ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9241
Скачиваний: 115
Контрольные вопросы по лекции 4
41
достижение любое лицо вправе в судебном пордке требовать предоставле-
ния простой лицензии на использование этого селекционного достижения?
8) Что такое секрет производства?
9) Требуется ли регистрация секретов производства?
10) Каковы правила возложения ответственности за нарушение прав на секрет
производства?
Лекция 5
ПРАВА НА СРЕДСТВА
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
И ПРЕДПРИЯТИЙ
1) Право на фирменное наименование юридического лица
2) Право на товарный знак и знак обслуживания
3) Право на наименование места происхождения товаров
4) Право на коммерческое обозначение
5.1 Право на фирменное наименование
юридического лица
К результатам интеллектуальной деятельности приравнены указанные в ГК РФ
средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий.
Такими средствами индивидуализации являются:
• фирменные наименования;
• коммерческие обозначения;
• товарные знаки;
• знаки обслуживания;
• наименования мест происхождения товара.
Средства индивидуализации, направленные на отличение одного товара от дру-
гого, одного производителя от других, похожих на него, используются всё более
широко, их значимость становится всё более очевидной на всех уровнях. В по-
вседневной жизни это связано в основном с потреблением — важно, какой (и чьего
5.1 Право на фирменное наименование юридического лица
43
производства) товар приобрести, важно, кто именно окажет услугу. В предприни-
мательской сфере это связано и с приобретением (например, сырья, от которого
будет зависеть дальнейший производственный цикл и последующая реализация
продукции), и в ещё большей степени — с продвижением собственных товаров,
работ или услуг.
Приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства инди-
видуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий традиционно
относят к объектам промышленной собственности. Относятся они, таким образом,
и к объектам патентного права.
Отличению юридического лица от других лиц, в первую очередь, служит его
фирменное наименование.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Фирменное наименование может быть определено как словесное
обозначение, индивидуализирующее юридическое лицо как участ-
ника гражданского оборота.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Правила о фирменных наименованиях с принятием части четвертой ГК РФ
претерпели значительные изменения, и сейчас фирменное наименование юриди-
ческих лиц, не соответствующее действующим нормам, должно быть приведено
в соответствие с новыми правилами (при первом же после 1 января 2008 года
изменении учредительных документов юридического лица).
Коммерческие организации обязаны иметь фирменное наименование (ст. 54
ГК РФ), некоммерческие — вправе. Юридическое лицо, являющееся коммерческой
организацией, выступает в гражданском обороте только под своим фирменным
наименованием.
Фирменное наименование определяется в учредительных документах и вклю-
чается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной
регистрации юридического лица.
Важнейшей новеллой гражданского законодательства является то, что распо-
ряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем
его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменно-
го наименования) не допускается. Иными словами, с момента введения в действие
четвёртой части ГК РФ право на фирменное наименование становится неотчужда-
емым. В связи с этим были внесены изменения и в другие части ГК РФ, самые се-
рьёзные из которых затрагивают регулирование договора коммерческой концессии
(по этим договорам ранее могло передаваться право на фирменное наименование).
Требования, предъявляемые к фирменному наименованию
Фирменное наименование должно быть:
• истинным (т. е. не должно содержать не соответствующих действительно-
сти сведений);
• оригинальным, т. е. отличающимся от фирменных наименований других
юридических лиц (не допускается не только полное совпадение, но и очень
большая схожесть фирменных наименований — до степени смешения);
44
Лекция 5. Права на средства индивидуализации
• неизменным, установленным на весь период деятельности соответствую-
щей организации (тем не менее возможность в будущем изменить наимено-
вание не исключается, как не исключена возможность человека сменить имя).
Фирменное наименование должно содержать две обязательные составляющие:
1) указание на организационно-правовую форму юридического лица;
2) собственно наименование юридического лица.
Для первой составляющей важно соответствие той организационно-правовой
форме, которая указана в уставе или учредительном договоре данной организа-
ции, и, разумеется, дословное соответствие формулировке ГК РФ. Например, если
в уставе организационно-правовая форма названа «открытое акционерное обще-
ство», то и в фирменное наименование должна быть включена именно эта форму-
лировка.
Для второй обязательной составляющей фирменного наименования установле-
но одно ограничение — она не может состоять только из слов, обозначающих род
деятельности. Это ограничение как раз и имеет целью обеспечить различимость
коммерческих организаций на рынке товаров, работ и услуг.
Кроме указанных обязательных составляющих, в фирменное наименование мо-
гут включаться и другие элементы. Что может, а что не может быть включено
в фирменное наименование, показано в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Допустимые и недопустимые элементы
фирменного наименования юридического лица
В фирменное наименование
юридического лица могут
входить дополнительные
элементы, а именно:
В фирменное наименование
юридического лица не могут
включаться следующие
элементы и обозначения:
сокращенное фирменное
наименование на русском языке
полные или сокращенные официаль-
ные наименования иностранных го-
сударств, а также слова, производные
от таких наименований
∗
полное и (или) сокращенное фирменное
наименование на языках народов Рос-
сийской Федерации и (или) иностран-
ных языках
полные или сокращенные официаль-
ные наименования органов государ-
ственной власти и органов местного
самоуправления
∗
фирменное наименование
юридического лица на русском языке
может содержать иноязычные
заимствования в русской транскрипции
(за исключением терминов и аббревиатур,
отражающих организационно-правовую
форму юридического лица)
полные или сокращенные наименова-
ния международных и межправитель-
ственных организаций
полные или сокращенные наименова-
ния общественных объединений
обозначения, противоречащие обще-
ственным интересам, а также прин-
ципам гуманности и морали
∗
наименование «Российская Федерация» могут использоваться государственны-
ми унитарными предприятиями — без ограничений, а также иными российскими
юридическими лицами при наличии официального разрешения.
5.1 Право на фирменное наименование юридического лица
45
Для фирменных наименований юридических лиц некоторых организационно-
правовых форм предусмотрена обязательность дополнительных составляющих.
Например:
• для полных товариществ такой составляющей является указание имён всех
участников (либо одного из них с добавлением слов «и компания»);
• в фирменном наименовании коммандитного товарищества должны быть
указаны имена полных товарищей (остальные участники при этом могут
не упоминаться);
• фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать ука-
зание на собственника имущества, а если унитарное предприятие основа-
но на праве оперативного управления, то в его фирменном наименовании
должно содержаться указание на то, что это предприятие является казенным.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право на фирменное наиме-
нование — с момента государственной регистрации. Прекращается это право в мо-
мент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра
юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением
его фирменного наименования.
Исключительное право на фирменное наименование в соответствии со ст. 1474
ГК РФ представляет собой исключительное право использования своего фирмен-
ного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоре-
чащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках,
в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упа-
ковках.
Статьей 1476 ГК РФ установлено соотношение прав на фирменное наименова-
ние с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслужи-
вания:
1) в составе коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслужи-
вания могут использоваться (правообладателем) фирменное наименование
или отдельные его элементы;
2) являясь составной частью других средств индивидуализации, фирменное
наименование охраняется как самостоятельное средство индивидуализации
юридического лица.
Кроме того, п. 6 ст. 1252 ГК РФ говорит о соотношении прав на те же объекты,
но принадлежащих разным лицам: преимущество имеет тот правообладатель, чьё
право возникло раньше.