Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7922

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

данского,  земельного,  трудового  и др.).  Такую  двойственную  при-
роду  имеют  институты  муниципальной  службы,  муниципальной 
собственности,  форм  непосредственной  демократии,  местных  фи-
нансов и др. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Система институтов муниципального права носит сложный, недостаточно 

упорядоченный характер. Сама природа самоуправленческих (муниципальных) 
отношений свидетельствует о возможности их отнесения не только к институ-
там  муниципального  права.  В  связи  с  этим  представляется  обоснованным  ха-
рактеризовать  систему  муниципального  права  как  объединяющую  наиболее 
близкие институты в своеобразные комплексы – группы институтов. 

К числу таких комплексов муниципальных институтов относятся: 

•  местное  самоуправление  как  форма  народовластия.  В  этот  комплекс 

входят  институты,  устанавливающие  права  граждан  Российской  Фе-
дерации на осуществление местного самоуправления, раскрывающие 
основные понятия и термины, определяющие принципы местного са-
моуправления,  вопросы  местного  значения,  полномочия  органов 
местного  самоуправления,  формы  непосредственного  осуществления 
населением  местного  самоуправления  и  участия  населения  в  осу-
ществлении местного самоуправления; 

•  комплекс институтов, устанавливающих экономические основы мест-

ного  самоуправления,  в  который  входят  институты  муниципальной 
собственности  и  муниципального  имущества,  местных  бюджетов, 
межмуниципального экономического сотрудничества; 

•  комплекс  институтов,  связанных  с  вопросами  местного  значения 

и полномочиями  органов  местного  самоуправления:  по  решению  во-
просов местного значения на уровне муниципальных образований; по 
организации межмуниципального сотрудничества; по осуществлению 
органами местного самоуправления отдельных государственных пол-
номочий; 

•  комплекс  институтов,  регулирующих  деятельность  органов  местного 

самоуправления  и  должностных  лиц  местного  самоуправления.  Нор-
мами  данного  комплекса  устанавливается  система  органов  местного 
самоуправления,  определяется  статус  депутата,  члена  выборного  ор-
гана  местного  самоуправления,  выборного  должностного  лица,  уста-
навливается система муниципально-правовых актов и т. д.; 


background image

17 

•  система  институтов,  объединяющих  нормы,  устанавливающие  ответ-

ственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их 
деятельностью. Исходя из субъектов, перед которыми органы и долж-
ностные лица местного самоуправления несут ответственность, уста-
навливается ответственность перед населением муниципального обра-
зования,  перед  государством,  перед  физическими  и  юридическими 
лицами. В этот же комплекс входит институт временного осуществле-
ния органами государственной власти отдельных полномочий органов 
местного самоуправления; 

•  комплекс институтов, нормы которых обеспечивают гарантии местно-

го  самоуправления.  Это  институты,  определяющие  участие  и  ответ-
ственность  органов  государственной  власти  федерального  уровня 
и уровня субъекта в области местного самоуправления. К ним можно 
отнести выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, предостав-
ление  субвенций  местным  бюджетам  на  осуществление  органами 
местного  самоуправления  отдельных  государственных  полномочий, 
право на судебную защиту и запрет на ограничение прав местного са-
моуправления. 

1.4 Муниципально-правовые отношения:  
понятие, субъекты, объект, содержание 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Муниципально-правовые  отношения  –  это  общественные 

отношения,  урегулированные  нормами  муниципального  права 
и складывающиеся  между  субъектами  муниципального  права  в 
сфере местного самоуправления. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  муниципально-правовых  отношениях:  участвует  определенный  круг 

лиц,  на  которых  в  тот  или  иной  момент  распространяется  действие  соответ-
ствующих  муниципально-правовых  норм;  регламентируется  конкретное  пове-
дение  участников  этих  отношений;  обеспечиваются  субъективные  права  и 
юридические  обязанности  в  области  местного  самоуправления  посредством 
специальных юридических средств. 


background image

18 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Как  и  любое  правоотношение,  муниципальное  правоотноше-

ние складывается из следующих структурных элементов – субъек-
ты, объект и содержание правоотношения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Субъектов  муниципально-правовых  отношений,  т. е.,  тех  лиц,  которые 

наделены  правами,  обязанностями,  полномочиями  в  сфере  местного  само-
управления,  можно  разделить  на  четыре  группы:  индивидуальные  субъекты 
(например, граждане Российской Федерации); коллективные субъекты (напри-
мер,  органы  местного  самоуправления);  политико-территориальные  образова-
ния  (например,  муниципальные  образования,  субъекты  Российской  Федера-
ции);  социальные  общности  (например,  население  муниципальных  образова-
ний). 

Объект  правоотношения  –  это  то,  по  поводу  чего  возникают  взаимные 

субъективные  права  и  юридическое  обязанности.  Учитывая  комплексный  ха-
рактер  муниципального  права,  можно  выделить  два  подхода  к  определению 
объекта муниципально-правовых отношений. 

С точки зрения публично-правовых начал объектом муниципального пра-

воотношения является осуществление власти и управления в пределах муници-
пального образования или территории местного самоуправления, а также иму-
щество, по поводу которого производятся действия. При этом власть осуществ-
ляется путем различных действий граждан, органов местного самоуправления. 
Именно  им  принадлежит  господствующее  положение  по  осуществлению  вла-
сти, так как местное самоуправление и есть та самая власть, которая осуществ-
ляется жителями, органами и должностными лицами местного самоуправления. 

В  правоотношениях  имущественного  характера  (с  точки  зрения  частно-

правовых начал), т. е. стоимостных, в качестве объекта выступают: имущество 
движимое,  недвижимое,  работы,  услуги  и  т. д.,  в  отношении  которых  могут 
быть произведены действия частноправового и публично-правового характера. 
Например,  проведение  местного  референдума  об  отчуждении  имущества,  яв-
ляющегося муниципальной собственностью. 

Содержание  муниципально-правовых  отношений  составляют  права 

и обязанности их участников. Эти права и обязанности возникают в сфере осу-
ществления  функций  местного  самоуправления,  например,  право  жителей  го-
родского  или  сельского  поселения  на  создание  муниципальных  образований 
и корреспондирующая  ему  обязанность  органов  государственной  власти  обес-


background image

19 

печить соответствующее волеизъявление граждан и принять необходимые ме-
ры к учреждению нового муниципального образования. 

1.5 Источники муниципального права 

В общей теории права принято различать понятия источника права в ма-

териальном и в формальном юридическом смыслах. 

В  первом  значении  под источником права  (в  материальном  смысле) по-

нимаются  те  факторы,  которые  определяют  сущностное  содержание  права. 
К ним принято относить прежде всего материальные условия жизни общества, 
свойственные ему экономические отношения. 

В  формальном  (юридическом)  смысле  в  качестве  источника  нрава  рас-

сматриваются формы, в которых объективируются правовые нормы, получают 
общеобязательность  и  общеизвестность.  Формами,  выполняющими  такую 
функцию, выступают в Российской Федерации соответствующие нормативные 
правовые акты. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Таким образом, источниками муниципального права, в юри-

дическом  смысле,  являются  действующие  в  настоящее  время  в 
Российской  Федерации  правовые  акты,  содержащие  нормы  муни-
ципального права. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Статья  4  Закона №  131-ФЗ  закрепляет  правовую  основу  местного  само-

управления в Российской Федерации. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Система  источников  муниципального  права  включает  в  себя 

пять иерархически взаимосвязанных уровней нормативно-правовых 
актов. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

К первому уровню относится Конституция Российской Федерации. В ней 

содержится около двадцати статей, в той или иной степени касающихся мест-
ного самоуправления. Особое значение имеют положения ст. 12, 130–133. Для 
муниципального права Конституция является базовым источником права. 

Вторую группу составляют нормы международного права, т. к. в соответ-

ствии  со  ст.  15  Конституции  Российской  Федерации  общепризнанные  нормы 
международного права и международные договоры Российской Федерации яв-
ляются  составной  частью  ее  правовой  системы.  Важнейшее  значение  среди 


background image

20 

данных  актов  имеет  Европейская  Хартия  местного  самоуправления

1

  и  другие 

международно-правовые  акты,  касающиеся  местного  (муниципального)  само-
управления. 

Следующую  группу  источников  муниципального  права  федерального 

уровня составляют федеральные конституционные законы и федеральные зако-
ны, содержащие нормы муниципального права. 

Важной  частью  нормативной  правовой  системы  Российской  Федерации 

являются  федеральные  конституционные  законы.  Надо  сказать,  что  нет  акта 
этой группы, целиком посвященного местному самоуправлению. Однако в не-
которых федеральных конституционных законах имеются отдельные обращен-
ные к нему нормы, например, в федеральных конституционных законах «О ре-
ферендуме Российской Федерации»

2

, «О чрезвычайном положении»

3

 и др. 

Наиболее распространенным федеральным источником права выступают 

федеральные законы. Для удобства можно выделить две группы федеральных 
законов: 

а)  непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности 

местного самоуправления; 

б)  федеральные  законы  и  кодексы,  регулирующие  общественные  отно-

шения различных сфер и в определенной мере касающиеся местного 
самоуправления. 

В  первой  группе  законов  первостепенное  значение  имеет  Федеральный 

закон от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного само-
управления в Российской Федерации», с последующими изменениями и допол-
нениями.  Можно  с  полным  основанием  сказать,  что  данный  закон  является 
главным источником муниципального права России. По своей форме и содер-
жанию данный закон носит рамочный характер. Этим законом федеральный за-
конодатель определил основы местного самоуправления в Российской Федера-
ции,  закрепил  общие  принципы  организации  и  деятельности  муниципальных 
образований в нашей стране. 

                                                           

1

Европейская  хартия  местного  самоуправления  (совершено  в  Страсбурге  15  октября 

1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 36. – Ст. 4466. 

2

Федеральный  конституционный  закон  от  28  июня  2004  г.  №  5-ФКЗ  (в  ред.  от  06  апреля 

2015 г.) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской 

Федерации. – 2004. – № 27. – Ст. 2710. 

3

Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) 

«О  чрезвычайном  положении»  //  Собрание  законодательства  Российской  Федерации.  – 

2001. – № 23. – Ст. 2277.