Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8487
Скачиваний: 25
161
компетенция федерации и субъектов. Сфера совместной компетенции часто
называется в конституциях и теории совпадающей, конкурирующей компетен-
цией. Наиболее подробный перечень такого рода содержится в конституции
Индии. В специальном приложении к ней названы 97 вопросов, относящихся к
компетенции федерации, 47 вопросов совпадающих полномочий и 66 вопросов,
относящихся к компетенции штатов. Многие из этих вопросов имеют комбини-
рованный характер: под одним и тем же номером обозначаются не совсем
сходные вопросы. Остаточные полномочия отнесены к ведению федерации.
Этот способ размежевания компетенции является довольно сложным, ис-
пользование его затруднено ввиду сходства многих вопросов, расписанных по
разным рубрикам. Такую детализацию конституции федеративных государств,
кроме Индии, не используют.
Наконец, пятый способ размежевания компетенции присущ консти-
туциям Пакистана, Нигерии и некоторых других стран. Он заключается в том,
что конституция дает перечень только двух сфер: федеральной и совместной
компетенции. Перечня же исключительных полномочий субъектов не суще-
ствует. Конституция содержит общую формулировку: все вопросы, которые не
вошли в указанные два перечня (остаточные полномочия), относятся к исклю-
чительному ведению субъектов федерации, и в этой сфере закон субъекта фе-
дерации имеет преимущество по отношению к федеральному закону, т. е. дей-
ствует закон субъекта, а не федеральный закон. Такой подход имеет
преимущества по сравнению с охарактеризованной выше трехчленной класси-
фикацией. Он избавляет от излишней «жесткости» списков, способствует
укреплению самостоятельности субъектов в рамках федеральной конституции.
В новейших федеральных конституциях все чаще используется именно этот
способ.
Наряду с рассмотренными пятью основными способами размежевания
компетенции в некоторых конституциях федераций применяются и другие спо-
собы. Так, в Австрии разделены вопросы, относящиеся к компетенции законо-
дательной и исполнительной власти федерации и ее субъектов. Конституция
этой страны содержит также понятие «основы законодательства». Их устанав-
ливает федерация, а субъекты (земли) в соответствии с этим издают местные
законы. Оригинальный способ размежевания компетенции применен конститу-
цией Бразилии 1988 г. Она предусматривает размежевание предметов ведения
при участии не только федерации и штатов, как это принято в других государ-
ствах, но и федерального округа и муниципий (административно-террито-
162
риальных единиц внутри штатов). Эта конституция различает: исключительную
компетенцию союза (федерации), совместную компетенцию союза, штатов, фе-
дерального округа и муниципий и, наконец, компетенцию союза, штатов и фе-
дерального округа по законодательству. Остаточные полномочия отнесены ли-
бо к компетенции штатов, либо к компетенции муниципий.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституции устанавливают формы участия субъектов феде-
рации в решении общегосударственных вопросов. К их числу отно-
сятся: 1) осуществление совместной компетенции федерации и ее
субъектов. По вопросам совместной компетенции могут быть изда-
ны и законы федерации, и законы ее субъектов, но в данной сфере
отношений превалирует федеральный закон, действует он, а не за-
кон субъекта федерации; 2) создание особой палаты в парламенте,
обычно называемой сенатом и рассматриваемой как орган специ-
фического представительства субъектов (установлено представи-
тельство в данную палату от субъектов в равном или неравном ко-
личестве). Федеральный закон не может быть принят без согласия
этой палаты. Он принимается без ее согласия, только если нижняя
палата преодолеет отказ верхней палаты (ее вето) квалифицирован-
ным большинством голосов; 3) автоматическое включение по
должности должностных лиц субъектов федерации в общефеде-
ральные органы; 4) периодически созываемые совещания премьер-
министра федерации и премьер-министров (главных министров, гу-
бернаторов) ее субъектов (Индия, Канада, Папуа – Новая Гвинея и
др.); результаты таких совещаний иногда оформляются федераль-
ным законом, иногда, хотя это сделать и не удается, они использу-
ются в практической деятельности исполнительных органов; 5) со-
вещания президента и глав исполнительной власти субъектов;
6) совещания руководителей одноименных министерств (департа-
ментов) федерации и ее субъектов, которые во многом формируют
политику в данной отрасли экономики, управления. Такого рода со-
вещания направлены также на координацию практических дей-
ствий.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Поскольку федеральные конституция и законы имеют верховенство, су-
ществует федеральный контроль за соблюдением конституции субъектами фе-
163
дерации. Обычный, регулярный контроль осуществляется конституционными и
иными судами (контроль за соответствием актов субъектов федеральной кон-
ституции), действует контроль по линии исполнительной власти (в отличие от
законодательных органов органы исполнительной власти в большинстве феде-
раций подчинены по вертикали), применяется финансовый контроль (за пра-
вильным использованием субсидий федерации ее субъектами) и т. д.
Вместе с тем во многих федерациях существуют чрезвычайные способы
федерального контроля: введение чрезвычайного положения на территории
субъекта (субъектов) федерации, президентское правление в субъектах, феде-
ральное принуждение, институт федеральной интервенции (вмешательства),
приостановление собственного управления субъекта федерации. О возможно-
сти федерального принуждения говорят конституции США, Германии, других
стран. Крайним способом федерального принуждения являются военные дей-
ствия; они использовались при сецессии некоторых субъектов в США, Швей-
царии, Нигерии, Пакистане.
12.5 Конфедерации, содружества, иные политико-
территориальные образования
Наряду с политико-территориальными образованиями, структура и орга-
ны которых регулируются конституционным правом, есть и такие, которые со-
зданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нор-
мами международного права, но с элементами конституционно-правового
регулирования. Традиционным образованием такого рода является конфедера-
ция.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отличие от федерации, конфедерация – это не союзное го-
сударство, а союз государств.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами госу-
дарств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, обыч-
но президентами, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих
органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти
акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соот-
ветствующими органами государств-членов, которые могут также их нуллиро-
вать (отклонить). В настоящее время конфедераций в мире нет, последняя –
Сенегамбия (объединение Сенегала и Гамбии в Африке) прекратила свое суще-
164
ствование в 1988 г. Президентом Сенегамбии по должности был президент Се-
негала, а вице-президентом – президент Гамбии; обе эти страны оставались са-
мостоятельными членами ООН.
Незначительные элементы конституционно-правового регулирования
имеет британское Содружество, поскольку в некоторых его членах (не во всех)
главой государства считается британский монарх, представленный генерал-
губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке), хотя во многих других
государствах имеются собственные президенты (Индия, Кения и др.). Указан-
ные элементы присущи Европейскому Союзу, особенно после 1993 г., когда
усилились интеграционные процессы. У него есть, в частности, собственный
парламент (Европарламент), избираемый непосредственно гражданами госу-
дарств-членов, а не их парламентами, как это было сначала, есть свои исполни-
тельные органы. Акты этих органов по некоторым вопросам обязательны для
государств-членов. В меньшем объеме элементы конституционного регулиро-
вания присущи СНГ, в состав которого наряду в Россией входят 11 госу-
дарств – бывших республик СССР (кроме прибалтийских). Более высокая сте-
пень интеграции присуща созданному в 1996 г. Союзному государству Бело-
руссии и России.
Особый статус имеют колониальные и зависимые территории, находящи-
еся за пределами метрополии, а также резервации, находящиеся на территории
метрополии. Зависимые территории (заморские департаменты и др.) – это
остатки колониализма. К их числу, например во Франции, относятся заморские
департаменты Реюньон, Гвиана, заморская территория Каледония и др. Замор-
ские департаменты во многих отношениях приравнены к французским. Замор-
ские территории имеют свое территориальное собрание, принимающее в соот-
ветствии с конституционным законом Франции 1992 г. местные законы, но
большей властью обладает назначаемый правительством Франции губернатор.
Великобритания сохранила некоторые мелкие колониальные владения (глав-
ным образом островные). Часть из них является так называемыми самоуправ-
ляющимися колониями (население избирает свои местные органы), другие
управляются назначенными губернаторами.
В некоторых странах существуют резервации для коренного населения:
в Канаде, Колумбии, США – для индейцев, в Австралии, Новой Зеландии – для
маори. Теоретически резервации рассматриваются как особая единица, управ-
ляемая племенными советами в соответствии с местными обычаями, но на деле
165
жизнь племен находится под надзором федеральных властей (но не властей
штатов).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 12
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что такое территориальное устройство государства?
2. Охарактеризуйте унитарную форму государственного устройства.
3. Каковы основные признаки федеративной формы государственного
устройства?
4. В чем принципиальное отличие статуса субъекта федерации от право-
вого положения административно-территориальной единицы, авто-
номной единицы?
5. Что такое автономия? В каких странах и почему создаются автоно-
мии?
6. В чем состоит принципиальное отличие конфедераций от федераций?