Файл: Налоговое право РФ. Особенная часть - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6343

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Введение

3) налоговые платежи являются источником формирования государственного

бюджета;

4) соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг

напрямую зависит от налогов;

5) налоговая политика является одной из важнейших составляющих в дея-

тельности предпринимателей, от которой зависят также их инвестицион-
ные капиталовложения.

С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю-

чая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль пред-
приятия, осуществляется развитие наукоемких производств и ликвидация убы-
точных. Воздействуя на структуру экономики при помощи механизма налогово-
го регулирования, государство ускоряет процесс накопления капитала в наибо-
лее перспективных направлениях общественного развития, определяющих научно-
технический прогресс. Благодаря налоговым поступлениям можно обеспечить ста-
билизацию финансовой системы государства и регионов, проводить антимоно-
польную политику и решать социальные проблемы через налоговые льготы и ра-
зумные ставки.

Одним из элементов структуры налоговой системы в широком смысле ее по-

нимания является совокупность (система) налогов и сборов, взимаемых в установ-
ленном порядке на территории Российской Федерации

1

. Налоговое законодатель-

ство Российской Федерации основано на принципе единства финансовой политики
государства, отражающегося, в частности, в установлении закрытого перечня на-
логов, действующих на всей территории страны.

Налоговое право как отрасль права представляет собой систему последователь-

но расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных внутренним
единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого ре-
гулирования. Нормы налогового права группируются в две части — Общую и Осо-
бенную.

Особенная часть налогового права, соответственно, представляет собой со-

вокупность правовых норм части второй Налогового Кодекса РФ, иных законов
и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налого-
обложения конкретными видами налогов. Вторая часть НК РФ содержит в себе
разделы о федеральных налогах, специальных налоговых режимах, региональных
налогах и сборах и местных налогах.

Не предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, регио-

нальные или местные налоги и сборы устанавливаться не могут. Налоговым ко-
дексом регулируются специальные налоговые режимы, которые могут предусмат-
ривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, регио-
нальных и местных налогов и сборов. Знание специальных налоговых режимов
позволяет физическим и юридическим лицам минимизировать свои издержки, так
как они позволяют законным способом сократить количество взимаемых налого-
вых платежей.

Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные измене-

ния. В 2013 г. основная масса поправок была ориентирована на стимулирова-

1

Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. С. 275.


background image

Соглашения, принятые в книге

7

ние развития малого предпринимательства и сельскохозяйственного производства.
В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы
и введен новый — патентная система налогообложения.

Однако несмотря на то, что вносимые изменения в налоговое законодатель-

ство в большинстве случаев объективная необходимость, это также несёт за собой
и отрицательные моменты. Так, подобные вносимые изменения усложняют про-
изводственное планирование и развитие предприятий и, частично, делают непред-
сказуемым инвестирование.

Тем не менее государство может действительно реально взимать налоги через

присущие им функции (в первую очередь фискальную и стимулирующую), толь-
ко если в обществе сформирована соответствующая атмосфера уважения к нало-
гу, основанная на понимании его экономической необходимости для государства
и установленных правил его взимания.

Соглашения, принятые в книге

Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-

граммы и специальное выделение важной информации.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этот блок означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этот блок означает внимание. Здесь выделена важная информа-
ция, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться
с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этот блок означает пример. В данном блоке автор может привести практиче-

ский пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в теорети-
ческом материале.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


background image

Глава 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

В соответствии со ст. 13 НК РФ

1

к федеральным налогам относятся:

ˆ налог на добавленную стоимость;
ˆ акцизы;
ˆ налог на доходы физических лиц;
ˆ налог на прибыль организаций;
ˆ налог на добычу полезных ископаемых;
ˆ водный налог.

1.1 Налог на добавленную стоимость

Впервые в России налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в 1992 го-

ду Законом «О налоге на добавленную стоимость» и представлял собой «форму
изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях
процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их
реализации»

2

. С 2001 года НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ

3

.

НДС в соответствии со ст. 13 НК РФ является федеральным налогом, в силу

ст. 50 Бюджетного кодекса РФ

4

100% поступает в федеральный бюджет.

1

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 : федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998

№146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №31. Ст. 3824.

2

О налоге на добавленную стоимость : закон Рос. Федерации от 06.12.1991 №1992-1 // Ведомо-

сти СНД и ВС РСФСР. 1991. №52. Ст. 1871.

3

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 : федер. закон Рос. Федерации от 05.08.2000

№117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. №32. Ст. 3340.

4

Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 N 145-

ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №31. Ст. 3823.


background image

1.1 Налог на добавленную стоимость

9

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Добавленная стоимость — это часть стоимости товаров, ра-
бот и услуг, которая прирастает (добавляется) на любой стадии
производства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции и за-

тратами, которые предприятие понесло для производства данной продукции (на-
пример, затраты на закупку материалов и полуфабрикатов).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом,
сумма которого исчисляется как процентная доля добавленной
стоимости, формирующейся на каждой стадии производства
и реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных
прав.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

НДС определяется как разница между суммой налога, рассчитанной за реа-

лизацию вновь созданной продукции, и суммой налога, фактически уплаченной
поставщиком товаров (работ, услуг).

В связи с тем, что сумма НДС включается в стоимость продукции, фактиче-

ским плательщиком НДС является конечный потребитель товаров (работ, услуг).

Юридическими плательщиками, перечисляющими налог в бюджет, являются

(п. 1 ст. 143 НК РФ):

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стои-

мость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Тамо-
женного союза.

Не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 143 НК РФ):

ˆ организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских

и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

ˆ организации, являющиеся официальными вещательными компаниями

Международного Олимпийского Комитета (МОК), в отношении операций
по производству и распространению продукции средств массовой инфор-
мации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовеща-
ния, включая цифровые и иные каналы связи).

Освобождаются от уплаты НДС:

ˆ организации и индивидуальные предприниматели, если у них за три пред-

шествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в сово-
купности два миллиона рублей, за исключением организаций и индиви-
дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение
трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также


background image

10

Глава 1. Федеральные налоги и сборы

осуществляющих операции по ввозу товаров на территорию Российской
Федерации (ст. 145 НК РФ);

ˆ организации, получившие статус участника проекта «Сколково» в соответ-

ствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

1

в течение десяти лет,

за исключением организаций-участников проекта, осуществляющие опера-
ции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации (ст. 145.1 НК РФ).

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогопла-

тельщика, должны представить соответствующее письменное уведомление и до-
кументы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по
месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица
используют право на освобождение.

Объектами налогообложения являются операции, совершаемые на территории

Российской Федерации (ст. 146 НК РФ):

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,

а также передача имущественных прав (как на возмездной, так и на без-
возмездной основе);

2) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных

нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении на-
лога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории,

находящиеся под ее юрисдикцией.

В Налоговом кодексе закреплён перечень операций, которые не облагаются НДС:

ˆ операции, не признаваемые объектом налогообложения (п. 2. ст. 146): пе-

редача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, сана-
ториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммуналь-
ного назначения; выполнение работ (оказание услуг) казенными учрежде-
ниями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках госу-
дарственного (муниципального) задания; передача на безвозмездной осно-
ве объектов основных средств органам государственной власти и местного
самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждени-
ям, унитарным предприятиям; передача имущественных прав организации
ее правопреемнику (правопреемникам) и т. д.;

ˆ операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149): оказание медицин-

ских услуг, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по
уходу за больными, услуги по перевозке пассажиров пассажирским транс-
портом, ритуальные услуги и т. д.;

ˆ ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий на-

логообложению (ст. 150): товаров (за исключением подакцизных), ввози-
мых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федера-
ции; валюты Российской Федерации и иностранной валюты и т. д.

1

Об инновационном центре «Сколково» : федер. Закон Рос. Федерации от 28.09.2010 №244-

ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №40. Ст. 4970.