ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4549
Скачиваний: 9
26
Лекция 5. Понятие и закрепление
конституционного строя в Конституции Российской Федерации
разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых са-
мостоятельны. Разделение властей как одна из основ конституционного строя за-
крепляется для всей Российской Федерации в целом, т. е. не только для федераль-
ного уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно Конституции Российской Федерации федеральную го-
сударственную власть в Российской Федерации осуществляют:
Президент Российской Федерации (глава государства); Федераль-
ное Собрание Российской Федерации (законодательный орган вла-
сти); Правительство Российской Федерации (исполнительный ор-
ган власти); суды Российской Федерации (судебные органы власти).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые
ими самостоятельно органы государственной власти. При этом требуется соответ-
ствие системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
двум положениям Конституции Российской Федерации:
1) основам конституционного строя Российской Федерации;
2) общим принципам организации представительных и исполнительных ор-
ганов государственной власти.
Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление
как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гаран-
тирует его (ст. 12). Органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно
утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственно-
стью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Конституционные основы гражданского общества включают в се-
бя: политические, экономические и духовно-культурные основы
конституционного строя Российской Федерации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Конституционные основы политических отношений указывают на то, что в Рос-
сийской Федерации признается и гарантируется политическое многообразие и мно-
гопартийность. Принцип политического многообразия означает создание возмож-
ностей оказывать влияние на политический процесс всем организациям, деятель-
ность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции
Российской Федерации. Важнейшими элементами политической системы любого
общества являются политические партии, выражающие политическую волю своих
членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.
Конституционные основы экономических отношений указывают на то, что эко-
номической основой конституционного строя Российской Федерации является со-
циальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение
товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений.
В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства,
Контрольные вопросы по лекции 5
27
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конку-
ренции, свобода экономической деятельности. Для экономической системы Рос-
сийской Федерации характерно многообразие форм собственности: частная, госу-
дарственная, муниципальная и иные формы (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской
Федерации).
Конституционные основы духовно-культурных отношений указывают на то,
что государство заинтересовано в создании условий для оптимального развития
духовно-культурной сферы личности. Для этого оно устанавливает важнейшие
принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения духовно-культ-
урных благ.
Базовым принципом, установленным Конституцией Российской Федерации в этой
области, является идеологическое многообразие (ст. 13). Он исключает возмож-
ность существования в России государственной или обязательной идеологии. Идео-
логическое многообразие означает свободное существование в обществе различ-
ных политических и иных взглядов, школ, идей. Наиболее важные гарантии дей-
ственности рассматриваемого принципа — отмена цензуры, свобода информации,
издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического много-
образия.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Дайте определение понятия «гражданское общество».
2) Охарактеризуйте принципы гражданского общества.
3) Дайте характеристику экономическим основам гражданского общества.
4) Дайте характеристику социально-культурным основам гражданского общества.
5) Дайте характеристику политическим основам гражданского общества.
Лекция 6
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА
ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1) Понятие и структура правового статуса личности.
2) Конституционный статус личности в Российской Федерации.
3) Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и граж-
данина в Российской Федерации.
4) Принципы конституционного статуса личности.
5) Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Рос-
сийской Федерации.
Категория правового статуса — сравнительно новая в российской юридической
науке. До 60-х годов она отождествлялась с правоспособностью (Н. Г. Александров,
С. Н. Братусь, А. В. Мицкевич) и не рассматривалась в качестве самостоятельной.
Это объясняется тем, что оба эти свойства возникают и прекращаются у субъ-
екта одновременно, оба в равной мере не отчуждаемы. Лишь в последующий
период, с развитием юридической мысли в 70–80-х годах, категория правового
статуса получила достаточно широкую разработку (Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин,
В. А. Кучинский), сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий
правоведения была зафиксирована в законодательстве.
Правовой статус личности определяется в науке как юридически закреплен-
ное положение личности в обществе, выражающееся в определенной системе его
прав и обязанностей. Структуру правового статуса личности составляют различ-
ные правовые явления, отражающие место и роль личности в обществе и госу-
дарстве: основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; граждан-
29
ство; правосубъектность; правовые принципы; гарантии прав и свобод, которые
обеспечивают их реализацию.
Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанно-
сти человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав и свобод человека
и гражданина и зафиксированные Конституцией Российской Федерации, а также
текущим законодательством.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Права и свободы личности в структуре правового статуса —
это формально-определенные, юридически гарантированные воз-
можности пользоваться социальными благами, официальная мера
возможного поведения человека в государственно-организованном
обществе.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В Конституции Российской Федерации права и свободы челове-
ка и гражданина провозглашены в числе основ конституционного
строя.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Кон-
ституции Российской Федерации, обязуется через деятельность органов власти,
управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализа-
цию и защиту.
При этом Конституция Российской Федерации допускает возможность ограни-
чения прав и свобод человека и гражданина при определенных условиях: права
и свободы могут быть ограничены только федеральным законом в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте-
ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Огра-
ничения возможны только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях.
Права и свободы человека, закрепленные в Конституции Российской Федера-
ции, могут быть условно подразделены на три большие группы:
1) личные права и свободы, которые составляют первооснову правового ста-
туса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный харак-
тер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими огра-
ничению. Личные права и свободы являются правами и свободами каждого
человека, т. е. не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству го-
сударства; также они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Личные права и свободы закреплены в ст. ст. 20–28 Конституции Россий-
ской Федерации: право на жизнь, на свободу, неприкосновенность частной
жизни и т. п.
2) политические права и свободы нацелены на активное включение челове-
ка в жизнь страны, управление ее делами. Политические права и свобо-
ды принадлежат только гражданам государствам. Они выступают как есте-
ственные права и свободы каждого гражданина демократического государ-
ства. Таким образом, эти права и свободы нельзя рассматривать в каче-
30
Лекция 6. Понятие и структура
конституционного статуса личности в Российской Федерации
стве установленных, предоставленных государством. Политические права
и свободы закреплены в ст. ст. 24, 29–33 Конституции Российской Федера-
ции: свобода слова, право на информацию, на объединение, на управление
государством и т. д.
3) социально-экономические и культурные права и свободы, которые связаны
с такими сферами жизни человека, как собственность, труд, отдых, здо-
ровье, образование, и призваны обеспечивать экономические, социальные
и духовные потребности личности. В экономических, социальных и куль-
турных правах раскрывается роль современного государства как правово-
го и социального. Оно не может и не должно предоставлять всем граж-
данам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить
им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Социально-
экономические и культурные права и свободы закреплены в ст. ст. 35–44
Конституции Российской Федерации: свобода труда, права на охрану здо-
ровья, на образование, социальное обеспечение, свобода творчества, сво-
бода преподавания и т. п.
Каждая группа прав неотделима от других групп, поскольку все права и сво-
боды взаимосвязаны и составляют один из элементов правового статуса личности.
Следующей составной частью правового статуса личности, наряду с правами
и свободами человека, гражданина, являются его конституционные обязанности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Конституционные обязанности человека и гражданина — это
конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответ-
ственностью требования, которые предъявляются человеку
и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспе-
чении интересов общества, государства, других граждан. Каж-
дый гражданин Российской Федерации несет на ее территории
равные обязанности.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Принцип равенства обязанностей в практическом плане означает, что ни один
гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей.
Конституционно предусмотрены следующие обязанности: соблюдение Консти-
туции Российской Федерации; уважение прав и свобод других лиц; забота о детях
и нетрудоспособных родителях; получение основного общего образования; забота
о памятниках истории и культуры; уплата налогов и сборов; сохранение природы
и окружающей среды; защита Отечества.
Следующим элементом правового статуса личности является правосубъект-
ность, которая дает возможность человеку и гражданину быть участником пра-
воотношений. Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособ-
ность. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права
и нести обязанности (с момента рождения до момента смерти), а под дееспособ-
ностью (наступает с 18 лет) — способность гражданина своими действиями приоб-
ретать и осуществлять гражданские права и обязанности.
Правовые принципы — необходимый элемент правового статуса личности, т. к.
они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются