Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8487

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161 

компетенция  федерации  и  субъектов.  Сфера  совместной  компетенции  часто 
называется в конституциях и теории совпадающей, конкурирующей компетен-
цией.  Наиболее  подробный  перечень  такого  рода  содержится  в  конституции 
Индии. В специальном приложении к ней названы 97 вопросов, относящихся к 
компетенции федерации, 47 вопросов совпадающих полномочий и 66 вопросов, 
относящихся к компетенции штатов. Многие из этих вопросов имеют комбини-
рованный  характер:  под  одним  и  тем  же  номером  обозначаются  не  совсем 
сходные вопросы. Остаточные полномочия отнесены к ведению федерации. 

Этот способ размежевания компетенции является довольно сложным, ис-

пользование его затруднено ввиду сходства многих вопросов, расписанных по 
разным рубрикам. Такую детализацию конституции федеративных государств, 
кроме Индии, не используют. 

Наконец,  пятый  способ  размежевания  компетенции  присущ  консти-

туциям Пакистана, Нигерии и некоторых других стран. Он заключается в том, 
что  конституция  дает  перечень  только  двух  сфер:  федеральной  и  совместной 
компетенции.  Перечня  же  исключительных  полномочий  субъектов  не  суще-
ствует. Конституция содержит общую формулировку: все вопросы, которые не 
вошли в указанные два перечня (остаточные полномочия), относятся к исклю-
чительному ведению субъектов федерации, и в этой сфере закон субъекта фе-
дерации имеет преимущество по отношению к федеральному закону, т. е. дей-
ствует  закон  субъекта,  а  не  федеральный  закон.  Такой  подход  имеет 
преимущества по сравнению с охарактеризованной выше трехчленной класси-
фикацией.  Он  избавляет  от  излишней  «жесткости»  списков,  способствует 
укреплению самостоятельности субъектов в рамках федеральной конституции. 
В новейших  федеральных  конституциях  все  чаще  используется  именно  этот 
способ. 

Наряду  с  рассмотренными  пятью  основными  способами  размежевания 

компетенции в некоторых конституциях федераций применяются и другие спо-
собы. Так, в Австрии разделены вопросы, относящиеся к компетенции законо-
дательной  и  исполнительной  власти  федерации  и  ее  субъектов.  Конституция 
этой страны содержит также понятие «основы законодательства». Их устанав-
ливает  федерация,  а  субъекты  (земли)  в  соответствии  с  этим  издают  местные 
законы. Оригинальный способ размежевания компетенции применен конститу-
цией  Бразилии  1988 г.  Она  предусматривает  размежевание  предметов  ведения 
при участии не только федерации и штатов, как это принято в других государ-
ствах,  но  и  федерального  округа  и  муниципий  (административно-террито-


background image

162 

риальных единиц внутри штатов). Эта конституция различает: исключительную 
компетенцию союза (федерации), совместную компетенцию союза, штатов, фе-
дерального округа и муниципий и, наконец, компетенцию союза, штатов и фе-
дерального округа по законодательству. Остаточные полномочия отнесены ли-
бо к компетенции штатов, либо к компетенции муниципий. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституции устанавливают формы участия субъектов феде-

рации в решении общегосударственных вопросов. К их числу отно-
сятся:  1) осуществление  совместной  компетенции  федерации  и  ее 
субъектов. По вопросам совместной компетенции могут быть изда-
ны и законы федерации, и законы ее субъектов, но в данной сфере 
отношений превалирует федеральный закон, действует он, а не за-
кон  субъекта  федерации;  2) создание  особой  палаты  в  парламенте, 
обычно  называемой  сенатом  и  рассматриваемой  как  орган  специ-
фического  представительства  субъектов  (установлено  представи-
тельство в данную палату от субъектов в равном или неравном ко-
личестве).  Федеральный  закон  не  может  быть  принят без  согласия 
этой палаты. Он принимается без ее согласия, только если нижняя 
палата преодолеет отказ верхней палаты (ее вето) квалифицирован-
ным  большинством  голосов;  3) автоматическое  включение  по 
должности  должностных  лиц  субъектов  федерации  в  общефеде-
ральные  органы; 4) периодически  созываемые  совещания премьер-
министра федерации и премьер-министров (главных министров, гу-
бернаторов) ее субъектов (Индия, Канада, Папуа – Новая Гвинея и 
др.);  результаты  таких  совещаний  иногда  оформляются  федераль-
ным законом, иногда, хотя это сделать и не удается, они использу-
ются в практической деятельности исполнительных органов; 5) со-
вещания  президента  и  глав  исполнительной  власти  субъектов; 
6) совещания  руководителей  одноименных  министерств  (департа-
ментов) федерации и ее субъектов, которые во многом формируют 
политику в данной отрасли экономики, управления. Такого рода со-
вещания  направлены  также  на  координацию  практических  дей-
ствий. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Поскольку  федеральные  конституция  и  законы  имеют  верховенство,  су-

ществует федеральный контроль за соблюдением конституции субъектами фе-


background image

163 

дерации. Обычный, регулярный контроль осуществляется конституционными и 
иными  судами  (контроль  за  соответствием  актов  субъектов  федеральной  кон-
ституции), действует контроль по линии исполнительной власти (в отличие от 
законодательных органов органы исполнительной власти в большинстве феде-
раций  подчинены  по  вертикали),  применяется  финансовый  контроль  (за  пра-
вильным использованием субсидий федерации ее субъектами) и т. д. 

Вместе с тем во многих федерациях существуют чрезвычайные способы 

федерального  контроля:  введение  чрезвычайного  положения  на  территории 
субъекта  (субъектов)  федерации,  президентское  правление  в  субъектах,  феде-
ральное  принуждение,  институт  федеральной  интервенции  (вмешательства), 
приостановление  собственного  управления  субъекта  федерации.  О  возможно-
сти федерального принуждения говорят конституции США, Германии, других 
стран.  Крайним  способом  федерального  принуждения  являются  военные  дей-
ствия;  они использовались при  сецессии некоторых субъектов  в  США,  Швей-
царии, Нигерии, Пакистане. 

12.5 Конфедерации, содружества, иные политико-

территориальные образования 

Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и орга-

ны которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые со-
зданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нор-
мами  международного  права,  но  с  элементами  конституционно-правового 
регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедера-
ция. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В отличие  от  федерации,  конфедерация  –  это  не  союзное  го-

сударство, а союз государств. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами госу-

дарств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, обыч-
но президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих 
органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти 
акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соот-
ветствующими органами государств-членов, которые могут также их нуллиро-
вать  (отклонить).  В настоящее  время  конфедераций  в  мире  нет,  последняя  –  
Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии в Африке) прекратила свое суще-


background image

164 

ствование в 1988 г. Президентом Сенегамбии по должности был президент Се-
негала, а вице-президентом – президент Гамбии; обе эти страны оставались са-
мостоятельными членами ООН. 

Незначительные  элементы  конституционно-правового  регулирования 

имеет британское Содружество, поскольку в некоторых его членах (не во всех) 
главой  государства  считается  британский  монарх,  представленный  генерал-
губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке), хотя во многих других 
государствах  имеются  собственные  президенты  (Индия,  Кения и  др.).  Указан-
ные  элементы  присущи  Европейскому  Союзу,  особенно  после  1993 г.,  когда 
усилились  интеграционные  процессы.  У  него  есть,  в  частности,  собственный 
парламент  (Европарламент),  избираемый  непосредственно  гражданами  госу-
дарств-членов, а не их парламентами, как это было сначала, есть свои исполни-
тельные  органы.  Акты  этих  органов  по  некоторым  вопросам  обязательны  для 
государств-членов.  В меньшем  объеме  элементы  конституционного  регулиро-
вания  присущи  СНГ,  в  состав  которого  наряду  в  Россией  входят  11 госу-
дарств – бывших республик СССР (кроме прибалтийских). Более высокая сте-
пень  интеграции  присуща  созданному  в  1996 г.  Союзному  государству  Бело-
руссии и России. 

Особый статус имеют колониальные и зависимые территории, находящи-

еся за пределами метрополии, а также резервации, находящиеся на территории 
метрополии.  Зависимые  территории  (заморские  департаменты  и  др.)  –  это 
остатки колониализма. К их числу, например во Франции, относятся заморские 
департаменты Реюньон, Гвиана, заморская территория Каледония и др. Замор-
ские департаменты во многих отношениях приравнены к французским. Замор-
ские территории имеют свое территориальное собрание, принимающее в соот-
ветствии  с  конституционным  законом  Франции  1992 г.  местные  законы,  но 
большей властью обладает назначаемый правительством Франции губернатор. 
Великобритания  сохранила  некоторые  мелкие  колониальные  владения  (глав-
ным  образом  островные).  Часть  из  них  является  так  называемыми  самоуправ-
ляющимися  колониями  (население  избирает  свои  местные  органы),  другие 
управляются назначенными губернаторами. 

В некоторых  странах  существуют  резервации  для  коренного  населения: 

в Канаде, Колумбии, США – для индейцев, в Австралии, Новой Зеландии – для 
маори.  Теоретически  резервации  рассматриваются  как  особая  единица,  управ-
ляемая племенными советами в соответствии с местными обычаями, но на деле 


background image

165 

жизнь  племен  находится  под  надзором  федеральных  властей  (но  не  властей 
штатов). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 12 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что такое территориальное устройство государства? 
2.  Охарактеризуйте унитарную форму государственного устройства. 
3.  Каковы  основные  признаки  федеративной  формы  государственного 

устройства? 

4.  В чем принципиальное отличие статуса субъекта федерации от право-

вого  положения  административно-территориальной  единицы,  авто-
номной единицы? 

5.  Что  такое  автономия?  В каких  странах  и  почему  создаются  автоно-

мии?  

6.  В чем состоит принципиальное отличие конфедераций от федераций?