ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4247
Скачиваний: 11
Контрольные вопросы по лекции 6
41
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Интерпол — это межгосударственная универсальная (открытая
для участия всех стран) организация, основной целью которой яв-
ляется организация сотрудничества полицейских органов по пре-
дупреждению преступности и борьбы с ней.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Принципами Интерпола являются уважение законодательства государств и меж-
дународного права, недопустимость вмешательства в деятельность политического,
военного, религиозного или расового характера. Для организации сотрудничества
с полицейскими органами государств-участников, в каждом государстве создают-
ся Национальные центральные бюро (НЦБ) Интерпола, которые являются посто-
янными органами по взаимодействию национальных правоохранительных орга-
нов с НЦБ Интерпола других стран и Генеральным секретариатом Интерпола.
Основными направлениями деятельности Интерпола являются: уголовная реги-
страция (различные виды криминалистических учетов и информационных дан-
ных о преступлениях и преступниках) и международный розыск. Информацион-
ные базы данных Интерпола формируются государствами-участниками на добро-
вольной основе в целях их общего использования правоохранительными органами
по их запросам. Международный розыск осуществляется через систему НЦБ и де-
ятельность национальных правоохранительных органов по розыску скрывшихся
и объявленных Интерполом в международный розыск преступников на террито-
рии государств-участников. Розыск по линии Интерпола завершается обнаруже-
нием преступника и уведомлением инициатора розыска. После этого государство-
инициатор начинает вести переговоры о задержании и выдаче преступника с вла-
стями государства, на территории которого он обнаружен.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 6
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Какие обязательства принимают государства в сфере борьбы с преступностью?
2) Каковы виды преступлений по международному праву?
3) Для чего применяется выдача преступников и каковы ее условия?
4) Определите основные задачи Интерпола.
Лекция 7
ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ
ПРАВЕ
1) Виды правовых режимов, применяемых по отношению к отдельным тер-
риториям
2) Режим государственной территории
3) Режим государственной границы
4) Виды режимов морских пространств
5) Режим воздушного пространства
6) Режим космического пространства
7.1 Виды правовых режимов, применяемых по
отношению к отдельным территориям
Под территорией в международном праве понимают различные пространства
земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными
пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные
тела. Учитывая, что разные виды пространств имеют как внутригосударственное,
так и международное значение, государства устанавливают различные виды право-
вых режимов, которые своим назначением имеют цели защиты государственного
суверенитета либо (и) экономического использования таких территорий. По основ-
ным видам правового режима, вся территория земного шара подразделяется на три
типа:
1) государственные территории;
2) территории с международным режимом;
3) территории со смешанным режимом.
7.2 Режим государственной территории
43
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственная территория — это пространство, находящее-
ся в пределах государственных границ каждого отдельного госу-
дарства, на которое распространяется его полный суверенитет
(полная и исключительная власть этих государств).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Территории с международным режимом — это пространства, которые не вхо-
дят в состав государственной территории: открытое море (водные территории за
пределами границ территориального моря); международный район морского дна —
морское дно и его недра за пределами исключительных экономических зон и кон-
тинентального шельфа прибрежных государств; воздушное пространство за преде-
лами государственных территорий; Антарктика; космическое пространство, Луна
и другие небесные тела. На этой части территории, находящейся в общем пользо-
вании государств, применяются нормы международного права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Территории со смешанным режимом — это территории, на ко-
торых действуют одновременно и нормы международного пра-
ва, и нормы национального законодательства прибрежных госу-
дарств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две груп-
пы. К таким территориям относятся: прилежащая зона; континентальный шельф
прибрежных государств; исключительная экономическая зона.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Отдельное место занимают территории с особым международ-
ным режимом — это демилитаризованные и нейтрализованные зо-
ны и зоны мира (в случае их установления), а также международ-
ные каналы и проливы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правовое положение этих территорий определяется как международными до-
говорами, так и внутренним законодательством государств, на территории которых
данные территории расположены.
7.2 Режим государственной территории
Под государственной территорией понимается пространственная сфера дей-
ствия государственного суверенитета, сфера территориальной юрисдикции кон-
кретного государства. В состав государственной территории входят: сухопутная
территория в пределах государственных границ; острова и анклавы независимо от
их местонахождения; все виды вод (озера, реки, водоемы), находящиеся на сухо-
путной территории и островах; внутренние морские воды и территориальное море
(воды, непосредственно прилегающие к побережью, имеющие почти что сходный
44
Лекция 7. Территория в международном праве
правовой режим); воздушное пространство над сушей государства, его внутренни-
ми морскими водами и территориальным морем; недра, расположенные под сухо-
путной и водной территорией государства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В пределах своей территории государство полностью осуществ-
ляет свою высшую власть, которая именуется территориальным
верховенством.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На территории государства не допускается деятельность иностранных орга-
нов и должностных лиц, все государственные функции в государстве выполня-
ют национальные законодательные, исполнительные и судебные органы. Государ-
ство принимает законы и регулирует режим государственной территории и отдель-
ных ее составных частей, вопросы гражданства, места жительства, перемещения,
въезда и выезда из страны и другие вопросы, относящиеся к его ведению. Го-
сударство в своей деятельности не допускает вмешательства во внутренние дела
других государств, осуществляет взаимоотношения с международными межпра-
вительственными и неправительственными организациями, иностранными физи-
ческими и юридическими лицами на основе общепризнанных норм и принципов
международного права. Общепризнанным принципом международного права явля-
ется принцип территориальной целостности государств, получивший закрепление
в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
в 1975 г. Данный принцип подразумевает неприкосновенность государственной
территории, исключение любых действий других государств против территори-
альной целостности, политической независимости, применения силы или угро-
зы силой, а также любую военную оккупацию. Другой общий принцип междуна-
родного права — принцип нерушимости государственных границ — определяет, что
любое изменение государственных границ должно производиться исключительно
в соответствии с волеизъявлением народа с обязательным последующим утвер-
ждением любых территориальных изменений высшим законодательным органом
государства.
7.3 Режим государственной границы
Под государственной границей понимается линия, обозначающая на картах
и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе
и в недрах. Граница обозначает пространственный предел действия государствен-
ного суверенитета конкретного государства, разграничение территорий с сопре-
дельным государством. С учетом места прохождения границы различаются сухо-
путные, водные и воздушные границы. Сухопутная граница отделяет сухопутную
территорию одного государства от аналогичной территории другого государства
и устанавливается, как правило, в договорном порядке между сопредельными го-
сударствами с учетом рельефа местности (орографические границы). При невоз-
можности учета рельефа местности (горные хребты, реки и т. п.) могут устанав-
ливаться геометрические (прямые линии, соединяющие естественные или искус-
7.4 Виды режимов морских пространств
45
ственные ориентиры или характерные точки вне населенных пунктов) или астро-
номические (по параллелям и меридианам) границы. Водная граница может про-
ходить на водных объектах (озерах, реках, водохранилищах, на море). Практика
определения границ выработала разные способы установления границ на таких
объектах. Так, на озере граница проводится по прямой линии, соединяющей выхо-
ды сухопутной границы к противоположным берегам озера, на судоходной реке —
по главному фарватеру, по несудоходной реке — по середине реки и т. д. Воздуш-
ная граница представляет собой вертикальную плоскость, которая проводится по
линии прохождения сухопутной и водной государственной границы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от кос-
мического пространства, составляет 100–110 км от поверхности Земли (является
международным обычаем).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государственная граница между сопредельными государствами определяется
и устанавливается путем делимитации (закрепление линии границы на картах,
схемах и планах) и демаркации (обозначение границы на местности путем раз-
мещения пограничных знаков (столбов, пирамид, табличек, буев и т. п.). Результа-
ты делимитации и демаркации оформляются в договорах и протоколах, в которых
дается подробное описание прохождения линии границы на местности со схема-
ми, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных
характеристик.
7.4 Виды режимов морских пространств
Понятие и источники морского права, устанавливающие
правовой режим использования морских пространств
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Международное морское право — отрасль международного мор-
ского права, представляющая собой совокупность общепризнан-
ных и специальных принципов и норм, регламентирующих право-
вой режим морских пространств и разнообразную деятельность
в них субъектов международного права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Важнейшими принципами данной отрасли являются принципы суверенного
равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во
внутренние дела, нерушимости границ и др. Специальными принципами являют-
ся следующие принципы: свободы открытого моря, исключительной юрисдикции
государства флага, полного иммунитета военных кораблей от иностранной юрис-