ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7927
Скачиваний: 3
146
• осуществляет на территории муниципального образования меры по
обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправ-
ления, местного референдума соблюдения единого порядка распреде-
ления эфирного времени и печатной площади между зарегистриро-
ванными кандидатами, избирательными объединениями для проведе-
ния предвыборной агитации, между инициативной группой по прове-
дению референдума и иными группами участников референдума для
проведения агитации по вопросам референдума;
• осуществляет на территории муниципального образования меры по
обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправ-
ления, местного референдума соблюдения единого порядка установ-
ления итогов голосования, определения результатов выборов, рефе-
рендумов;
• осуществляет на территории муниципального образования меры по
обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправ-
ления, местного референдума соблюдения единого порядка опублико-
вания итогов голосования и результатов выборов, референдумов;
• осуществляет на территории муниципального образования меры по
организации финансирования, подготовки и проведения выборов в ор-
ганы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет
выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Россий-
ской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки
и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного
референдума, контролирует целевое использование указанных
средств;
• оказывает правовую, методическую, организационно-техническую
помощь нижестоящим комиссиям;
• заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопро-
сам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы мест-
ного самоуправления, местного референдума;
• рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездей-
ствие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муници-
пального района – также жалобы (заявления) на решения и действия
(бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по
указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
147
• осуществляет иные полномочия в соответствии федеральными зако-
нами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Феде-
рации, уставом муниципального образования.
8.4 Статус депутата, члена выборного органа местного
самоуправления, выборного должностного лица местного
самоуправления
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному
должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для бес-
препятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, че-
сти и достоинства.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного само-
управления, выборного должностного лица местного самоуправления не может
быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изме-
нен в течение текущего срока полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления
начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы вы-
борного органа местного самоуправления нового состава.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления
начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступ-
ления в должность вновь избранного должностного лица.
Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа
местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного само-
управления в соответствии с уставом муниципального образования могут осу-
ществлять свои полномочия на постоянной основе.
Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъ-
ектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва
населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, вы-
борного должностного лица местного самоуправления.
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, вы-
борного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связан-
ные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Россий-
ской Федерации, федеральным законом, законами субъектов Российской Феде-
рации.
148
Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные
должностные лица местного самоуправления на территории муниципального
образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на
месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы,
арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора
субъекта Российской Федерации.
Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осу-
ществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должност-
ным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пре-
быванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Россий-
ской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 8
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Охарактеризуйте правовой статус главы муниципального образова-
ния.
2. Назовите основные полномочия главы муниципального образования.
3. Назовите задачи и функции исполнительно-распорядительных орга-
нов местного самоуправления.
4. Какими полномочиями наделяется контрольный орган местного само-
управления?
5. В чем особенность правового статуса избирательной комиссии муни-
ципального образования?
149
9 Финансово-экономическая основа
местного самоуправления
Понятие экономической основы местного самоуправления. Муниципаль-
ное имущество. Местные бюджеты.
9.1 Понятие экономической основы местного самоуправления
Формирование и использование муниципальной собственности, местные
бюджеты, местные финансы, имущественные права муниципальных образова-
ний являются экономической основой муниципального образования.
Самостоятельность органов самоуправления должна опираться на эконо-
мическую основу в виде земли и природных ресурсов, муниципальных пред-
приятий, иных объектов местного хозяйства, создающих источники местных
доходов. Вместе с тем реформирование системы местного самоуправления на
принципах самоорганизации, самообеспечения предполагает активную работу
по расширению финансирования муниципальной экономики, поиску новых ис-
точников финансовой поддержки экономических программ муниципальных
образований.
Наличие собственной экономической основы дает возможность муници-
пальным образованиям эффективно использовать принадлежащее им имуще-
ство. Муниципальный бюджет должен служить укреплению экономической са-
мостоятельности муниципального образования, активизации его хозяйственной
деятельности, позволяет развивать инфраструктуру на подведомственной тер-
ритории, выявлять и использовать резервы финансовых ресурсов. А категория
имущественных прав муниципальных образований, включенная в понятие эко-
номической основы местного самоуправления Законом № 131-ФЗ, предполага-
ет их участие в хозяйственном обороте, выпуск ценных бумаг, привлечение
объектов государственной и иных форм собственности для решения задач
местного самоуправления.
Решение о порядке формирования муниципальной собственности прини-
мается на федеральном уровне, а передачу этой собственности осуществляют
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъ-
ектов Российской Федерации.
150
Основным документом, по которому произошло деление собственности
на государственную и муниципальную, было Постановление Верховного Сове-
та Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную соб-
ственность, государственную собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную соб-
ственность»
1
.
Далее формируются более стабильные правовые основы регулирования
экономической деятельности в Российской Федерации в целом и применитель-
но к местному самоуправлению. В этом плане особо надо выделить Граждан-
ский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г.
«О приватизации государственного и муниципального имущества» (действует
в ред. от 03 июля 2016 г.)
2
. На уровне субъектов Российской Федерации появи-
лись акты о формировании, управлении и распоряжении муниципальной соб-
ственностью, о поддержке предпринимательства. Важное значение имело при-
нятие Налогового кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Рос-
сийской Федерации, а непосредственно для местного самоуправления – Феде-
рального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного само-
управления в Российской Федерации» и Федерального закона 1997 г. «О фи-
нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (утра-
тил силу)
3
. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» учитывает опыт предше-
ствующего регулирования и создает правовую основу совершенствования эко-
номической основы местного самоуправления в современных условиях.
1
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1
(в ред. от 24 декабря 1993 г.) «О разграничении государственной собственности в Россий-
ской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Ведомости Съезда
народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1992. – № 3. – Ст. 89.
2
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) «О привати-
зации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Рос-
сийской Федерации. – 2002. – № 4. – Ст. 251.
3
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2004 г.) «О фи-
нансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законо-
дательства Российской Федерации. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.