ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4242
Скачиваний: 11
Контрольные вопросы по лекции 4
31
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 4
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Расскажите о полномочиях внутригосударственных органов внешних сно-
шений РФ.
2) Каков правовой статус дипломатических представительств?
3) Назовите классы дипломатических представителей и дипломатические ранги.
4) Какой порядок назначения и отзыва дипломатических представителей?
5) Расскажите о статусе консульских учреждений. Назовите их функции.
6) Какими привилегиями и иммунитетами обладают дипломатические пред-
ставительства и консульские учреждения и их персонал?
Лекция 5
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ
ПРАВО
1) Международно-правовая регламентация прав и свобод человека
2) Международная защита прав и свобод человека
3) Международно-правовые вопросы гражданства
4) Статус иностранцев
5.1 Международно-правовая регламентация прав
и свобод человека
Современное международное право все более ориентируется на человека, на
регулирование его прав и свобод и создание действенных механизмов их защиты
на национальном и международном уровнях. Центральное положение в системе
международного права и прав человека занимает один из основных принципов
международного права — принцип уважения прав человека.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Права человека с точки зрения международного права — это об-
щие и одинаково понимаемые возможности, которые предостав-
ляются индивиду каждым государством, регламентируются им
на основе внутреннего права. Свободы представляют собой воз-
можности, которые характеризуются определенной независимо-
стью от влияния государства, но государство осуществляет их
ограниченную регламентацию.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1 Международно-правовая регламентация прав и свобод человека
33
Действует общий принцип, что осуществление прав и свобод индивидом не
должно нарушать права и свободы других индивидов. Другие общие принципы
в этой области: права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не
предоставлены государством; признание, соблюдение и защита прав и свобод че-
ловека и гражданина — обязанность государства; права и свободы человека и граж-
данина должны быть гарантированы судебной защитой и правительством и т. п.
Впервые понятие «права человека» нашли отражение во французской Деклара-
ции прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. До этого идеи прирожден-
ных прав нашли утверждение в Великой хартии вольностей (1215 г.), английском
Билле о правах (1689 г.) и американском Билле о правах (1791 г.). С принятием
устава ООН в международном праве сформировалась новая отрасль международ-
ного права — право прав человека. Первоисточником указанной отрасли является
Всеобщая Декларация прав человека, принятая на Генеральной Ассамблее ООН
10 декабря 1948 г. С 1950 г. 10 декабря ежегодно отмечается как День прав че-
ловека. Во Всеобщей Декларации прав человека получил закрепление основной
перечень прав и свобод человека, определено, что они должны определять со-
держание национального законодательства и международно-правовых документов
в данной области. Первоначально положения Всеобщей Декларации прав человека
рассматривались как рекомендательные нормы, но в настоящее время все ее по-
ложения закреплены в определенных международных договорах, и теперь декла-
рация признается источником обычного права, носящим обязательный характер.
Другими главными источниками отрасли прав человека являются два пакта по пра-
вам человека 1966 г.: Международный пакт о гражданских и политических правах
и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. На
основании этих пактов происходит деление прав и свобод человека: личные; поли-
тические; социально-экономические; культурные. Личные права: право на жизнь;
право на свободу и личную неприкосновенность; право на достоинство личности;
право на неприкосновенность жилища; свобода совести и мысли; свобода пере-
движения и выбора местожительства и иные. Политические права: свободы слова;
право на информацию; право обращений в органы власти; право на объединение;
свобода собраний; право на гражданство; право на участие в управлении делами
государства и на равный доступ к государственной службе; право избирать и быть
избранным и другие. Социально-экономические права: свобода предприниматель-
ства; право на частную собственность; трудовые права; право на жилище; право
на охрану здоровья и социальное обеспечение и другие. Культурные права: право
на образование; свобода творчества; право на благоприятную окружающую среду и т. п.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для государств Европы большое значение имеет Европейская кон-
венция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая
предусматривает такой эффективный механизм защиты прав, как
Европейский суд по правам человека, имеющий право рассматри-
вать индивидуальные жалобы на нарушения прав человека, преду-
смотренные указанной конвенцией.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
34
Лекция 5. Права человека и международное право
5.2 Международная защита прав и свобод человека
Главная роль в защите прав и свобод человека отводится системе ООН и Вер-
ховному комиссару ООН по правам человека. Отдельные контрольные функции
выполняют ООН и ее специализированные учреждения (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО
и др.), комитеты и комиссии (например, комитеты по правам человека, против пы-
ток, по правам ребенка и женщин и другие), Международный Суд ООН. Верхов-
ный комиссар ООН по правам человека является международным должностным
лицом, которое назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Гене-
ральной Ассамблеей ООН сроком на 4 года. На Верховного комиссара по правам
человека возлагаются обязанности по содействию и защите всех прав человека,
содействию международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека,
стимулированию и координации действий в области прав человека в рамках си-
стемы ООН, оказанию помощи в разработке новых стандартов в области прав
человека. Защитой прав человека занимаются иные международные органы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Комитет по правам человека, образованный в рамках Междуна-
родного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., осу-
ществляет контроль за надлежащим соблюдением положений дан-
ной конвенции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Комитет состоит из 18 человек, избираемых на 4 года. Все государства-участ-
ники пакта обязаны представлять в комитет по правам человека периодические до-
клады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пак-
те, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. В комитет также мо-
гут подаваться жалобы частных лиц. По жалобам таких лиц проводится проверка.
После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или
нет. Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение
прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращает-
ся к соответствующему государству с предложением устранить соответствующее
нарушение права. Комитет не является судебным органом, и его решения имену-
ются «соображениями». Вместе с тем к таким соображениям Комитета государ-
ства серьёзно относятся и, как правило, устраняют допущенные нарушения прав
человека. Действуют также: Комитет против пыток, образованный в рамках Кон-
венции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих досто-
инство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по ликвидации дискримина-
ции в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о ликвидации всех
форм дискриминации женщин 1979 г.; Комитет по правам ребенка, образованный
в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г. На региональном уровне особое
место занимает Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — международный
судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены
Совета Европы (Европейская региональная международная организация), ратифи-
цировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод
1950 г. (Россия ратифицировала конвенцию 30 марта 1998 г.). ЕСПЧ располагается
во дворце прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Ев-
5.3 Международно-правовые вопросы гражданства
35
ропы. Суд рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы (в т. ч. от граж-
дан России) на нарушение государствами прав и свобод, закрепленных указанной
конвенцией. Обращение допускается не позднее 6 месяцев с момента вступления
судебного решения национального суда в силу. Решения ЕСПЧ носят обязатель-
ный характер для государств Совета Европы. Европейский суд по правам человека
состоит из судей, число которых соответствует количеству государств-участников
Конвенции (в настоящее время судей сорок четыре).
5.3 Международно-правовые вопросы гражданства
Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица
с определенным государством, которая выражается в наличии установленных за-
коном взаимных прав и обязанностей. Гражданство может быть получено по рож-
дению (основной способ), которое основано на принципе «права крови», согласно
которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей (или од-
ного из них) и не зависит от места рождения ребенка; принципе «права почвы»,
согласно которому ребенок приобретает гражданство государства, на территории
которого он родился, независимо от гражданства его родителей; сочетании обоих
принципов (смешанный принцип), согласно которому гражданство получают дети
собственных граждан, родившиеся на территории страны и за границей, а так-
же дети иностранцев, родившиеся на территории страны, применяющей принцип
«права почвы». Гражданство может быть приобретено в порядке натурализации:
по ходатайству лица, желающего переменить свое гражданство или не имеющего
какого-либо гражданства вообще; при вступлении в брак с иностранцем; при усы-
новлении ребенка, имеющего гражданство другого государства или не имеющего
какого-либо гражданства вообще. Также способами приобретения гражданства яв-
ляются реинтеграция, пожалование гражданства, приобретение гражданства. Реин-
теграция — восстановление первоначального гражданства в упрощенном порядке.
Применяется, как правило, к лицам, ранее эмигрировавшим из страны или утра-
тившим гражданство в результате вступления в брак с иностранцем и возвращаю-
щимся в свою страну после смерти супруга или расторжения брака.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пожалование гражданства — предоставление гражданства ли-
цу (за особые заслуги и с его согласия), являющемуся граждани-
ном иностранного государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приобретение гражданства на основе международных договоров имеет место
при объединении двух или более государств в одно или при распаде крупного
государства; при заключении мирных договоров, специальных соглашений по тер-
риториальным вопросам, касающимся перехода части территории от одного госу-
дарства к другому, обмене отдельными участками, продажи части территории.