Файл: Международное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4243

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Лекция 5. Права человека и международное право

5.4 Статус иностранцев

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Иностранец — лицо, не являющееся гражданином страны пребы-
вания и обладающее гражданством другого государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этим определяется его правовой режим. Он находится под полной территори-

альной юрисдикцией страны пребывания и под личной юрисдикцией государства,
гражданином которого он является.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Иностранцам по законодательству страны-пребывания предостав-
ляются национальный режим (равный с гражданами страны-
пребывания, обычно в сфере экономических отношений); ре-
жим наибольшего благоприятствования (предоставление взаим-
ных льгот и преимуществ на основании договора между государ-
ствами); специальный (запреты или дозволения для иностранных
граждан).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Для сотрудников дипломатических и консульских представительств устанав-

ливается особый режим привилегий и иммунитетов, связанный с выполнением
данными лицами функций представителей иностранных государств. Такой же ре-
жим распространяется на сотрудников международных организаций, находящихся
на территории государства-пребывания.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 5

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Какие основные международные правовые акты определяют обязательства

государств в сфере соблюдения прав человека?

2) Каковы международные механизмы защиты прав человека?

3) В чем особенности приобретения гражданства?

4) Какие есть правовые режимы иностранцев?


background image

Лекция 6

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

1) Основные виды обязательств государств в борьбе с преступностью

2) Виды преступлений по международному праву

3) Выдача преступников

4) Международная организация уголовной полиции (Интерпол)

6.1 Основные виды обязательств государств
в борьбе с преступностью

Государствами на основе заключенных международных договоров определены

следующие виды обязательств:

1) установление уголовной ответственности за отдельные виды преступлений

в соответствии с заключенными международными договорами (терроризм,
наемничество, незаконный оборот наркотических средств и т. п.);

2) оказание правовой помощи по уголовным делам (выполнение запросов от

правоохранительных органов иностранных государств о совершении про-
цессуальных действий (обысков, выемок, допросов и т. п.);

3) розыск, задержание и выдача преступников;

4) придание международному уголовному суду лиц, совершивших междуна-

родные преступления.


background image

38

Лекция 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

Особенностью принятых обязательств в сфере борьбы с преступностью яв-

ляется, что государства не должны допускать вмешательство во внутренние дела
других государств, в т. ч. определять средства и методы борьбы с преступностью.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Соответственно государства не создают надгосударственные орга-
ны по борьбе с преступностью, которые бы имели свободный до-
ступ на территорию государств для проведения оперативных или
следственных мероприятий.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В указанной сфере государства могут только сотрудничать на основе объеди-

нения усилий и согласования взаимных обязательств.

6.2 Виды преступлений по международному праву

Все преступления по международному праву делятся на две группы: междуна-

родные преступления и уголовные преступления международного характера.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Международные преступления — это наиболее опасные преступ-
ления против международного правопорядка: агрессия; геноцид;
преступления против человечности, военные преступления; экоцид.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Агрессия — преступление против мира, умышленные действия руководства го-

сударства по развязыванию и ведению войны против другого государства или госу-
дарств. Геноцид — действия, имеющие целью уничтожить полностью или частично
какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как та-
ковую. К таким действиям отнесены: убийство членов группы, причинение серьез-
ных телесных повреждений или умственного расстройства, меры, рассчитанные на
предотвращение деторождения, и другие.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния,
совершаемые в рамках широкомасштабного или систематическо-
го нападения на любых гражданских лиц.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

К таким деяниям отнесены: убийства, истребление, порабощение, депортация,

пытки, применяемые в широком масштабе против гражданского населения. Пре-
ступления против человечности могут быть совершены во время войны или в мир-
ное время.


background image

6.3 Выдача преступников

39

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Военные преступления — массовые и серьезные нарушения зако-
нов и обычаев ведения войны в отношении гражданского насе-
ления, военнопленных, раненых и больных, совершаемые в период
вооруженных конфликтов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Физические лица, виновные в совершении международных преступлений, при-

даются Международному уголовному суду (МУС) для привлечения их к уголов-
ной ответственности. В отдельных случаях, когда нет запроса о выдаче со сто-
роны МУСа, физические лица могут привлекаться к уголовной ответственности
по внутригосударственному законодательству национальными судами. Кроме то-
го, государство также может быть привлечено к международной ответственности
за совершение международного преступления.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Уголовные преступления международного характера — это пре-
ступления, которые затрагивают некоторые элементы между-
народного правопорядка, но не относятся к международным пре-
ступлениям.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В отличие от международных преступлений ответственность за уголовные пре-

ступления международного характера несут не государства, а физические лица.
В зависимости от степени международной опасности, объекта преступного посяга-
тельства и других признаков уголовные преступления международного характера
подразделяют на следующие группы: преступления против стабильности междуна-
родных отношений: международный терроризм, захват заложников, преступления
на воздушном транспорте, наемничество и др.; преступления, наносящие ущерб
экономическому, социальному и культурному развитию государств: фальшивомо-
нетничество, легализация незаконных доходов, незаконный оборот наркотиков, хи-
щение культурных ценностей и др.; преступные посягательства на личные права
человека: рабство, работорговля, торговля женщинами и детьми, пытки и др.; пре-
ступления, совершаемые в открытом море: пиратство, разрыв или повреждение
подводного кабеля или трубопровода и т. п. Ответственность за совершение уго-
ловных преступлений международного характера наступает в соответствии с на-
циональным законодательством.

6.3 Выдача преступников

Выдача преступников представляет собой форму международного сотрудниче-

ства в борьбе с преступностью, которая заключается в аресте и передаче одним
государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняе-
мых в совершении преступления (для судебного разбирательства), либо лиц, уже
осуждённых судебными органами этого другого государства (для исполнения при-
говора (экстрадиция)).


background image

40

Лекция 6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Цель выдачи — обеспечить неотвратимость наказания для лица, ко-
торое совершило преступление или осуждено за него и скрылось
с территории государства совершения преступления или осуждения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Выдача преступников считается правом государства, но государства через за-

ключение международных договоров определяют обязанность по выдаче. Право-
вой основой для выдачи является международный договор, в котором закрепляется
процедура выдачи преступников. Общепризнанной является норма о недопусти-
мости выдачи за преступления, совершенные по политическим мотивам. Уголов-
ное преследование выданного лица может иметь место только за те преступления,
за которые оно было выдано, а именно за те, которые были указаны в запросе
о выдаче. К выданному лицу смертная казнь не применяется. Значительная часть
государств, включая Россию, не выдает своих граждан. Согласно ч. 1 ст. 61 Кон-
ституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за преде-
лы Российской Федерации или выдан другому государству. Соответственно в та-
ких государствах выдача может применяться лишь по отношению к иностранным
гражданам. Выдача не может иметь место, если истек срок давности привлече-
ния к уголовной ответственности, если в отношении лица по тому же делу суд
запрашиваемой стороны уже вынес приговор или постановление о прекращении
производства, если преступление по законам хотя бы одной из сторон преследуется
в порядке частного обвинения. Процедура выдачи начинается с направления одним
государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается со-
ставление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков
международного общения (английский, французский — в зависимости от требова-
ния запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства ино-
странных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства
внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.). В случае задержания предполагае-
мого преступника в запрашиваемом государстве может применяться судебная про-
цедура. Суд определяет юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех
соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура выдачи пре-
кращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается
административными органами. Считается, что окончательное решение о выдаче
лица носит политический характер.

6.4 Международная организация уголовной полиции
(Интерпол)

В деятельности Интерпола задействованы почти все страны мира, штаб-кварти-

ра находится в г. Лионе. Интерпол создан в 1923 г. СССР стал его членом в 1990 г.
(Россия — правопреемник вместо СССР).