ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6343
Скачиваний: 9
6
Введение
3) налоговые платежи являются источником формирования государственного
бюджета;
4) соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг
напрямую зависит от налогов;
5) налоговая политика является одной из важнейших составляющих в дея-
тельности предпринимателей, от которой зависят также их инвестицион-
ные капиталовложения.
С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю-
чая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль пред-
приятия, осуществляется развитие наукоемких производств и ликвидация убы-
точных. Воздействуя на структуру экономики при помощи механизма налогово-
го регулирования, государство ускоряет процесс накопления капитала в наибо-
лее перспективных направлениях общественного развития, определяющих научно-
технический прогресс. Благодаря налоговым поступлениям можно обеспечить ста-
билизацию финансовой системы государства и регионов, проводить антимоно-
польную политику и решать социальные проблемы через налоговые льготы и ра-
зумные ставки.
Одним из элементов структуры налоговой системы в широком смысле ее по-
нимания является совокупность (система) налогов и сборов, взимаемых в установ-
ленном порядке на территории Российской Федерации
1
. Налоговое законодатель-
ство Российской Федерации основано на принципе единства финансовой политики
государства, отражающегося, в частности, в установлении закрытого перечня на-
логов, действующих на всей территории страны.
Налоговое право как отрасль права представляет собой систему последователь-
но расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных внутренним
единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого ре-
гулирования. Нормы налогового права группируются в две части — Общую и Осо-
бенную.
Особенная часть налогового права, соответственно, представляет собой со-
вокупность правовых норм части второй Налогового Кодекса РФ, иных законов
и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налого-
обложения конкретными видами налогов. Вторая часть НК РФ содержит в себе
разделы о федеральных налогах, специальных налоговых режимах, региональных
налогах и сборах и местных налогах.
Не предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, регио-
нальные или местные налоги и сборы устанавливаться не могут. Налоговым ко-
дексом регулируются специальные налоговые режимы, которые могут предусмат-
ривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, регио-
нальных и местных налогов и сборов. Знание специальных налоговых режимов
позволяет физическим и юридическим лицам минимизировать свои издержки, так
как они позволяют законным способом сократить количество взимаемых налого-
вых платежей.
Ежегодно налоговое законодательство претерпевает многочисленные измене-
ния. В 2013 г. основная масса поправок была ориентирована на стимулирова-
1
Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. С. 275.
Соглашения, принятые в книге
7
ние развития малого предпринимательства и сельскохозяйственного производства.
В связи с этим усовершенствованы действующие специальные налоговые режимы
и введен новый — патентная система налогообложения.
Однако несмотря на то, что вносимые изменения в налоговое законодатель-
ство в большинстве случаев объективная необходимость, это также несёт за собой
и отрицательные моменты. Так, подобные вносимые изменения усложняют про-
изводственное планирование и развитие предприятий и, частично, делают непред-
сказуемым инвестирование.
Тем не менее государство может действительно реально взимать налоги через
присущие им функции (в первую очередь фискальную и стимулирующую), толь-
ко если в обществе сформирована соответствующая атмосфера уважения к нало-
гу, основанная на понимании его экономической необходимости для государства
и установленных правил его взимания.
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-
граммы и специальное выделение важной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает внимание. Здесь выделена важная информа-
ция, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться
с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает пример. В данном блоке автор может привести практиче-
ский пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в теорети-
ческом материале.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
В соответствии со ст. 13 НК РФ
1
к федеральным налогам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог.
1.1 Налог на добавленную стоимость
Впервые в России налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в 1992 го-
ду Законом «О налоге на добавленную стоимость» и представлял собой «форму
изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях
процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их
реализации»
2
. С 2001 года НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ
3
.
НДС в соответствии со ст. 13 НК РФ является федеральным налогом, в силу
ст. 50 Бюджетного кодекса РФ
4
100% поступает в федеральный бюджет.
1
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 : федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998
№146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №31. Ст. 3824.
2
О налоге на добавленную стоимость : закон Рос. Федерации от 06.12.1991 №1992-1 // Ведомо-
сти СНД и ВС РСФСР. 1991. №52. Ст. 1871.
3
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 : федер. закон Рос. Федерации от 05.08.2000
№117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. №32. Ст. 3340.
4
Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 N 145-
ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. №31. Ст. 3823.
1.1 Налог на добавленную стоимость
9
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Добавленная стоимость — это часть стоимости товаров, ра-
бот и услуг, которая прирастает (добавляется) на любой стадии
производства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции и за-
тратами, которые предприятие понесло для производства данной продукции (на-
пример, затраты на закупку материалов и полуфабрикатов).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом,
сумма которого исчисляется как процентная доля добавленной
стоимости, формирующейся на каждой стадии производства
и реализации товаров (работ, услуг), а также имущественных
прав.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
НДС определяется как разница между суммой налога, рассчитанной за реа-
лизацию вновь созданной продукции, и суммой налога, фактически уплаченной
поставщиком товаров (работ, услуг).
В связи с тем, что сумма НДС включается в стоимость продукции, фактиче-
ским плательщиком НДС является конечный потребитель товаров (работ, услуг).
Юридическими плательщиками, перечисляющими налог в бюджет, являются
(п. 1 ст. 143 НК РФ):
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стои-
мость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Тамо-
женного союза.
Не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 143 НК РФ):
организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских
и Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
организации, являющиеся официальными вещательными компаниями
Международного Олимпийского Комитета (МОК), в отношении операций
по производству и распространению продукции средств массовой инфор-
мации (в том числе по осуществлению официального теле- и радиовеща-
ния, включая цифровые и иные каналы связи).
Освобождаются от уплаты НДС:
организации и индивидуальные предприниматели, если у них за три пред-
шествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в сово-
купности два миллиона рублей, за исключением организаций и индиви-
дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение
трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также
10
Глава 1. Федеральные налоги и сборы
осуществляющих операции по ввозу товаров на территорию Российской
Федерации (ст. 145 НК РФ);
организации, получившие статус участника проекта «Сколково» в соответ-
ствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
1
в течение десяти лет,
за исключением организаций-участников проекта, осуществляющие опера-
ции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации (ст. 145.1 НК РФ).
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогопла-
тельщика, должны представить соответствующее письменное уведомление и до-
кументы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по
месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица
используют право на освобождение.
Объектами налогообложения являются операции, совершаемые на территории
Российской Федерации (ст. 146 НК РФ):
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,
а также передача имущественных прав (как на возмездной, так и на без-
возмездной основе);
2) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных
нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении на-
лога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории,
находящиеся под ее юрисдикцией.
В Налоговом кодексе закреплён перечень операций, которые не облагаются НДС:
операции, не признаваемые объектом налогообложения (п. 2. ст. 146): пе-
редача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, сана-
ториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммуналь-
ного назначения; выполнение работ (оказание услуг) казенными учрежде-
ниями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках госу-
дарственного (муниципального) задания; передача на безвозмездной осно-
ве объектов основных средств органам государственной власти и местного
самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждени-
ям, унитарным предприятиям; передача имущественных прав организации
ее правопреемнику (правопреемникам) и т. д.;
операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149): оказание медицин-
ских услуг, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по
уходу за больными, услуги по перевозке пассажиров пассажирским транс-
портом, ритуальные услуги и т. д.;
ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий на-
логообложению (ст. 150): товаров (за исключением подакцизных), ввози-
мых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федера-
ции; валюты Российской Федерации и иностранной валюты и т. д.
1
Об инновационном центре «Сколково» : федер. Закон Рос. Федерации от 28.09.2010 №244-
ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №40. Ст. 4970.