормами. 

Конституции,  как  правило,  обладают  прямым  действием.  Это  означает, 

что нормы конституции могут применяться непосредственно, даже если отсут-
ствуют  нормативно-правовые  акты,  конкретизирующие  конституционные  по-
ложения. 

2.3 Сущность и социальные функции конституции 

В современной науке различают сущность конституции как особого юри-

дического  акта  и  ее  социальную  значимость.  Конституцию  рассматривают  не 
только  как  юридический,  но  и  как  политический  и  идеологический  документ. 
Ее сущность как юридического документа состоит в таких качествах, как: осо-
бое  содержание  (предмет  регулирования),  высшая  юридическая  сила,  роль 
юридической  основы  текущего  законодательства,  повышенная  стабильность, 
обеспеченная  особым  порядком  принятия  и  изменения,  отличающимся  от 
обычного законодательного процесса. 

Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущно-

сти, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства: 


background image

23 

более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми акта-
ми, комплексный характер конституции как правового документа и др. В ряде 
стран,  однако,  существуют  отступления  от  этих  признаков.  Иногда  конститу-
ции регулируют не только основы общественного и государственного строя, но 
и  несущественные  детали  (например,  ст.  86  Конституции  Швейцарии  1999 г. 
устанавливает,  что  на  карбюраторные  двигатели  должны  быть  установлены 
особые налоги). 

Высшая  юридическая  сила  конституции  тоже  не  всегда  безусловна. 

В некоторых  странах  мусульманского  фундаментализма  конституцией  объяв-
лен Коран, имеющий более высокую юридическую силу. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В ряде стран допускается принятие законов, противоречащих положени-

ям конституции. Например, ст. 84 Конституции Шри-Ланки: 

84. Законопроекты, противоречащие Конституции. 
1. Законопроект,  не  изменяющий  каких-либо  положений  Конституции 

или  не  отменяющий  и не  заменяющий  Конституцию,  но противоречащий  лю-
бому  ее  положению,  может  быть  включен  в  повестку  дня  Парламента  без  со-
блюдения требований пункта 1 или 2 статьи 82. 

2.  В случаях,  когда  Кабинет  министров  удостоверил,  что  законопроект 

должен  быть  принят  квалифицированным  большинством  голосов,  требуемым 
на основании настоящей статьи, или когда Верховный суд вынес определение о 
том,  что  законопроект  необходимо  принять  таким  квалифицированным  боль-
шинством, такой законопроект становится законом, только если количество го-
лосов, отданных в пользу принятия такого законопроекта, составляет не менее 
чем две трети голосов от общего количества членов Парламента (включая чле-
нов,  отсутствующих  на  заседании)  и  на  него  нанесена  удостоверительная 
надпись  Президента  или  Спикера  в  соответствии  с  положениями  статьи  80 
или 79. 

3.  Такой  законопроект,  когда  он  становится  законом,  не  является  и  не 

признается  изменяющим,  отменяющим  или  заменяющим  Конституцию  или 
любое из ее положений, не интерпретируется и не толкуется таким образом, а 
также  может  быть  в  дальнейшем  отменен  большинством  голосов  присутству-
ющих и голосующих на заседании членов Парламента. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

24 

В некоторых развитых странах конституции также предусматривают воз-

можность принятия парламентом специальных законов в период чрезвычайного 
положения (ст. 115-с, 115-d Основного закона ФРГ). 

Сказанное  относится  и  к  стабильности.  Наряду  с  исключительной  ста-

бильностью  некоторых  конституций  (Конституция  США  действует  более 
200 лет всего лишь с 27 поправками) основные законы ряда стран Азии, Афри-
ки,

 

Латинской Америки подвергаются частым изменениям: после многочислен-

ных военных переворотов обычно принимаются новые конституции (в Таилан-
де сменилось 18 конституций с 1930-х гг., в Венесуэле – около 30 и т. д.). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Социальная  сущность  конституции  заключается  в  том,  что 

основной закон в концентрированной форме выражает идеи и инте-
ресы  определенной  социальной  общности,  которая  экономически, 
политически и духовно доминирует в обществе. Современная демо-
кратическая  конституция  закрепляет  соотношение  социальных  сил 
и политических группировок в обществе, которые путем борьбы и 
сотрудничества  приходят  к  соглашению  по  принципиальным  во-
просам общественного и государственного строя на базе признания 
общечеловеческих ценностей. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В этом  смысле  конституция  выступает  своего  рода  общественным  дого-

вором  в  форме  основного  закона.  В тоталитарных  государствах  конституция 
закрепляет господство определенных слоев населения и политических группи-
ровок,  отрицающих  на  деле  многие  общечеловеческие  ценности  (свободное 
развитие личности, равноправие, политическое и идеологическое многообразие 
и др.). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

К числу основных функций конституции относятся юридиче-

ская, политическая и идеологическая. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Юридическая  функция  заключается  в  том,  что  конституция  выступает  в 

качестве  основного  источника  права,  обладает  высшей  юридической  силой  и 
является  базой  для  текущего  законодательства:  «Действующим  правом  в  Рес-
публике  Казахстан  являются  нормы  Конституции,  соответствующих  ей  зако-
нов,  иных  нормативных  правовых  актов,  международных  договорных  и  иных 
обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституцион-


background image

25 

ного Совета и Верховного суда Республики» (Конституция Республики Казах-
стан). 

Политическая функция означает, что конституция определяет устройство 

государства,  его отношения с отдельными  людьми  и  их  группами,  служит  ос-
новой политической системы. Политический процесс осуществляется на основе 
правил, установленных конституцией: «1. В Кыргызской Республике признает-
ся  политическое  многообразие  и  многопартийность.  2.  Политические  партии, 
профессиональные  союзы  и  другие  общественные  объединения  могут  созда-
ваться  гражданами  на  основе  свободного  волеизъявления  и  общности  интере-
сов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политиче-
ских,  экономических,  социальных,  трудовых,  культурных  и  иных  интересов. 
3. Политические  партии  содействуют  выражению  политического  волеизъявле-
ния граждан, принимают участие в выборах депутатов Жогорку Кенеша, Пре-
зидента  и  органов  местного  самоуправления»  (Конституция  Кыргызской  Рес-
публики). 

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она высту-

пает средством идеологического воздействия. 

Конституция  отражает  определенное  мировоззрение.  Она  играет  боль-

шую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства 
и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственно-
сти. Конституция декларирует важнейшие ценности, которые составляют осно-
вы  конституционного  строя:  «Все  граждане  имеют  одинаковое  общественное 
достоинство  и  равны  перед  законом  без  различия  пола,  расы,  языка,  религии, 
политических убеждений, личного и социального положения. Задача Республи-
ки  –  устранять  препятствия  экономического  и  социального  порядка,  которые 
фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному раз-
витию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в по-
литической,  экономической  и  социальной  организации  страны»  (Конституция 
Итальянской республики). 

2.4 Содержание конституции 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Содержание конституции определяется предметом правового 

регулирования данного  документа.  Первые  конституции ограничи-
вались в основном следующими объектами регулирования: права и 
свободы  человека  и  гражданина.  По  существу  данный  блок  пред-