ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7921
Скачиваний: 3
21
Большое значение также имеет Федеральный закон «О муниципальной
службе в Российской Федерации»
1
.
Ко второй группе законов, являющихся источниками муниципального
права, относятся федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные
нормы
2
.
К источникам муниципального права федерального уровня относятся
также указы Президента Российской Федерации
3
, нормативные постановления
палат Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного
самоуправления
4
; постановления Правительства Российской Федерации
5
.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Дискуссионным в науке является вопрос о признании реше-
ний Конституционного Суда Российской Федерации в качестве ис-
точника права. Статья 4 Закона 131-ФЗ не упоминает акты Консти-
туционного Суда России. Тем не менее, на современном этапе вли-
яние решений Конституционного Суда Российской Федерации на
правоприменительную практику, несомненно. Поэтому решения
Конституционного Суда Российской Федерации являются специфи-
ческим источником муниципального права России.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Вместе с тем, следует отметить, что муниципальные правовые акты не
могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Фе-
1
Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 30 июня 2016 г.) «О муниципаль-
ной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федера-
ции. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
2
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 28 де-
кабря 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. –
Ст. 3823; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий-
ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. –
Ст. 2253.
3
Например, Указ Президента Российской Федерации от 02 ноября 2007 г. № 1451 «О Совете
при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления» // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 45. – Ст. 5462.
4
Например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Фе-
дерации от 10 июня 1994 г. № 134-1 ГД «Об обеспечении конституционных прав населения
на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федера-
ции» // Российская газета. – 1994. – 21 июня.
5
Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. № 344
«О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»
(вместе с «Правилами ведения государственного реестра муниципальных образований Рос-
сийской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 17. –
Ст. 2013.
22
дерации. Признание муниципальных правовых актов несоответствующими
Конституции России, законам и иным нормативным правовым актам осуществ-
ляется в судах общей юрисдикции в порядке, установленном Кодексом адми-
нистративного судопроизводства Российской Федерации
1
.
С формально-теоретической точки зрения судебные решения не имеют
нормативного характера и являются формой применения закона или иных нор-
мативных правовых актов при разрешении конкретных дел. Однако они обла-
дают общеобязательной силой, как и любой правовой акт. По сути, признавая
нормативные положения недействующими или не подлежащими применению,
судебные решения создают регулятивный механизм, влияющий не только на
последующую судебную практику, но и на правотворчество соответствующих
органов государственной власти и местного самоуправления.
К четвертому уровню источников муниципального права относятся нор-
мативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии
с п. «н» ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих прин-
ципов организации системы органов местного самоуправления относится
к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соот-
ветствии с ч. 2 ст. 76 по предметам совместного ведения Российской Федерации
и ее субъектов могут приниматься не только федеральные законы, но и законы
и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, в том числе кон-
ституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Рос-
сийской Федерации о местном самоуправлении, о выборах депутатов предста-
вительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образова-
ний, о муниципальной службе и другие. Главное требование к этой группе нор-
мативно-правовых актов состоит в том, чтобы они не противоречили Конститу-
ции Российской Федерации и федеральным законам в части, касающейся об-
щих принципов организации и деятельности местного самоуправления в Рос-
сийской Федерации.
Наконец, к пятому уровню источников муниципального права относятся
локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муни-
ципального права. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирую-
щих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного само-
управления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований
1
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08 марта 2015 г.
№ 21-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. –
2015. – № 10. – Ст. 1391.
23
(путем местного референдума), а также исходящие от органов местного само-
управления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. В чем особенность предмета правового регулирования муниципально-
го права?
2. Чем характеризуется метод правового регулирования муниципального
права?
3. Назовите особенности норм муниципального права.
4. Охарактеризуйте систему муниципального права.
5. В чем заключаются особенности системы источников муниципально-
го права?
6. Какую роль играют общепризнанные принципы и нормы междуна-
родного права в системе источников муниципального права?
24
2 История местного самоуправления в России
Местное самоуправление Древней Руси. Местное самоуправление в 1497–
1785 гг. Местное самоуправление в 1785–1917 гг. Местное государственное
управление в 1917–1990 гг.
2.1 Местное самоуправление Древней Руси
Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом
устройстве. И. Д. Беляев утверждает, что «славяне уже пришли на Русь, нахо-
дясь в известной степени развития», что «общественное устройство у них не
было родовое, а общинное»
1
. Общины же представляли собой по сущности
и форме самоуправляющиеся единицы, которые формировались самим наро-
дом. Объединение славян в общины было обусловлено экономическими инте-
ресами
2
и стремлением организовать защиту от нападения неприятеля
3
.
Изначально община имела не столько территориальный признак, сколько
производственный. Развитие производственных общин как форм самоуправле-
ния постепенно приводит их к свободному объединению по интересам на опре-
деленной компактной территории. Такова, например, эволюция купеческих
общин, объединявших в одно целое людей различных племен. Купцы составля-
ли свои общины (сотни), которые имели своих выборных старост (сотских)
и жили улицами или слободами.
Наиболее распространенной на Руси была сельская община. Но со време-
нем жизнь потребовала формирования городских общин. Свои общины имели
«черные люди», к которым относились ремесленники и разнорабочие, земле-
дельцы и сельские промышленники, а также торговцы, не записанные в купече-
ские общины.
Сами общины представляли собой такую форму осуществления власти
и управления, которая по организации, структуре, форме и содержанию пред-
ставляла ячейку самоуправления.
1
Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства / И. Д. Беляев. – М., 1888. – С. 8.
2
Греков Б. Д. Киевская Русь / Б. Д. Греков. – М., 1949. – С. 74.
3
Беляев И. Д. Указ. соч. – С. 9.
25
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Итак, местное самоуправление проявлялось в форме произ-
водственных и территориальных общин.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Говоря о производственно-территориальном характере общин, Б. Чиче-
рин замечает, что община – это корпорация, составленная из корпораций раз-
личного характера по интересам. С одной стороны, существовали территори-
альные общины: концы, улицы, с другой стороны, «сословные союзы суть ре-
месленные цехи, купеческие гильдии или товарищества»
1
.
Все люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности,
собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие
в управлении общественными делами. Они были зависимы от общества, орга-
низуясь в определенные формы.
Местное самоуправление существовало в форме непосредственной
и представительной демократии. Самоуправление производственных, террито-
риальных общин проявлялось в том, что большинству из них была присуща ве-
чевая форма управления.
Высшим органом власти было городское вече, решение которого для всех
в равной степени считалось обязательным к исполнению. Пригороды выступа-
ли в роли территорий, на которых были свои вече и избираемые ими органы
или должностные лица.
Город выступал в роли политического центра, определявшего основную
стратегическую линию по всем направлениям, которую должны были выпол-
нять пригороды, представлявшие собой местное общинное самоуправление
с относительной самостоятельностью. Общегородское вече представляло собой
совокупность представителей производственных общин.
Производственная, корпоративная связь, образующая крепкие союзы из
самостоятельных общин, послужила основой формирования центрального
представительства, т. е. местное общинное самоуправление переросло в народ-
ное представительство на уровне городов и земель. Такая форма построения
центральной власти придавала ей экономическую и политическую значимость,
ибо власть опиралась на производство и собственность.
1
Коркунов К. М. Лекции по общей теории права / К. М. Коркунов. – СПб., 1909. – С. 268.