Файл: Патентное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9254

Скачиваний: 115

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

Лекция 5. Права на средства индивидуализации

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Поскольку географические наименования не создаются, а лишь
используются участниками гражданского оборота, право на их ис-
пользование не может быть монопольным.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Исключительное право использования НМПТ в отношении того же наимено-

вания может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же геогра-
фического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.

Распоряжение исключительным правом на НМПТ не допускается. Это обу-

словлено назначением данного средства индивидуализации: характеризовать товар
не со стороны производителя, а географически.

5.3.1 Государственная регистрация наименования места
происхождения товаров

Исключительное право производителей на использование НМПТ действует

только при условии его государственной регистрации. Наименование места проис-
хождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими граждана-
ми либо юридическими лицами. Регистрация осуществляется Роспатентом.

5.3.2 Знак охраны наименования места происхождения
товаров

Для оповещения об охране наименования места происхождения товара может

использоваться специальный знак охраны. Он указывает на то, что применяемое
обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистриро-
ванным в Российской Федерации, и представляет собой словесное обозначение
в полном либо сокращенном вариантах:

• «зарегистрированное наименование места происхождения товара»,

• «зарегистрированное НМПТ».

5.3.3 Ответственность за незаконное использование
наименования места происхождения товаров

Лица, не имеющие свидетельства об исключительном праве на НМТП, не впра-

ве использовать зарегистрированное наименование. Обратите внимание: этот за-
прет распространяется и на те ситуации, когда товары действительно производятся
в данной географической точке.

Не допускается также использование зарегистрированного НМПТ:

• в переводе;

• в сочетании с такими словами, как «род», «тип», «имитация» и тому по-

добными;


background image

5.4 Право на коммерческое обозначение

57

• использование сходного обозначения для любых товаров, способного вве-

сти потребителей в заблуждение относительно места происхождения и осо-
бых свойств товара.

Во всех перечисленных случаях товары с таким обозначением считаются кон-

трафактными.

О мерах ответственности за незаконное использование НМПТ см. лекцию 7.

5.3.4 Срок и прекращение правовой охраны наименования
места происхождения товара

Предельного срока правовой охраны НМПТ не установлено — наименование

места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования
возможности производить товар, особые свойства которого исключительно или
главным образом определяются характерными для соответствующего географиче-
ского объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Прекращение правовой охраны НМПТ возможно в случаях, предусмотренных

п. 1 ст. 1536 ГК РФ, в частности в случае исчезновения характерных для данного
географического объекта условий и невозможности производить товар, обладаю-
щий особыми свойствами, которые указаны в Государственном реестре наимено-
ваний в отношении данного наименования места происхождения товара.

Вместе с тем свидетельство об исключительном праве на НМПТ действует

в течение определенного срока: десяти лет со дня подачи заявки на наименование
места происхождения товара в Роспатент (ст. 1531 ГК РФ). Этот срок может быть
продлен по заявлению обладателя.

5.4 Право на коммерческое обозначение

Установление правил о коммерческих обозначениях — новелла четвертой части

ГК РФ. Коммерческое обозначение имеет направленность, близкую к фирменному
наименованию, но по правовой природе отлично от него. Коммерческое обозначе-
ние используется для индивидуализации предприятия, понимаемого в соответствии
со ст. 132 ГК РФ как имущественный комплекс, используемый для осуществления
предпринимательской деятельности

1

.

Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для инди-

видуализации одного или нескольких предприятий. Количество коммерческих обо-
значений, используемых одним лицом, не ограничено. Но при наличии нескольких
коммерческих обозначений, они должны использоваться только для разных пред-
приятий правообладателя. А для индивидуализации одного предприятия не могут
одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

В отличие от фирменных наименований коммерческие обозначения не под-

лежат обязательному включению в учредительные документы и единый госу-
дарственный реестр юридических лиц. Это не препятствует указанию, например

1

Юрга В. Коммерческое обозначение: проблемы правового регулирования // Хозяйство и право.

2010. №9. С. 42–49.


background image

58

Лекция 5. Права на средства индивидуализации

в уставе ООО, на наличие определенного коммерческого обозначения, индивидуа-
лизирующего его предприятие.

Коммерческое обозначение, в соответствии со ст. 1538 ГК РФ, могут исполь-

зовать:

• коммерческие организации;

• некоммерческие организации, в случаях законного ведения предпринима-

тельской деятельности;

• индивидуальные предприниматели.

Условия предоставления правовой охраны коммерческому обозначению:

• оно обладает достаточными различительными признаками;

• его употребление правообладателем для индивидуализации своего пред-

приятия является известным в пределах определенной территории.

Исключительное право на коммерческое обозначение по своему содержанию

близко к исключительным правам на другие средства индивидуализации. В целом
оно сводится к тому, что правообладатель вправе использовать коммерческое обо-
значение в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия
любым не противоречащим закону способом.

5.4.1 Передача исключительного права на коммерческое
обозначение

Исключительное право на коммерческое обозначение (в отличие от права на

фирменное наименование) может перейти к другому лицу. Однако такой переход
возможен только в составе предприятия, для индивидуализации которого коммер-
ческое обозначение используется. Например, название магазина передаётся вместе
с магазином по договору о купле-продаже данного торгового предприятия.

Переход исключительного права на коммерческое обозначение может быть связан:

• с универсальным правопреемством (когда вся совокупность имущества од-

ного лица переходит к другому лицу, например при присоединении одного
юридического лица к другому);

• договором (например, договорами коммерческой концессии или аренды

предприятия);

• иными основаниями.

По договору невозможно передать право на коммерческое обозначение частич-

но. Передача этого права другому лицу означает невозможность его использования
ни правообладателем, ни третьими лицами. И даже если коммерческое обозначение
использовалось правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий,
то после передачи другому лицу исключительного права на коммерческое обозна-
чение в составе одного из предприятий, правообладатель не вправе использовать
это обозначение для индивидуализации остальных своих предприятий.

Статья 1540 ГК РФ определяет территориальные и временные границы дей-

ствия исключительного права на коммерческое обозначение. Это право действует
на территории нашего государства при условии использования для индивидуали-
зации предприятия, находящегося на территории России.


background image

Контрольные вопросы по лекции 5

59

Начало действия права на коммерческое обозначение связано с приобретением

его юридически значимых признаков: различительной способности и известно-
сти в пределах данной территории. Установлено единственное условие сохранения
этого права во времени — оно должно осуществляться. Исключительное право на
коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его
непрерывно в течение года.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 5

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Перечислите средства индивидуализации, приравненные к результатам ин-

теллектуальной деятельности.

2) Что такое фирменное наименование?

3) Какие требования предъявляются к фирменным наименованиям юридиче-

ских лиц?

4) Что такое товарный знак?

5) Какие виды товарных знаков вы знаете?

6) Какие требования предъявляются к товарным знакам?

7) Что такое знак обслуживания?

8) Требуется ли государственная регистрация знака обслуживания?

9) Что представляет собой наименование места происхождения товаров?

10) При каких условиях наименованию места происхождения товара предо-

ставляется правовая охрана?

11) Что такое коммерческое обозначение?

12) Назовите условия предоставления правовой охраны коммерческому обо-

значению.


background image

Лекция 6

ОФОРМЛЕНИЕ ПАТЕНТНЫХ ПРАВ

1) Понятие и виды охранных документов

2) Содержание и объем прав, основанных на охранном документе

3) Заявка на получение патента

4) Дата приоритета

5) Экспертизы по заявке на получение патента

6) Выдача патента

7) Прекращение и восстановление действия патента

8) Патентные пошлины

6.1 Понятие и виды охранных документов

Охранные документы, то есть документы, официально удостоверяющие па-

тентные права, в зависимости от объектов таких прав, могут быть следующими:

• патент;

• свидетельство;

• авторское свидетельство.

Наименование «патентное право» происходит от слова «патент», которым обо-

значается выдаваемый специализированным государственным органом документ,
который удостоверяет:

1) приоритет изобретения, полезной модели, промышленного образца или се-

лекционного достижения (то есть его первенство перед иными аналогич-
ными решениями, что необходимо именно в силу «повторимости» объектов
патентных прав);