ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7922
Скачиваний: 3
16
данского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную при-
роду имеют институты муниципальной службы, муниципальной
собственности, форм непосредственной демократии, местных фи-
нансов и др.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Система институтов муниципального права носит сложный, недостаточно
упорядоченный характер. Сама природа самоуправленческих (муниципальных)
отношений свидетельствует о возможности их отнесения не только к институ-
там муниципального права. В связи с этим представляется обоснованным ха-
рактеризовать систему муниципального права как объединяющую наиболее
близкие институты в своеобразные комплексы – группы институтов.
К числу таких комплексов муниципальных институтов относятся:
• местное самоуправление как форма народовластия. В этот комплекс
входят институты, устанавливающие права граждан Российской Фе-
дерации на осуществление местного самоуправления, раскрывающие
основные понятия и термины, определяющие принципы местного са-
моуправления, вопросы местного значения, полномочия органов
местного самоуправления, формы непосредственного осуществления
населением местного самоуправления и участия населения в осу-
ществлении местного самоуправления;
• комплекс институтов, устанавливающих экономические основы мест-
ного самоуправления, в который входят институты муниципальной
собственности и муниципального имущества, местных бюджетов,
межмуниципального экономического сотрудничества;
• комплекс институтов, связанных с вопросами местного значения
и полномочиями органов местного самоуправления: по решению во-
просов местного значения на уровне муниципальных образований; по
организации межмуниципального сотрудничества; по осуществлению
органами местного самоуправления отдельных государственных пол-
номочий;
• комплекс институтов, регулирующих деятельность органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Нор-
мами данного комплекса устанавливается система органов местного
самоуправления, определяется статус депутата, члена выборного ор-
гана местного самоуправления, выборного должностного лица, уста-
навливается система муниципально-правовых актов и т. д.;
17
• система институтов, объединяющих нормы, устанавливающие ответ-
ственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их
деятельностью. Исходя из субъектов, перед которыми органы и долж-
ностные лица местного самоуправления несут ответственность, уста-
навливается ответственность перед населением муниципального обра-
зования, перед государством, перед физическими и юридическими
лицами. В этот же комплекс входит институт временного осуществле-
ния органами государственной власти отдельных полномочий органов
местного самоуправления;
• комплекс институтов, нормы которых обеспечивают гарантии местно-
го самоуправления. Это институты, определяющие участие и ответ-
ственность органов государственной власти федерального уровня
и уровня субъекта в области местного самоуправления. К ним можно
отнести выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, предостав-
ление субвенций местным бюджетам на осуществление органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий,
право на судебную защиту и запрет на ограничение прав местного са-
моуправления.
1.4 Муниципально-правовые отношения:
понятие, субъекты, объект, содержание
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Муниципально-правовые отношения – это общественные
отношения, урегулированные нормами муниципального права
и складывающиеся между субъектами муниципального права в
сфере местного самоуправления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В муниципально-правовых отношениях: участвует определенный круг
лиц, на которых в тот или иной момент распространяется действие соответ-
ствующих муниципально-правовых норм; регламентируется конкретное пове-
дение участников этих отношений; обеспечиваются субъективные права и
юридические обязанности в области местного самоуправления посредством
специальных юридических средств.
18
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Как и любое правоотношение, муниципальное правоотноше-
ние складывается из следующих структурных элементов – субъек-
ты, объект и содержание правоотношения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Субъектов муниципально-правовых отношений, т. е., тех лиц, которые
наделены правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного само-
управления, можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты
(например, граждане Российской Федерации); коллективные субъекты (напри-
мер, органы местного самоуправления); политико-территориальные образова-
ния (например, муниципальные образования, субъекты Российской Федера-
ции); социальные общности (например, население муниципальных образова-
ний).
Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникают взаимные
субъективные права и юридическое обязанности. Учитывая комплексный ха-
рактер муниципального права, можно выделить два подхода к определению
объекта муниципально-правовых отношений.
С точки зрения публично-правовых начал объектом муниципального пра-
воотношения является осуществление власти и управления в пределах муници-
пального образования или территории местного самоуправления, а также иму-
щество, по поводу которого производятся действия. При этом власть осуществ-
ляется путем различных действий граждан, органов местного самоуправления.
Именно им принадлежит господствующее положение по осуществлению вла-
сти, так как местное самоуправление и есть та самая власть, которая осуществ-
ляется жителями, органами и должностными лицами местного самоуправления.
В правоотношениях имущественного характера (с точки зрения частно-
правовых начал), т. е. стоимостных, в качестве объекта выступают: имущество
движимое, недвижимое, работы, услуги и т. д., в отношении которых могут
быть произведены действия частноправового и публично-правового характера.
Например, проведение местного референдума об отчуждении имущества, яв-
ляющегося муниципальной собственностью.
Содержание муниципально-правовых отношений составляют права
и обязанности их участников. Эти права и обязанности возникают в сфере осу-
ществления функций местного самоуправления, например, право жителей го-
родского или сельского поселения на создание муниципальных образований
и корреспондирующая ему обязанность органов государственной власти обес-
19
печить соответствующее волеизъявление граждан и принять необходимые ме-
ры к учреждению нового муниципального образования.
1.5 Источники муниципального права
В общей теории права принято различать понятия источника права в ма-
териальном и в формальном юридическом смыслах.
В первом значении под источником права (в материальном смысле) по-
нимаются те факторы, которые определяют сущностное содержание права.
К ним принято относить прежде всего материальные условия жизни общества,
свойственные ему экономические отношения.
В формальном (юридическом) смысле в качестве источника нрава рас-
сматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают
общеобязательность и общеизвестность. Формами, выполняющими такую
функцию, выступают в Российской Федерации соответствующие нормативные
правовые акты.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Таким образом, источниками муниципального права, в юри-
дическом смысле, являются действующие в настоящее время в
Российской Федерации правовые акты, содержащие нормы муни-
ципального права.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Статья 4 Закона № 131-ФЗ закрепляет правовую основу местного само-
управления в Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Система источников муниципального права включает в себя
пять иерархически взаимосвязанных уровней нормативно-правовых
актов.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К первому уровню относится Конституция Российской Федерации. В ней
содержится около двадцати статей, в той или иной степени касающихся мест-
ного самоуправления. Особое значение имеют положения ст. 12, 130–133. Для
муниципального права Конституция является базовым источником права.
Вторую группу составляют нормы международного права, т. к. в соответ-
ствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации яв-
ляются составной частью ее правовой системы. Важнейшее значение среди
20
данных актов имеет Европейская Хартия местного самоуправления
1
и другие
международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) само-
управления.
Следующую группу источников муниципального права федерального
уровня составляют федеральные конституционные законы и федеральные зако-
ны, содержащие нормы муниципального права.
Важной частью нормативной правовой системы Российской Федерации
являются федеральные конституционные законы. Надо сказать, что нет акта
этой группы, целиком посвященного местному самоуправлению. Однако в не-
которых федеральных конституционных законах имеются отдельные обращен-
ные к нему нормы, например, в федеральных конституционных законах «О ре-
ферендуме Российской Федерации»
2
, «О чрезвычайном положении»
3
и др.
Наиболее распространенным федеральным источником права выступают
федеральные законы. Для удобства можно выделить две группы федеральных
законов:
а) непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности
местного самоуправления;
б) федеральные законы и кодексы, регулирующие общественные отно-
шения различных сфер и в определенной мере касающиеся местного
самоуправления.
В первой группе законов первостепенное значение имеет Федеральный
закон от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного само-
управления в Российской Федерации», с последующими изменениями и допол-
нениями. Можно с полным основанием сказать, что данный закон является
главным источником муниципального права России. По своей форме и содер-
жанию данный закон носит рамочный характер. Этим законом федеральный за-
конодатель определил основы местного самоуправления в Российской Федера-
ции, закрепил общие принципы организации и деятельности муниципальных
образований в нашей стране.
1
Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15 октября
1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 36. – Ст. 4466.
2
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (в ред. от 06 апреля
2015 г.) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 2004. – № 27. – Ст. 2710.
3
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.)
«О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. –
2001. – № 23. – Ст. 2277.