Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8485
Скачиваний: 25
21
каперство было запрещено международным правом, однако указанная консти-
туционная норма осталась без изменения, хотя и не применяется.
Расхождение между фактической и юридической конституцией – обычно
результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после
принятия юридической конституции, особенно когда речь идет о формальной
юридической конституции, принятие которой имеет одномоментный характер.
Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельству-
ет, что часть норм юридической конституции стала фиктивной. Возникает
необходимость либо юридическую конституцию привести в соответствие с
фактическими общественными отношениями, либо, наоборот, эти отношения
преобразовать в соответствии с предписаниями юридической конституции.
В последние десятилетия в преодолении расхождений между фактической и
юридической конституцией все большую роль играет конституционная юсти-
ция.
Элемент фиктивности характерен для всех конституций. Причинами фик-
тивности могут быть, во-первых, ошибка самого законодателя, низкий уровень
квалификации; во-вторых, динамика общественных отношений, которая приво-
дит к отставанию законодательства от реальной жизни.
2.2 Юридические свойства конституции
Конституцию, занимающую особое место в системе нормативно-
правовых актов каждой страны, отличают особые свойства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Важнейшая черта конституции состоит в том, что она носит
учредительный характер. Конституция учреждает основы государ-
ственного и общественного строя, механизм осуществления госу-
дарственной власти.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Следующее свойство конституции – легитимность. Легитимность – это
признание правомерности существования какого-либо института и подчинение
нормам данного института без применения насилия. Легитимность конститу-
ции означает, что она была принята законным путем, т. е. в порядке, установ-
ленном действовавшей до этого конституцией.
Реальность конституции проявляется в возможности гарантировать и ис-
полнять установленные предписания в условиях режима законности и правопо-
рядка. Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарным
22
или тоталитарным политическим режимом. Юридические конституции в таких
странах нередко содержат демократические положения, которые не получают
реализации на практике. Характерный пример – практика «социалистических»
стран, где конституционно провозглашается власть народа, осуществляемая че-
рез представительные органы, а на практике власть принадлежит аппарату ком-
партий. В этих странах, как правило, не существует ни конституционной, ни
административной юстиции, а общая юстиция конституцию непосредственно
не применяет. В результате текущее законодательство, акты исполнительной и
судебной власти не сопрягаются с основным законом, который таким образом
остается актом политическим и идеологическим.
Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний,
в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию
политических сил, меняющихся у власти. Для обеспечения стабильности кон-
ституции устанавливают усложненный порядок изменения ее положений.
Верховенство конституции проявляется в том, что конституция представ-
ляет собой закон, обладающий особой юридической силой. Нормы конститу-
ции являются основополагающими для всех отраслей права: нормы, содержа-
щиеся в текущем законодательстве не должны противоречить ее нормам.
Верховенство конституции устанавливается не каким-либо другим актом, а ее
собственными нормами.
Конституции, как правило, обладают прямым действием. Это означает,
что нормы конституции могут применяться непосредственно, даже если отсут-
ствуют нормативно-правовые акты, конкретизирующие конституционные по-
ложения.
2.3 Сущность и социальные функции конституции
В современной науке различают сущность конституции как особого юри-
дического акта и ее социальную значимость. Конституцию рассматривают не
только как юридический, но и как политический и идеологический документ.
Ее сущность как юридического документа состоит в таких качествах, как: осо-
бое содержание (предмет регулирования), высшая юридическая сила, роль
юридической основы текущего законодательства, повышенная стабильность,
обеспеченная особым порядком принятия и изменения, отличающимся от
обычного законодательного процесса.
Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущно-
сти, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства:
23
более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми акта-
ми, комплексный характер конституции как правового документа и др. В ряде
стран, однако, существуют отступления от этих признаков. Иногда конститу-
ции регулируют не только основы общественного и государственного строя, но
и несущественные детали (например, ст. 86 Конституции Швейцарии 1999 г.
устанавливает, что на карбюраторные двигатели должны быть установлены
особые налоги).
Высшая юридическая сила конституции тоже не всегда безусловна.
В некоторых странах мусульманского фундаментализма конституцией объяв-
лен Коран, имеющий более высокую юридическую силу.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В ряде стран допускается принятие законов, противоречащих положени-
ям конституции. Например, ст. 84 Конституции Шри-Ланки:
84. Законопроекты, противоречащие Конституции.
1. Законопроект, не изменяющий каких-либо положений Конституции
или не отменяющий и не заменяющий Конституцию, но противоречащий лю-
бому ее положению, может быть включен в повестку дня Парламента без со-
блюдения требований пункта 1 или 2 статьи 82.
2. В случаях, когда Кабинет министров удостоверил, что законопроект
должен быть принят квалифицированным большинством голосов, требуемым
на основании настоящей статьи, или когда Верховный суд вынес определение о
том, что законопроект необходимо принять таким квалифицированным боль-
шинством, такой законопроект становится законом, только если количество го-
лосов, отданных в пользу принятия такого законопроекта, составляет не менее
чем две трети голосов от общего количества членов Парламента (включая чле-
нов, отсутствующих на заседании) и на него нанесена удостоверительная
надпись Президента или Спикера в соответствии с положениями статьи 80
или 79.
3. Такой законопроект, когда он становится законом, не является и не
признается изменяющим, отменяющим или заменяющим Конституцию или
любое из ее положений, не интерпретируется и не толкуется таким образом, а
также может быть в дальнейшем отменен большинством голосов присутству-
ющих и голосующих на заседании членов Парламента.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
24
В некоторых развитых странах конституции также предусматривают воз-
можность принятия парламентом специальных законов в период чрезвычайного
положения (ст. 115-с, 115-d Основного закона ФРГ).
Сказанное относится и к стабильности. Наряду с исключительной ста-
бильностью некоторых конституций (Конституция США действует более
200 лет всего лишь с 27 поправками) основные законы ряда стран Азии, Афри-
ки,
Латинской Америки подвергаются частым изменениям: после многочислен-
ных военных переворотов обычно принимаются новые конституции (в Таилан-
де сменилось 18 конституций с 1930-х гг., в Венесуэле – около 30 и т. д.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Социальная сущность конституции заключается в том, что
основной закон в концентрированной форме выражает идеи и инте-
ресы определенной социальной общности, которая экономически,
политически и духовно доминирует в обществе. Современная демо-
кратическая конституция закрепляет соотношение социальных сил
и политических группировок в обществе, которые путем борьбы и
сотрудничества приходят к соглашению по принципиальным во-
просам общественного и государственного строя на базе признания
общечеловеческих ценностей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В этом смысле конституция выступает своего рода общественным дого-
вором в форме основного закона. В тоталитарных государствах конституция
закрепляет господство определенных слоев населения и политических группи-
ровок, отрицающих на деле многие общечеловеческие ценности (свободное
развитие личности, равноправие, политическое и идеологическое многообразие
и др.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К числу основных функций конституции относятся юридиче-
ская, политическая и идеологическая.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Юридическая функция заключается в том, что конституция выступает в
качестве основного источника права, обладает высшей юридической силой и
является базой для текущего законодательства: «Действующим правом в Рес-
публике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей зако-
нов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных
обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституцион-
25
ного Совета и Верховного суда Республики» (Конституция Республики Казах-
стан).
Политическая функция означает, что конституция определяет устройство
государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит ос-
новой политической системы. Политический процесс осуществляется на основе
правил, установленных конституцией: «1. В Кыргызской Республике признает-
ся политическое многообразие и многопартийность. 2. Политические партии,
профессиональные союзы и другие общественные объединения могут созда-
ваться гражданами на основе свободного волеизъявления и общности интере-
сов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политиче-
ских, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов.
3. Политические партии содействуют выражению политического волеизъявле-
ния граждан, принимают участие в выборах депутатов Жогорку Кенеша, Пре-
зидента и органов местного самоуправления» (Конституция Кыргызской Рес-
публики).
Идеологическая функция конституции заключается в том, что она высту-
пает средством идеологического воздействия.
Конституция отражает определенное мировоззрение. Она играет боль-
шую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства
и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственно-
сти. Конституция декларирует важнейшие ценности, которые составляют осно-
вы конституционного строя: «Все граждане имеют одинаковое общественное
достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, религии,
политических убеждений, личного и социального положения. Задача Республи-
ки – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые
фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному раз-
витию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в по-
литической, экономической и социальной организации страны» (Конституция
Итальянской республики).
2.4 Содержание конституции
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Содержание конституции определяется предметом правового
регулирования данного документа. Первые конституции ограничи-
вались в основном следующими объектами регулирования: права и
свободы человека и гражданина. По существу данный блок пред-