ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4553
Скачиваний: 9
Контрольные вопросы по лекции 11
61
Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива. Пра-
во законодательной инициативы — это возможность вносить в Государственную
Думу законопроекты, т. е. предварительные тексты законов. Право законодатель-
ной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федера-
ции, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству
Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов
Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верхов-
ному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской
Федерации.
Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроекта. Законопро-
ект, поступивший в Государственную Думу, направляется Советом Государствен-
ной Думы в соответствующий комитет палаты. После предварительного рассмот-
рения законопроекта комитет Государственной Думы выносит его на рассмотрение
Думы.
Третья стадия включает в себя рассмотрение и принятие законопроекта в Го-
сударственной Думе в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основ-
ные положения законопроекта, после чего он передается на доработку ответствен-
ного комитета. После того как комитет вновь представит в палату доработанный
проект закона, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом эта-
пе проходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи.
Во втором чтении законопроект может быть отклонен, принят окончательно или
вынесен после редакционной правки на третье чтение, во время которого уже не
допускается внесение в него никаких поправок. Третье чтение состоит в голосова-
нии законопроекта в целом.
Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от обще-
го числа депутатов Государственной Думы. Федеральный конституционный закон
считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 от общего числа
депутатов Государственной Думы.
Четвертая стадия. Принятый Государственной Думой закон передается в те-
чение пяти дней в Совет Федерации для его дальнейшего рассмотрения. Совет
Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Ду-
мой федеральный закон и одобрить его, либо отклонить, или же воздержаться от
его рассмотрения.
Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона при-
нимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации,
а постановление об одобрении федерального конституционного закона — большин-
ством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон
считается также одобренным Советом Федерации, если в течение четырнадцати
дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Если принятый Государственной Думой федеральный закон будет отклонен
Советом Федерации, то палатами может быть создана согласительная комиссия
для преодоления возникших разногласий.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и об-
народование закона Президентом Российской Федерации в течение четырнадцати
дней, при этом Президент обладает правом отлагательного вето. Федеральный за-
62
Лекция 11. Федеральное собрание Российской Федерации
кон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по
истечении десяти дней после его опубликования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 11
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Дайте определение парламента.
2) Какое место занимает Федеральное Собрание Российской Федерации в си-
стеме органов государственной власти Российской Федерации?
3) Каковы полномочия члена Совета Федерации и депутата Государственной
Думы?
4) Каковы основные этапы законодательного процесса?
5) Как разрешаются разногласия между палатами Федерального Собрания
Российской Федерации?
Лекция 12
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1) Правительство Российской Федерации в системе органов государствен-
ной власти Российской Федерации.
2) Структура Правительства Российской Федерации.
3) Полномочия Правительства Российской Федерации.
4) Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации.
Правовой статус Правительства Российской Федерации определяется Консти-
туцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом Россий-
ской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г.
1
,
указами Президента Российской Федерации. Правительству Российской Федера-
ции Конституция вверяет реализацию полномочий исполнительной государствен-
ной власти.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей
компетенцией, Правительство Российской Федерации призвано возглавлять всю
систему органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную деятель-
ность. Правительство Российской Федерации несет ответственность перед Прези-
дентом Российской Федерации, подотчетно и подконтрольно ему.
Полномочия Правительства Российской Федерации:
1) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет,
обеспечивает его исполнение, представляет отчет об его исполнении;
1
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ «О Правительстве Россий-
ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 51. Ст. 5712.
64
Лекция 12. Правительство Российской Федерации
2) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,
кредитной и денежной политики;
3) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государствен-
ной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения, экологии;
4) осуществляет управление федеральной собственностью;
5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной без-
опасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
6) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,
охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Решения Правительства Российской Федерации принимаются коллегиально.
Для осуществления своих полномочий, на основании и во исполнение Кон-
ституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Пре-
зидента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоря-
жения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции, федеральным законам и указам Президента.
Правительство Российской Федерации — коллегиальный орган. В его состав
входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры.
Формирование Правительства Российской Федерации начинается с назначения его
Председателя, который назначается Президентом Российской Федерации с согла-
сия Государственной Думы. Порядок разрешения разногласий между Президентом
Российской Федерации и Государственной Думой по поводу кандидатуры на пост
главы Правительства определяется Конституцией Российской Федерации следую-
щим образом: после трехкратного отклонения представленных кандидатур Предсе-
дателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент
Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Феде-
рации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
После назначения Председателя Правительства Российской Федерации осу-
ществляется формирование Правительства Российской Федерации. Председатель
Правительства предлагает Президенту кандидатуры на конкретные должности в Пра-
вительстве Российской Федерации, а Президент Российской Федерации их рас-
сматривает, отбирает и назначает.
Председатель Правительства Российской Федерации определяет основные на-
правления деятельности Правительства, организует работу Правительства, руково-
дит его заседаниями, распределяет обязанности между заместителями, представ-
ляет Правительство в международных отношениях.
Заместители Председателя Правительства Российской Федерации координи-
руют работу министерств, государственных комитетов, других подведомственных
Правительству Российской Федерации органов государственного управления, кон-
тролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают
предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правитель-
ство Российской Федерации.
Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министерств
на основе единоначалия и несут персональную ответственность за выполнение
возложенных на министерство задач. Министерство издает в пределах своей ком-
65
петенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации при-
казы и инструкции.
Министры и руководители федеральных ведомств могут быть разделены на
две статусные группы:
1) Руководители тех министерств и ведомств, которые в своей работе напря-
мую подчиняются Президенту Российской Федерации. Подчинение некото-
рых федеральных министров Президенту не исключает их из работы Пра-
вительства Российской Федерации. Они принимают участие в заседаниях
Правительства Российской Федерации, выполняют поручения Правитель-
ства Российской Федерации и несут коллективную ответственность за де-
ятельность Правительства Российской Федерации: Министерство внутрен-
них дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Россий-
ской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Мини-
стерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба безопасно-
сти Российской Федерации и др.
2) Руководители тех министерств и ведомств, которые в своей работе напря-
мую подчиняются Правительству Российской Федерации: Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Мини-
стерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; Ми-
нистерство образования и науки Российской Федерации; Министерство
природных ресурсов Российской Федерации и др.
Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Конституция Россий-
ской Федерации определяет период, в течение которого может действовать данный
состав Правительства Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии со ст. 116 Конституции перед вновь избранным
Президентом Российской Федерации Правительство Российской
Федерации слагает свои полномочия.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, срок функционирования Правительства Российской Федера-
ции зависит от срока полномочий Президента Российской Федерации. Президент
Российской Федерации избирается на четыре года, следовательно, Правительство
Российской Федерации данного состава работает четыре года.
Однако срок полномочий Правительства Российской Федерации может быть
досрочно прекращен независимо от прекращения президентских полномочий в слу-
чаях, предусмотренных ст. 117 Конституции Российской Федерации. К основаниям
отставки Правительства Российской Федерации относятся:
Добровольное заявление Правительства Российской Федерации об уходе в от-
ставку, которое выражает мнение большинства членов Правительства Российской
Федерации сложить полномочия досрочно. Она может приниматься или отклонять-
ся Президентом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации
уходит в отставку в полном составе. По действующему законодательству отстав-
ка Председателя Правительства Российской Федерации влечет за собой отставку
Правительства Российской Федерации в целом. Персональная отставка министра
(или нескольких министров) не влечет за собой отставки всего Правительства.