Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7925

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

151 

9.2 Муниципальное имущество 

Согласно  ч.  2  ст. 8  Конституции  Российской  Федерации,  «в  Российской 

Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государствен-
ная, муниципальная и иные формы собственности». Это конституционное по-
ложение  позволяет  видеть,  что  муниципальная  собственность  существует  на 
равных основаниях как с частной, так и с государственной и другими формами 
собственности. 

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, поль-

зования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом Российской Фе-
дерации. 

Закон  №  131-ФЗ  использует  два  понятия  –  «муниципальная  собствен-

ность» и «муниципальное имущество». Каково их соотношение? При ответе на 
этот вопрос надо учитывать два существенных фактора. 

Во-первых, исходя из общего понятийного аппарата Гражданского кодек-

са  Российской  Федерации  имущество  –  это  конкретные  виды  материальных 
и духовных объектов, которые могут находиться в той или иной собственности. 
Одни и те же имущественные объекты могут находиться в разных формах соб-
ственности (хотя законодатель может установить нахождение отдельного иму-
щества только в конкретной форме собственности). Исходя из такого подхода 
муниципальное имущество следует считать материальным содержанием муни-
ципальной собственности. 

Во-вторых,  допустима  такая  ситуация,  когда  собственник  какого-либо 

имущества передает его в пользование муниципального образования на посто-
янный или на определенный срок, однако не отказывается от своих прав соб-
ственника. 

Муниципальное образование с согласия собственника может пользовать-

ся переданными объектами точно так же, как и муниципальным имуществом, 
не обладая (по общему правилу), конечно, правом их передачи иным пользова-
телям и изменения формы собственности. Таким образом, на соответствующий 
период  это  имущество  имеет  режим,  во  многом  сходный  с  муниципальным 
имуществом. 

В соответствии с Законом № 131-ФЗ в экономическую основу местного 

самоуправления  включено  лишь  имущество,  находящееся  в  муниципальной 
собственности. И все-таки имущество, переданное иным собственником в поль-
зование  муниципального  образования  (например,  от  государства  вместе  с  от-


background image

152 

дельными  переданными  государственными  полномочиями),  также  может  иг-
рать немаловажную роль в экономических составляющих местного самоуправ-
ления

1

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Закон № 131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной 

собственности входят: 

•  средства  местного  бюджета,  муниципальные  внебюджет-

ные фонды; 

•  имущество органов местного самоуправления; 

•  муниципальные земли, местные природные ресурсы; 

•  муниципальные хозяйствующие субъекты; 

•  муниципальные банки и кредитно-кассовые учреждения; 

•  муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; 

•  муниципальные социально-культурные учреждения; 

•  другое движимое и недвижимое имущество. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Порядок передачи имущества в муниципальную собственность регламен-

тируется законами субъектов Российской Федерации. 

Муниципальная  собственность  –  одно  из  обязательных  условий  суще-

ствования местного самоуправления, но ее отсутствие не является основанием 
для упразднения муниципального образования. 

9.3 Местные бюджеты 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Местный бюджет – это форма образования и расходования 

фонда денежных средств, предназначенных для финансового обес-
печения вопросов местного значения. Местный бюджет составля-
ется на год. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Местный бюджет для деятельности муниципальных органов имеет очень 

большое  значение.  Муниципальные  услуги  в  части  своей предоставляются  на 
возмездной основе (население их непосредственно оплачивает), но значитель-
ную  долю  социальных  благ  члены  территориальных  сообществ  получают  от 

                                                           

1

Муниципальное право России : учебник / отв. ред. С. А. Авакьян. – М., 2009. – С. 269 // СПС 

«КонсультантПлюс». 


background image

153 

органов местного самоуправления бесплатно. Организация дошкольного обра-
зования, отдых детей  в каникулярное время, первичная  медицинская  помощь, 
содержание  и  строительство  местных  автомобильных  дорог,  благоустройство 
и озеленение территории городов и поселков – все это и многое другое требует 
бюджетных  средств.  Иными  словами,  решение  вопросов  непосредственного 
обеспечения жизнедеятельности населения прямым образом зависит от напол-
ненности  местного  бюджета.  Вот  почему  бюджет  заключает  в  себе  главный 
нерв всей деятельности органов местного самоуправления

1

Структура  расходов  местных  бюджетов  показательна  в  том  отношении, 

что многие вопросы местного самоуправления, которые должны решаться ор-
ганами  местного  самоуправления  либо  вовсе  не  финансируются,  либо  финан-
сируются в крайне малых дозах (строительство дорог, например). 

K позитивным моментам обновленного бюджетного планирования отно-

сятся приведение бюджетной системы в соответствие с изменениями террито-
риального  устройства  местного  самоуправления,  усовершенствование  «техно-
логии» пополнения местных бюджетов денежными средствами. Местные бюд-
жеты  определяются  теперь  как  бюджеты  муниципальных  районов,  городских 
округов,  внутригородских  территорий  городов  федерального  значения,  город-
ских и сельских поселений. Введен принцип равенства бюджетных прав муни-
ципальных  образований,  запрещающий  установление  индивидуальных,  не  со-
ответствующих  Бюджетному  кодексу  взаимоотношений  между  органами  вла-
сти разных уровней в бюджетном процессе. 

Главный  упор  сделан  на  четкое  разграничение  расходных  обязательств 

между  местными  и  государственными  –  региональными  и  федеральными  – 
бюджетами. 

Каждое  муниципальное  образование  по  закону  должно  иметь  собствен-

ный  бюджет.  В  качестве  составной  части  бюджетов  поселений  могут  быть 
предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не 
являющихся  поселениями.  Порядок  разработки,  утверждения  и  исполнения 
указанных  смет  определяются  органами  местного  самоуправления  соответ-
ствующих поселений. 

Будучи  относительно  самостоятельным  экономическим  инструментом, 

обеспечивающим  финансовые  потребности  муниципального  образования, 
местный бюджет  входит  составной  частью  в  бюджетную  систему  Российской 
Федерации,  основанную  на  экономических  отношениях  и  государственном 

                                                           

1

Васильев В. И. Указ. соч. – С. 618. 


background image

154 

устройстве Российской Федерации и регулируемую нормами бюджетного права 
совокупность  федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Федерации,  мест-
ных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет-
ная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджет-
ной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между 
уровнями  бюджетной  системы  Российской  Федерации;  самостоятельности 
бюджетов;  равенства  бюджетных  прав  субъектов  Российской  Федерации,  му-
ниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, 
бюджетов  государственных  внебюджетных  фондов;  сбалансированности  бюд-
жета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; обще-
го  (совокупного)  покрытия  расходов  бюджетов;  гласности;  достоверности 
бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Эти принципы 
в значительной части своей применимы и к местным бюджетам. 

Все, что связано с местными бюджетами, в значительной мере регулиру-

ется  Бюджетным  кодексом  Российской  Федерации.  Содержанию  гл.  8  Закона 
№ 131-ФЗ  корреспондируют  многие  положения  Бюджетного  кодекса.  Кроме 
того,  общественные  отношения,  возникающие  в  связи  с  формированием, 
утверждением, исполнением местного бюджета и контролем за его исполнени-
ем,  регулируются  Налоговым  кодексом,  другими  федеральными  законами, 
а также законами субъектов Федерации. Правовое регулирование части вопро-
сов, связанных с местными бюджетами, осуществляется правовыми актами ор-
ганов местного самоуправления. 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации местный 

бюджет в своих основных частях состоит из доходов и расходов. Расходы бюд-
жета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач 
и  функций  местного  самоуправления;  доходы  бюджета  –  это  денежные  сред-
ства,  поступающие  в  безвозмездном  и  безвозвратном  порядке  в  соответствии 
с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного 
самоуправления. 

Расходы местных бюджетов возникают в связи с осуществлением норма-

тивных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местно-
го значения, а также выполнения заключенных муниципальным образованием 
или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным 
вопросам.  Кроме  того,  бюджетные  расходы  возникают  в  связи  с  принятием 
правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органа-
ми местного самоуправления отдельных государственных полномочий. 


background image

155 

Расходы по вопросам местного значения определяются муниципальными 

органами самостоятельно и осуществляются за счет собственных доходов и ис-
точников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. Расходы на 
осуществление  отдельных  государственных  полномочий  исполняются  за  счет 
субвенций  из  регионального  фонда  компенсаций,  предоставляемых  местным 
бюджетам в установленном порядке. 

Органы  местного  самоуправления  самостоятельно  определяют  размеры 

и условия  оплаты  труда  депутатов,  членов  выборных  органов  местного  само-
управления,  осуществляющих  свои  полномочия  на  постоянной  основе,  муни-
ципальных служащих, работников муниципальных учреждений и предприятий, 
устанавливают  муниципальные  социальные  стандарты  и  другие  нормативы 
расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. 

В  муниципальных  образованиях,  уровень  расчетной  бюджетной  обеспе-

ченности  которых,  установленный  законом,  является  основанием  для  предо-
ставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муници-
пального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных орга-
нов местного самоуправления,  выборных  должностных  лиц, осуществляющих 
свои  полномочия  на  постоянной  основе,  муниципальных  служащих,  работни-
ков муниципальных учреждений и предприятий определяется в соответствии с 
предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации. 

Не допускается осуществление расходов местных бюджетов на финанси-

рование  полномочий  федеральных  органов  государственной  власти,  органов 
государственной  власти  субъектов  Федерации,  за  исключением  случаев,  уста-
новленных федеральными законами и законами субъектов Федерации. 

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств 

муниципальных образований. Под реестром расходных обязательств понимает-
ся  свод  (перечень)  нормативных  правовых  актов  и  заключенных  органами 
местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, 
подпунктов,  абзацев  нормативных  правовых  актов,  договоров  и  соглашений), 
предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих вы-
полнению за счет соответствующих местных бюджетов. Главный смысл веде-
ния этих реестров – сочетать расходы местных бюджетов с единой бюджетной 
классификацией  расходов  и  таким  путем  упорядочить  их,  дисциплинировать 
бюджетную работу органов местного самоуправления. 

Согласно  Бюджетному  кодексу  порядок  ведения  реестра  устанавливает 

местная администрация (ч. 5 ст. 87). Этот порядок предусматривает, что реестр