Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7453

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то 

можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в свя-
зи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений 
по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов мест-
ного значения. 

Указанные отношения можно разделить на несколько групп: 
1.  Отношения, возникающие в ходе организации и проведения муници-

пальных  выборов  и  формирования  населением  выборных  органов 
местного самоуправления, реализации иных форм прямого волеизъяв-
ления граждан в системе местного самоуправления. 

2.  Отношения,  связанные  с  определением  организационно-правовых 

форм  местного  самоуправления,  установлением  организационной 
структуры  и  порядка  организации  и  деятельности  органов  местного 
самоуправления,  разграничения  полномочий  между  ними,  регулиро-
ванием порядка принятия и вступления в юридическую силу муници-
пальных правовых актов. 

3.  Отношения,  складывающиеся  по  поводу  определения  территориаль-

ной  основы  местного  самоуправления,  создания,  преобразования 
и упразднения муниципальных образований. 

4.  Отношения,  возникающие  в  связи с  осуществлением  полномочий по 

разрешению  вопросов  местного  значения и  функционированием раз-
личных отраслей и сфер муниципального хозяйства. 

5.  Отношения,  связанные  с  регулированием  финансово-экономической 

основы местного самоуправления, управлением и распоряжением му-
ниципальным имуществом, формированием и исполнением местного 
бюджета. 

6.  Отношения, возникающие в ходе организации взаимодействия между 

органами государственной власти и органами местного самоуправле-
ния. 

7.  Отношения, складывающиеся в связи с реализацией органами местно-

го самоуправления переданных отдельных государственных полномо-
чий и осуществлением государственного контроля за их исполнением. 

8.  Отношения,  связанные  с  порядком  регулирования  муниципальной 

службы, регламентации правового статуса муниципальных служащих. 

9.  Отношения,  возникающие  в  связи  с обеспечением  гарантий  реализа-

ции  прав  населения  муниципального  образования  на  местное  само-


background image

12 

управление и защитой его прав от неправомерных действий или актов 
органов государственной власти, установлением ответственности ор-
ганов  местного  самоуправления  перед  населением,  государством 
и юридическими лицами. 

При  определении  предмета  муниципального  права  и  особенностей  его 

метода  необходимо  учитывать  целый  ряд  обстоятельств.  Прежде  всего,  это 
комплексный характер отрасли права. Местное самоуправление не изолировано 
от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы 
иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражда-
нина,  осуществление  основных  обязанностей  граждан  защищены  конституци-
онным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образова-
ния используют нормы бюджетного законодательства; при совершении право-
вого  характера  органы  местного  самоуправления  руководствуются  нормами 
гражданского  права  и  т. д.  Таким  образом,  предмет  муниципального  права 
включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими от-
раслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится од-
новременно  и  нормами  муниципального  права.  Кроме  того,  нормы  муници-
пального  права  регулируют  сложную  систему  отношений  как  публично-
правового, так и частноправового характера. К первым можно отнести отноше-
ния, возникающие между государственными и муниципальными органами. Ко 
вторым – хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, граждан-
ско-правовые отношения с иными юридическими лицами. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Дополнительным  основанием  отграничения  отраслей  права 

является метод правового регулирования, под которым понимаются 
специальные  юридические  средства  и  способы  воздействия  право-
вых норм на общественные отношения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Муниципальное право, будучи комплексной отраслью права, использует 

методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной 
отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публич-
но-частного характера, муниципальное право использует в механизме правово-
го регулирования сочетание публично-правового (императивного) и частнопра-
вового (диспозитивного) методов правового регулирования. 

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления как пуб-

лично-правового  института  характерно,  безусловно,  преобладание  публично-


background image

13 

правовых  методов  правового  регулирования.  Однако  в  тех  сферах  правового 
регулирования  местного  самоуправления,  которые  касаются  деятельности  его 
органов как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления 
муниципальной собственностью и т. п., используются, как правило, частнопра-
вовые методы. 

Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы 

правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязы-
вание и запрет. Для муниципального права как комплексной отрасли права ха-
рактерно использование в механизме правового регулирования таких способов 
правового воздействия, как дозволение и обязывание. 

1.3 Система муниципального права России 

В основе системы муниципального права как отрасли права находится его 

деление на муниципально-правовые нормы и институты. 

Муниципально-правовая норма – это первичный элемент системы муни-

ципального  права.  В  совокупности  муниципально-правовые  нормы  образуют 
отрасль муниципального права. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Под муниципально-правовыми нормами понимаются право-

вые  нормы,  регулирующие  общественные  отношения  в  сфере 
местного самоуправления. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Нормам  муниципального  права  присущи  все  признаки  правовых  норм: 

общеобязательность, обеспечение их реализации с помощью системы государ-
ственных гарантий, защита от нарушений принудительными средствами. 

Нормы  в  системе  муниципального  права  можно  классифицировать  сле-

дующим образом: 

1. По группам общественных отношений. 
Такие  группы  обозначены  при  определении  предмета  муниципального 

права.  Они  закрепляют  основы  местного  самоуправления,  его  компетенцию, 
принципы, гарантии, функции. 

2. По характеру предписаний: 
а)  дозволяющие,  т. е.  разрешающие  осуществлять  какие-либо  действия 

(например,  проводить  местный  референдум,  собрание  граждан,  осу-
ществлять правотворческую инициативу); 


background image

14 

б)  обязывающие, т. е. содержащие предписания в адрес субъектов муни-

ципальных правоотношений. Например, Закон № 131-ФЗ предписыва-
ет обязательность формирования представительных органов местного 
самоуправления в населенных пунктах с численностью свыше 100 из-
бирателей;  представительный  орган  муниципального  образования 
обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня по-
ступления в его адрес документов инициативной группы о выдвиже-
нии инициативы проведения местного референдума и т. д.; 

в)  запрещающие, т. е. нормы, требующие от субъектов правоотношений 

воздержания от тех или иных действий. Например, глава муниципаль-
ного образования не может быть одновременно председателем пред-
ставительного органа муниципального образования и главой местной 
администрации  (ч.  4  ст.  36  Закона  №  131-ФЗ);  депутаты  выборного 
органа местного самоуправления, осуществляющие свои полномочия 
на  постоянной  основе,  не  вправе  заниматься  предпринимательской, 
а также  иной  оплачиваемой  деятельностью,  за  исключением  педаго-
гической, научной и другой творческой деятельности (ч. 7 ст. 40 Зако-
на № 131-ФЗ). 

3. По юридической силе нормы муниципального права различаются в за-

висимости от того, в каких источниках права они закреплены. 

Нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, обладают 

высшей юридической силой. Далее по иерархии стоят конституционные феде-
ральные законы, затем федеральные законы и подзаконные акты. Продолжение 
этой  иерархии  составляют  законодательство  и  подзаконные  акты  субъектов 
Российской Федерации. Меньшей юридической силой обладают нормы, содер-
жащиеся в нормативных актах, принимаемых на уровне муниципального обра-
зования  гражданами  непосредственно,  органами  и  должностными  лицами 
местного самоуправления. 

4. По пределам действия в пространстве: 
а)  общефедеральные нормы, сила которых распространяется на всю тер-

риторию  Российской  Федерации.  Например,  нормы,  содержащиеся 
в Конституции или Закона № 131-ФЗ, действуют в равной степени на 
всей территории Российской Федерации; 


background image

15 

б)  нормы,  действующие  в  пределах  субъекта  Российской  Федерации. 

Например, нормы, содержащиеся в Законе Томской области о муни-
ципальных выборах

1

в)  нормы,  действие  которых  распространяется  на  территорию  муници-

пального  образования.  Таким  примером  может  служить  устав  муни-
ципального  образования  как  источник,  содержащий  нормы  муници-
пального  права,  а  также  другие  нормативные  акты  органов  и  долж-
ностных лиц местного самоуправления. 

5.  По  содержанию  нормы  муниципального  права  делятся  на  материаль-

ные и процессуальные. В данном случае очевиден дуализм норм муниципаль-
ного права. 

Материальные нормы в основном закреплены в Конституции Российской 

Федерации и Законе № 131-ФЗ. Они дают определение местной публичной вла-
сти, закрепляют субъектный состав, компетенцию, гарантии и ответственность 
в системе местного самоуправления. 

Процессуальные нормы устанавливают порядок подготовки и проведения 

сессий  представительных  органов  местного  самоуправления,  подготовки 
и утверждения  бюджетов  и  отчетов  об  их  исполнении;  проведения  выборов 
и местных референдумов, т. е. они устанавливают процедуру проведения этих 
мероприятий. 

Нормы  муниципального  права  по  признаку  регулирования  однородных 

и взаимосвязанных общественных отношений объединяются в правовые инсти-
туты. 

Муниципально-правовые  институты  –  это  определенная  система  норм 

муниципального  права,  регулирующих  однородные  и  взаимосвязанные  обще-
ственные  отношения  и  образующих  относительно  самостоятельную  группу 
в рамках отрасли муниципального права. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Особенностью  муниципально-правовых  институтов  является 

то, что образующие их нормы обладают признаками не только от-
расли муниципального права, но и основных, первичных отраслей 
права  (конституционного,  административного,  финансового,  граж-

                                                           

1

Закон Томской области от 14 февраля 2005 г. № 29-ОЗ (в ред. от 05 мая 2016 г.) «О муници-

пальных выборах в Томской области» (принят постановлением Государственной Думы Том-

ской области от 27 января 2005 г. № 1697) (вместе с «Перечнем контрольных соотношений 

данных, внесенных в протокол об итогах голосования») // Официальные ведомости Государ-

ственной Думы Томской области. – 2005. – № 38 (99)-I.