ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7925
Скачиваний: 3
151
9.2 Муниципальное имущество
Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, «в Российской
Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государствен-
ная, муниципальная и иные формы собственности». Это конституционное по-
ложение позволяет видеть, что муниципальная собственность существует на
равных основаниях как с частной, так и с государственной и другими формами
собственности.
Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, поль-
зования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом Российской Фе-
дерации.
Закон № 131-ФЗ использует два понятия – «муниципальная собствен-
ность» и «муниципальное имущество». Каково их соотношение? При ответе на
этот вопрос надо учитывать два существенных фактора.
Во-первых, исходя из общего понятийного аппарата Гражданского кодек-
са Российской Федерации имущество – это конкретные виды материальных
и духовных объектов, которые могут находиться в той или иной собственности.
Одни и те же имущественные объекты могут находиться в разных формах соб-
ственности (хотя законодатель может установить нахождение отдельного иму-
щества только в конкретной форме собственности). Исходя из такого подхода
муниципальное имущество следует считать материальным содержанием муни-
ципальной собственности.
Во-вторых, допустима такая ситуация, когда собственник какого-либо
имущества передает его в пользование муниципального образования на посто-
янный или на определенный срок, однако не отказывается от своих прав соб-
ственника.
Муниципальное образование с согласия собственника может пользовать-
ся переданными объектами точно так же, как и муниципальным имуществом,
не обладая (по общему правилу), конечно, правом их передачи иным пользова-
телям и изменения формы собственности. Таким образом, на соответствующий
период это имущество имеет режим, во многом сходный с муниципальным
имуществом.
В соответствии с Законом № 131-ФЗ в экономическую основу местного
самоуправления включено лишь имущество, находящееся в муниципальной
собственности. И все-таки имущество, переданное иным собственником в поль-
зование муниципального образования (например, от государства вместе с от-
152
дельными переданными государственными полномочиями), также может иг-
рать немаловажную роль в экономических составляющих местного самоуправ-
ления
1
.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Закон № 131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной
собственности входят:
• средства местного бюджета, муниципальные внебюджет-
ные фонды;
• имущество органов местного самоуправления;
• муниципальные земли, местные природные ресурсы;
• муниципальные хозяйствующие субъекты;
• муниципальные банки и кредитно-кассовые учреждения;
• муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
• муниципальные социально-культурные учреждения;
• другое движимое и недвижимое имущество.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность регламен-
тируется законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальная собственность – одно из обязательных условий суще-
ствования местного самоуправления, но ее отсутствие не является основанием
для упразднения муниципального образования.
9.3 Местные бюджеты
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Местный бюджет – это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных для финансового обес-
печения вопросов местного значения. Местный бюджет составля-
ется на год.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Местный бюджет для деятельности муниципальных органов имеет очень
большое значение. Муниципальные услуги в части своей предоставляются на
возмездной основе (население их непосредственно оплачивает), но значитель-
ную долю социальных благ члены территориальных сообществ получают от
1
Муниципальное право России : учебник / отв. ред. С. А. Авакьян. – М., 2009. – С. 269 // СПС
«КонсультантПлюс».
153
органов местного самоуправления бесплатно. Организация дошкольного обра-
зования, отдых детей в каникулярное время, первичная медицинская помощь,
содержание и строительство местных автомобильных дорог, благоустройство
и озеленение территории городов и поселков – все это и многое другое требует
бюджетных средств. Иными словами, решение вопросов непосредственного
обеспечения жизнедеятельности населения прямым образом зависит от напол-
ненности местного бюджета. Вот почему бюджет заключает в себе главный
нерв всей деятельности органов местного самоуправления
1
.
Структура расходов местных бюджетов показательна в том отношении,
что многие вопросы местного самоуправления, которые должны решаться ор-
ганами местного самоуправления либо вовсе не финансируются, либо финан-
сируются в крайне малых дозах (строительство дорог, например).
K позитивным моментам обновленного бюджетного планирования отно-
сятся приведение бюджетной системы в соответствие с изменениями террито-
риального устройства местного самоуправления, усовершенствование «техно-
логии» пополнения местных бюджетов денежными средствами. Местные бюд-
жеты определяются теперь как бюджеты муниципальных районов, городских
округов, внутригородских территорий городов федерального значения, город-
ских и сельских поселений. Введен принцип равенства бюджетных прав муни-
ципальных образований, запрещающий установление индивидуальных, не со-
ответствующих Бюджетному кодексу взаимоотношений между органами вла-
сти разных уровней в бюджетном процессе.
Главный упор сделан на четкое разграничение расходных обязательств
между местными и государственными – региональными и федеральными –
бюджетами.
Каждое муниципальное образование по закону должно иметь собствен-
ный бюджет. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть
предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не
являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения
указанных смет определяются органами местного самоуправления соответ-
ствующих поселений.
Будучи относительно самостоятельным экономическим инструментом,
обеспечивающим финансовые потребности муниципального образования,
местный бюджет входит составной частью в бюджетную систему Российской
Федерации, основанную на экономических отношениях и государственном
1
Васильев В. И. Указ. соч. – С. 618.
154
устройстве Российской Федерации и регулируемую нормами бюджетного права
совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, мест-
ных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет-
ная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджет-
ной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности
бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, му-
ниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюд-
жета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; обще-
го (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности
бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. Эти принципы
в значительной части своей применимы и к местным бюджетам.
Все, что связано с местными бюджетами, в значительной мере регулиру-
ется Бюджетным кодексом Российской Федерации. Содержанию гл. 8 Закона
№ 131-ФЗ корреспондируют многие положения Бюджетного кодекса. Кроме
того, общественные отношения, возникающие в связи с формированием,
утверждением, исполнением местного бюджета и контролем за его исполнени-
ем, регулируются Налоговым кодексом, другими федеральными законами,
а также законами субъектов Федерации. Правовое регулирование части вопро-
сов, связанных с местными бюджетами, осуществляется правовыми актами ор-
ганов местного самоуправления.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации местный
бюджет в своих основных частях состоит из доходов и расходов. Расходы бюд-
жета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач
и функций местного самоуправления; доходы бюджета – это денежные сред-
ства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного
самоуправления.
Расходы местных бюджетов возникают в связи с осуществлением норма-
тивных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местно-
го значения, а также выполнения заключенных муниципальным образованием
или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным
вопросам. Кроме того, бюджетные расходы возникают в связи с принятием
правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органа-
ми местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
155
Расходы по вопросам местного значения определяются муниципальными
органами самостоятельно и осуществляются за счет собственных доходов и ис-
точников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. Расходы на
осуществление отдельных государственных полномочий исполняются за счет
субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным
бюджетам в установленном порядке.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры
и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного само-
управления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муни-
ципальных служащих, работников муниципальных учреждений и предприятий,
устанавливают муниципальные социальные стандарты и другие нормативы
расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспе-
ченности которых, установленный законом, является основанием для предо-
ставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муници-
пального образования, размер оплаты труда депутатов, членов выборных орга-
нов местного самоуправления, выборных должностных лиц, осуществляющих
свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работни-
ков муниципальных учреждений и предприятий определяется в соответствии с
предельными нормативами, установленными законом субъекта Федерации.
Не допускается осуществление расходов местных бюджетов на финанси-
рование полномочий федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, уста-
новленных федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств
муниципальных образований. Под реестром расходных обязательств понимает-
ся свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами
местного самоуправления договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов,
подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений),
предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих вы-
полнению за счет соответствующих местных бюджетов. Главный смысл веде-
ния этих реестров – сочетать расходы местных бюджетов с единой бюджетной
классификацией расходов и таким путем упорядочить их, дисциплинировать
бюджетную работу органов местного самоуправления.
Согласно Бюджетному кодексу порядок ведения реестра устанавливает
местная администрация (ч. 5 ст. 87). Этот порядок предусматривает, что реестр