Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7923

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

156 

включает, в частности, наименование вопросов местного значения или государ-
ственных  полномочий,  осуществляемых  органами  местного  самоуправления; 
наименование  главного  распорядителя  средств  местного  бюджета;  муници-
пальный нормативный правовой акт или договор с соответствующими реквизи-
тами;  коды  бюджетной  классификации  (по  разделам,  подразделам,  целевым 
статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета); 
форму  исполнения  расходного  обязательства;  объем  средств  на  исполнение 
расходного обязательства. 

Ведение  реестра  расходных  обязательств  осуществляется  финансовым 

органом  местной  администрации.  Ведение  реестра  предполагает  внесение 
в единую  информационную  базу  сведений  о  расходных  обязательствах  муни-
ципального образования. Причем каждый вновь принятый нормативный право-
вой акт органа местного самоуправления, предусматривающий возникновение 
расходных обязательств данного муниципального образования, подлежит обя-
зательному включению в реестр. 

Основным  способом  расходования  бюджетных  средств  муниципального 

образования является муниципальный заказ. Порядок формирования, обеспече-
ния, размещения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавли-
вается на основании ч. 3 ст. 54 Закона № 131-ФЗ Уставом муниципального об-
разования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправле-
ния в соответствии с федеральными законами и иными нормативными право-
выми актами Российской Федерации. 

Основным федеральным законом, в соответствии с которым принимают 

свои правовые акты о порядке формирования и исполнения муниципальных за-
казов,  является  Федеральный  закон  «О  контрактной  системе  в  сфере  закупок 
товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных 
нужд»

1

Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналого-

вых поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений 
из бюджетов других уровней и прочих источников. 

К  налоговым  доходам  местных  бюджетов  относятся  предусмотренные 

налоговым законодательством Российской Федерации местные налоги и сборы, 

                                                           

1

Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 22 февраля 2017 г.) «О контракт-

ной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни-

ципальных  нужд»  //  Собрание  законодательства  Российской  Федерации.  –  2013.  –  №  14.  – 

Ст. 1652. 


background image

157 

пени  и  штрафы  (за  неуплату  налогов  и  иные  нарушения  законодательства 
о налогах и сборах), а также отчисления от федеральных и региональных нало-
гов и сборов. Принципиально новым подходом к порядку отчисления в местные 
бюджеты от федеральных налогов является то, что для каждого уровня местных 
бюджетов Бюджетным кодексом установлены нормативы отчислений. 

Виды доходов местных бюджетов, установленные Законом № 131-ФЗ: 

•  средства самообложения граждан; 

•  безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы 

Российской  Федерации,  включая  дотации  на  выравнивание  бюджет-
ной  обеспеченности  муниципальных  образований,  субсидии  и  иные 
межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления; 

•  доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 

•  часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после упла-

ты налогов и сборов  и осуществления иных  обязательных  платежей, 
в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами пред-
ставительных органов муниципального образования, и часть доходов 
от оказания органами местного самоуправления и казенными муници-
пальными  учреждениями  платных  услуг,  остающаяся  после  уплаты 
налогов и сборов; 

•  штрафы,  установление  которых  в  соответствии  с  федеральным  зако-

ном отнесено к компетенции органов местного самоуправления; 

•  добровольные пожертвования; 

•  иные  поступления  в  соответствии  с  федеральными  законами,  закона-

ми субъектов Российской Федерации и решениями органов местного 
самоуправления. 

В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в ко-

торых формирование представительных органов муниципальных районов осу-
ществляется из представителей поселений, включаются субсидии, предоставля-
емые в случаях, установленных уставами муниципальных районов, из бюдже-
тов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопро-
сов местного значения межмуниципального характера. 

Согласно Бюджетному кодексу получаемые местными бюджетами дота-

ции  –  это  бюджетные  средства,  предоставляемые  бюджету  другого  уровня 
бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной 
основе. Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру-
гого  уровня  бюджетной  системы  Российской  Федерации  на  безвозмездной 


background image

158 

и безвозвратной  основе  на  осуществление  определенных  целевых  расходов. 
Субсидии суть бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня 
бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансиро-
вания целевых расходов. 

Доля  всех налогов в  доходах  местных бюджетов составляет  менее 40%. 

Около 60% располагаемых средств местных бюджетов приходится на все виды 
межбюджетных  трансфертов,  включая  субвенции  из  фонда  компенсаций.  Од-
нако  прочными  местные  бюджеты  считать  сегодня  нельзя.  Дело  в  том,  что 
Бюджетный кодекс в его прежней редакции разграничивал собственные доходы 
местных бюджетов и доходы, получаемые за счет отчислений от федеральных 
и региональных,  так  называемых  регулирующих  налогов  и  сборов.  Обновлен-
ное понимание «собственных доходов» как бы уравнивает режимы получения 
доходов за счет местных налогов и сборов и за счет отчислений от федеральных 
и региональных налогов и сборов, а также финансовой помощи. Хотя твердые, 
долговременные нормативы отчислений от государственных налогов, устанав-
ливаемые  Бюджетным  кодексом,  стабилизируют  доходы  местных  бюджетов, 
зачислять их в состав собственных доходов вряд ли оправданно

1

Местное самоуправление не может быть основано на отчислениях от гос-

ударственных  налогов  и  дотациях.  В  этом  случае  оно,  по  сути,  превращается 
в государственное управление. 

Способность  органов  местного  самоуправления  взимать  собственные 

налоги  является  символом  их  финансовой  автономии.  Устанавливая  местные 
налоги и сборы, муниципалитеты берут на себя обязательства непосредственно 
перед населением. Эти обязательства являются формой ответственности перед 
гражданами в том, что касается предоставления услуг. 

Согласно  ст.  16  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  к  местным 

налогам  относятся  земельный  налог,  налог  на  имущество  физических  лиц, 
а также торговый сбор. 

Вопросы  финансовой  автономии  особенно  остро  стоят  перед  местными 

муниципальными  образованиями  поселенческого  типа.  Большое  число  сель-
ских поселений имеет незначительную налогооблагаемую базу.  

Весьма  значительную  часть  доходных  источников  местных  бюджетов 

(кроме прямых налоговых доходов) составляют безвозмездные поступления от 
других  бюджетов  бюджетной  системы  Российской  Федерации.  В  конечном 
итоге это тоже отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов. 

                                                           

1

Васильев В. И. Указ. соч. – С. 628. 


background image

159 

Только  зачисляются  они  в  местные  бюджеты  иным  порядком,  чем  прямые 
налоговые  поступления,  и  имеют  несколько  иные  непосредственные  цели. 
Внутрирегиональное и внутрирайонное выравнивание уровня бюджетной обес-
печенности муниципальных образований и их жителей – вот главная идея этих 
отношений. 

В  Федеральном  законе  №  131-ФЗ  в  качестве  одного  из  видов  доходов 

местного  бюджета  определяются  средства  самообложения  граждан.  Будучи 
связанными с бюджетом, на самом деле они имеют весьма существенные осо-
бенности, отличающие их от обычных доходных бюджетных поступлений. Они 
не  предусмотрены  в  бюджетной  классификации,  не  подвержены  правилам 
бюджетного процесса, их сбор не связан с конкретными календарными датами. 

Это особый способ мобилизации денежных ресурсов, под которым пони-

маются  разовые  платежи  граждан,  осуществляемые  для  решения  конкретных 
вопросов  местного  значения.  Размер  платежей  в  порядке  самообеспечения 
граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей му-
ниципального  образования,  за  исключением  отдельных  категорий  граждан, 
численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей му-
ниципального образования и для которых размер платежей может быть умень-
шен. 

Порядок введения и использования разовых платежей граждан решается 

на местном референдуме (сходе) граждан. 

В  ряде  муниципальных  образований  приняты  специальные  решения, 

устанавливающие порядок самообложения. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Например,  Совет  Молчановского  сельского  поселения  Молчановского 

муниципального района Томской области решил, в частности, что самообложе-
ние  граждан  может  производиться  в  целях  привлечения  дополнительных 
средств населения для осуществления мероприятий по благоустройству и соци-
ально-культурному развитию Молчановского сельского поселения. 

Уплата  платежей  по  самообложению  производится  всеми  гражданами, 

достигшими  18-летнего  возраста,  местожительство  которых  расположено 
в границах  Молчановского  сельского  поселения,  независимо  от  их  участия 
в собраниях граждан и отношения, выраженного ими при голосовании. 


background image

160 

Платежи  самообложения  вносятся  в  бюджет  Молчановского  сельского 

поселения в срок, установленный собранием граждан. 

Платежи по самообложению, не внесенные в установленный срок, взыс-

киваются  администрацией  Молчановского  сельского  поселения  в  порядке, 
установленном  федеральным  законодательством  для  взыскания  не  внесенных 
в срок налогов и неналоговых платежей. 

Средства самообложения включаются в бюджет Молчановского сельско-

го поселения и расходуются на мероприятия, установленные собранием граж-
дан  в  соответствии  с  примерным  перечнем,  утверждаемым  администрацией. 
Средства самообложения, не использованные в текущем году, остаются на сче-
те  бюджета  Молчановского  сельского  поселения  и  могут  быть  использованы 
в следующем году на те же цели. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В соответствии со ст. 64 Закона № 131-ФЗ муниципальные образования 

вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпус-
ка  муниципальных  ценных  бумаг  в  соответствии  с  Бюджетным  кодексом 
и уставом муниципального образования. Пользуясь этим правом, некоторые ор-
ганы местного самоуправления в настоящее время выпустили свои облигации, 
занимая таким образом нужные им средства у юридических и физических лиц. 
У муниципалитета возникают долговые обязательства муниципального образо-
вания  как  заемщика  или  гаранта  погашения  займов  (кредитов)  другими  заем-
щиками. 

Муниципальная  гарантия  представляет  собой  способ  обеспечения  граж-

данско-правовых  обязательств,  в  силу  которого  муниципальное  образование 
дает  письменное обязательство  отвечать  за  исполнение  получателем  гарантии 
обязательства перед третьими лицами полностью или частично. 

Муниципальные  гарантии  предоставляются  от  имени  муниципального 

образования  финансовым  органом  местной  администрации.  Предоставление 
муниципальных гарантий осуществляется на возмездной основе по результатам 
проведения  конкурса  и  проверки  финансового  состояния  получателя  муници-
пальной гарантии с обязательным оформлением обеспечения исполнения обя-
зательств получателя муниципальной гарантии перед гарантом – муниципаль-
ным  образованием.  Порядок  предоставления  муниципальных  гарантий  утвер-
ждается представительным органом муниципального образования.