ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9249
Скачиваний: 115
5.2 Право на товарный знак и знак обслуживания
51
По количеству субъектов, использующих товарный знак, товарные знаки под-
разделяются:
• на индивидуальные;
• коллективные.
Коллективный товарный знак может быть зарегистрирован по заявлению пра-
вомерно созданного объединения лиц. В соответствии со ст. 1510 ГК РФ коллек-
тивным знаком может пользоваться каждое лицо, входящее в соответствующее
объединение.
Предусмотрены некоторые особенности правовой охраны общеизвестных то-
варных знаков (ст. 1508 ГК РФ). Товарный знак, который интенсивно использовался
и потому стал широко известным в России среди соответствующих потребителей
в отношении товаров заявителя, может быть признан общеизвестным. Решение
об этом принимается федеральным органом исполнительной власти по интеллек-
туальной собственности по заявлению лица, использующего этот товарный знак.
Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Правовая
охрана общеизвестного товарного знака может распространяться на неоднородные
товары.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример 5.8
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Примером общеизвестного (на международном уровне) товарного знака может
служить знак «McDonald’s».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Средством различения услуг, а также и работ выступает знак обслуживания.
Знак обслуживания представляет собой обозначение, служащее для индивидуали-
зации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринима-
телями работ или оказываемых ими услуг. Знак обслуживания, в отличие от товар-
ного знака, размещается не на товаре (который при оказании услуг и выполнении
работ может вообще отсутствовать), а в рекламе, на бланках и т. д.
Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридиче-
ское лицо или индивидуальный предприниматель.
Товарный знак (так же как и знак обслуживания) является объектом исключи-
тельного права, которое удостоверяется свидетельством на товарный знак. Свиде-
тельство на товарный знак удостоверяет, кроме того, приоритет товарного знака,
что важно при решении споров, связанных с использованием идентичных (или
чаще — похожих до степени смешения) товарных знаков.
Приоритет устанавливается, как правило, по дате поступления в Роспатент
заявки. Исключения из этого правила предусмотрены для случаев установления
конвенционного и выставочного приоритета (подробнее см. лекцию 6).
Условием выдачи свидетельства на товарный знак и соответственно, услови-
ем предоставления товарному знаку правовой охраны является осуществляемая
Роспатентом государственная регистрация товарного знака. Зарегистрированный
товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков.
52
Лекция 5. Права на средства индивидуализации
Регистрация товарного знака носит публичный характер.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С заявкой на товарный знак вправе ознакомиться любое лицо, про-
явившее к этому интерес (доказывать наличие интереса в данном
случае не нужно).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственно-
сти (Роспатент) может отказать заявителю в выдаче свидетельства на товарный
знак. Такой отказ должен быть обоснованным и возможен в случаях нарушения
требований, предъявляемых к товарным знакам:
1) в регистрации товарного знака должно быть отказано, если он не обладает
различительной способностью, то есть тождественен или имеет сходство
до степени смешения:
• с ранее зарегистрированным товарным знаком другого лица;
• с фирменным наименованием или коммерческим обозначением (и да-
же отдельными элементами таких наименований или обозначений);
• с наименованиями мест происхождения товаров;
• с наименованием зарегистрированного селекционного достижения;
2) товарный знак не может быть зарегистрирован, если он состоит только из
следующих элементов:
• вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров опре-
деленного вида (например, товарным знаком для обуви не может быть
слово «сапожок»);
• являющихся общепринятыми символами и терминами;
• характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, каче-
ство, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время,
место и способ их производства или сбыта;
• представляющих собой форму товаров, которая определяется исклю-
чительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
Такие элементы могут быть включены в товарный знак, но только при
условии, что они не являются основной его частью;
3) без согласия компетентного органа соответствующего государства не до-
пускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обо-
значений, состоящих из государственных гербов, флагов и других государ-
ственных символов и знаков, наград, знаков отличия и т. п.;
4) не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков
обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, способ-
ные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его из-
готовителя; а также элементы, противоречащие общественным интересам,
принципам гуманности и морали;
5.2 Право на товарный знак и знак обслуживания
53
5) товарными знаками не могут стать обозначения, тождественные или сход-
ные до степени смешения с официальными наименованиями и изображе-
ниями особо ценных объектов культурного наследия (данное ограничение
может быть снято согласием собственника на регистрацию таких обозна-
чений в качестве товарных знаков);
6) не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения,
тождественные другим объектам интеллектуальной собственности:
• названию известного в России произведения науки, литературы или
искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведе-
нию искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя;
• имени или псевдониму, портрету или факсимиле известного в России
лица, без согласия этого лица или его наследника;
• промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, пра-
ва на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого то-
варного знака.
Дополнительные ограничения, нарушение которых влечёт отказ в регистрации
товарного знака, устанавливаются для отдельных видов товаров, например для вин.
Правообладатель вправе использовать знак охраны, который помещается рядом
с товарным знаком — ®. Знак охраны состоит из латинской буквы «R» или латин-
ской буквы «R» в окружности либо словесного обозначения «товарный знак» или
«зарегистрированный товарный знак». Этот знак служит для оповещения об ис-
ключительном праве на товарный знак и указывает на то, что применяемое обозна-
чение является охраняемым товарным знаком. То же значение имеет используемый
в некоторых зарубежных странах знак «ТМ», Trademark (торговая марка, торговый
знак, товарная марка) — то же, что и товарный знак, т. е. обозначение, способное
отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров
других юридических или физических лиц. Знак «ТМ» может означать и то, что
права в отношении товарного знака оформляются (а значит, нарушать их также не
следует).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В отличие от права на фирменное наименование исключительное
право на товарный знак действует не бессрочно, оно устанавлива-
ется на десять лет и впоследствии может быть продлено.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Однако исключительное право на товарный знак может прекратиться и до-
срочно, что предусмотрено ст. 1486 ГК РФ. Если товарный знак не используется
правообладателем в течение трёх лет непрерывно (неважно, использовался ли он
ранее) — право на него прекращается по заявлению заинтересованного лица. Важ-
но, что это должно быть именно заинтересованное лицо, а не любое, и свою
заинтересованность заявитель должен доказать. Практика пока не однозначна, но
представляется, что заинтересованным лицом может быть, в частности, произво-
дитель товара того же класса, желающий использовать похожий товарный знак
(доказательством заинтересованности может служить отказ Роспатента в регистра-
ции товарного знака по причине сходства или совпадения с зарегистрированным,
но не используемым товарным знаком).
54
Лекция 5. Права на средства индивидуализации
Предоставление товарному знаку правовой охраны может быть оспорено. Пере-
чень оснований для такого действия и сроки оспаривания предусмотрены ст. 1512
ГК РФ. Так, если товарный знак не обладает различительной способностью, то
решение о его регистрации может быть оспорено в течение всего срока действия
исключительных прав на этот товарный знак. А если товарный знак сходен с то-
варным знаком другого лица в отношении однородного товара (имеющим более
ранний приоритет) — в течение пяти лет со дня публикации сведений о государ-
ственной регистрации товарного знака.
Если федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной соб-
ственности признает заявление обоснованным, то примет решение о признании
недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (в ином слу-
чае решение будет — об отказе в таком признании). И в первом, и во втором случае
решение может быть оспорено в суде.
Предоставление обозначению правовой охраны в качестве товарного знака мо-
жет быть признано недействительным полностью или частично (в отношении опре-
деленных классов товаров). В случае признания предоставления правовой охраны
товарному знаку полностью недействительным свидетельство на товарный знак
и запись в Государственном реестре товарных знаков аннулируются.
Правообладатель может и сам отказаться от права на товарный знак. Кроме
того, целый ряд оснований прекращения правовой охраны товарного знака преду-
смотрен ст. 1514 ГК РФ.
5.3 Право на наименование места происхождения
товара
Место происхождения товара — не просто географическое понятие. С ним (ме-
стом) может быть связано качество товаров, какие-то особые их свойства, и в этом
случае обозначение места происхождения оказывается средством индивидуализа-
ции товара. Специфика этого средства индивидуализации обусловлена тем, что
в одной и той же географической зоне могут производиться товары различных
изготовителей и, вместе с тем, далеко не во всех случаях место производства (про-
исхождения) товара имеет какое-либо влияние на его потребительские или иные
свойства.
В соответствии со ст. 1516 ГК РФ наименованием места происхождения то-
вара является:
а) обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование:
• страны,
• городского или сельского поселения,
• местности или другого географического объекта;
б) а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее из-
вестным в результате его использования в отношении товара, особые свой-
ства которого определяются характерными для данного географического
объекта факторами.
5.3 Право на наименование места происхождения товара
55
Наименование географического объекта может быть современным или истори-
ческим, официальным или неофициальным, полным или сокращенным. В данном
случае это юридически безразлично — во всех случаях правовое значение такого
наименования одинаково.
Условиями предоставления правовой охраны наименованию места происхож-
дения товаров (далее — НМПТ ) являются:
1) наличие у товара особых свойств, повышающих его конкурентоспособ-
ность на рынке однородных товаров;
2) обусловленность этих свойств исключительно или главным образом прису-
щими данному географическому объекту природными или людскими фак-
торами (или теми и другими факторами одновременно);
3) необщеупотребительность обозначения, содержащего название данного объекта;
4) регистрация географического объекта в Патентном ведомстве (или в соот-
ветствующем ведомстве иностранного государства согласно с международ-
ными конвенциями).
Главное для предоставления правовой охраны — наличие особых свойств това-
ра, которые могут быть обусловлены:
• природными условиями (климатом, наличием определенных веществ в поч-
ве или атмосфере, растительностью и т. д.);
• человеческим фактором (в частности, сложившимися традициями произ-
водства товаров определенного вида, наличием квалифицированных кадров).
Даже в тех случаях, когда свойства товара определяются не только характер-
ными для данного географического объекта природными условиями или людски-
ми факторами, но также и другими факторами (имеющими однако существенно
меньшее значение) — наименованию места происхождения товара правовая охрана
может быть предоставлена.
Вместе с тем, если наименование географического объекта вошло в Российской
Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида,
не связанное с местом его производства, соответствующее обозначение юридиче-
ски не может быть признано наименованием места происхождения товара.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В настоящее время в России зарегистрировано около 50 на-
именований мест происхождения товара — «вологодское масло»,
«гжель», «хохлома», «вологодские кружева», «павловопосадские
платки» и др. Для сравнения: в Европе насчитывается около 830 на-
именований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правообладателю (или правообладателям, если их несколько) принадлежит ис-
ключительное право использования наименования места происхождения товара
любым не противоречащим закону способом. В частности, способами использова-
ния этого наименования являются его размещение на товарах, этикетках, упаковках
товаров, на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных
с введением товаров в гражданский оборот, и т. д.