ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10515
Скачиваний: 7
Лекция 2. Форма государства
31
Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят сле-
дующим образом:
отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;
отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных
органов государства;
отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, фор-
мирование ее институтов через закрытые каналы;
сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха,
диктатора), нескольких лиц или одного органа;
жесткие командно-административные, а иногда и террористические мето-
ды осуществления государственной власти, произвол, насилие;
отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных (как
правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций;
политический монизм — господство одной идеологии (религиозной или псев-
донаучной), возведенной в ранг государственной;
отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свобод-
ного выражения интересов.
Основные характеристики демократического политического режима:
наличие гарантированных прав и свобод граждан;
нормальное функционирование представительных учреждений, народ — един-
ственный источник государственной власти;
контроль населения за принятием политических решений;
разделение властей, всей полнотой власти в государстве не обладает ни
один орган;
ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоня-
ющегося поведения граждан, деятельность правоохранительных органов
основана прежде всего на строгой законности;
свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообраз-
ных общественных организаций;
политический плюрализм — свободное выражение интересов всех социаль-
ных групп общества (а его показатели — деятельность различных полити-
ческих партий и общественных организаций);
наличие гражданского общества.
В рамках демократического политического режима выделяют либеральный,
или либерально-демократический, который был характерен для западных госу-
дарств в XIX в., а в настоящее время существует во многих развивающихся стра-
нах. При таком режиме провозглашены права и свободы граждан, однако они прак-
тически не гарантированы вследствие недостаточного экономического развития
и низкого культурного уровня большинства населения.
32
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по лекции 2
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Что такое форма правления?
2) Какова сущность и виды монархий?
3) Какие виды республик вы знаете?
4) Какова форма правления в России?
5) Какие формы государственного устройства вам известны?
6) Какова форма государственного устройства в России?
7) Что такое конфедерация, каковы ее черты?
8) Какие виды политического режима вам известны?
9) Какой политический режим установился в современной России?
Лекция 3
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА
1) Происхождение права
2) Понятие и признаки права
3) Понятие и система функций права
3.1 Происхождение права
Право как особая система правовых норм и связанных с ними правовых от-
ношений возникает в силу тех же причин и условий, что и государство, и эти
процессы протекают параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи
правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие законо-
мерности.
Экономические и социальные процессы требуют определенной упорядоченно-
сти деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении ма-
териальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении
обществом. Такая урегулированность достигается с помощью социальных норм.
В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, имевших синкре-
тический характер и слитых с религиозными и нравственными требованиями. Со-
циальное расслоение общества привело к тому, что родовые обычаи, опиравшиеся
на кровнородственный принцип, уже не могли играть роль универсального регу-
лятора общественных отношений. Экономические условия раннеземледельческого
общества требовали новых, общеобязательных норм, установленных и охраняемых
государством.
Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый как
жречеством, так и государством. Коренной задачей нового регулирования было
34
РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права
создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потреб-
ностям производящего хозяйства. В глубокой древности наиболее сложившейся
идеологической силой выступала религия. Поэтому становление нового порядка во
многом основывалось на религиозном единстве. Религиозные ритуалы поддержи-
вались первыми государствами и постепенно получали правовое значение. Таким
образом, начинается выделение права как особого регулятора из мононорм.
Поддержка религией и государством обычаев привела к созданию одного из
важнейших источников права — правового обычая и обычного права. В них еще со-
хранялись остатки обычаев родового строя, но все большее значение приобретали
нормы, закрепляющие неравенство членов общины, привилегии одних, принижен-
ное положение других. Правовые обычаи содействовали и укреплению верховной
власти, утверждали ее божественное происхождение, устанавливали санкции за
бунт, покушение на правителей и чиновников.
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие,
прежде всего, интересы привилегированных слоев общества. Они содействовали
разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нор-
мы, которые содействовали новым порядкам. Это привело к созданию правовых
норм судами, т. е. возникновению прецедентного права, которое понимается как
превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.
Становление государственности требовало все более прочного закрепления
правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепле-
ние в первых законах верховной власти. Древнейшие памятники права закрепляли
имущественное неравенство, привилегии богатых, ограничение прав низших сло-
ев общества. Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной
власти, иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи. Нормы о наказаниях
были ориентированы на защиту собственности, личности знати, ее неприкосно-
венности. Политические права прямо соизмерялись с принадлежностью к высшей
касте. Охрана публичного интереса включала преследование таких преступлений,
как бунт, неуплата долга, отказ от повинностей, разбой, кража, т. е. таких деяний,
которых не было и не могло быть в первобытном обществе. В судебном процессе
средства доказательства вины приспосабливались к интересам богатых и знати.
Однако роль права нельзя сводить только к закреплению социального нера-
венства. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения
порядок общественных отношений, условия владения, пользования и распоряже-
ния собственностью, обмена товарами, порядок заключения брака, наследования,
обеспечивали единство государственной власти. Право позволяло разрешать споры
между сельскими общинами и отдельными лицами, принадлежавшими к разным
племенам.
Государственное объединение племен способствовало и правовой защите их
внешнеполитических интересов. Вырабатывались дипломатические церемониалы,
нормы, определяющие порядок заключения межгосударственных союзов, установ-
ления таможенных правил и т. д., т. е. постепенно возникают зачатки международ-
ного права.
Лекция 3. Понятие и функции права
35
3.2 Понятие и признаки права
В современной юридической науке под правом понимается система общеобяза-
тельных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством,
выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают го-
сударственным регулятором общественных отношений.
Наряду с правом в обществе действуют другие социальные нормы: мораль,
обычаи, традиции и т. д. Однако право, выступая общеобязательным государствен-
ным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных со-
циальных норм.
Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязатель-
ную для всех членов общества. Другие нормы, как правило, распространяются на
отдельные социальные группы.
Во-вторых, право устанавливается или санкционируется государством: иные
социальные нормы либо возникают спонтанно и существуют в виде убеждений
людей, общественного мнения, либо вырабатываются организациями.
В-третьих, право обеспечивается и защищается государством, а все иные нор-
мы могут лишь поддерживаться государством, если они не противоречат праву.
В-четвертых, нормы права выражены в официальной форме. Они обладают
наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязан-
ностей. Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающу-
юся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными норма-
ми. Иные нормы закрепляют общие принципы или эталоны поведения и не обра-
зуют единой системы, менее детализированы.
Таким образом, наиболее очевидным отличительным свойством права являет-
ся его тесная связь с государством. Государство устанавливает в обществе единый
порядок путем издания общеобязательных норм и через свои органы обеспечивает
их исполнение и охрану от нарушений. Применение, реализация правовых норм
в случае необходимости обеспечивается государственным принуждением. Для это-
го существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений,
судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. д. Связь права с госу-
дарством выражается также и в системе воспитания населения в духе уважения
к законам, в различных государственных поощрениях.
3.3 Понятие и система функций права
В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики
социальной роли государства и права. Однако почти вековой опыт активного ис-
следования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет конста-
тировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочис-
ленные точки зрения по этому вопросу, то, в конечном счете, под функцией права
понимается либо социальное назначение права, либо направления правового воз-
действия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.
Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления
его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчер-
пывают понятия функции права. Если под функцией права понимать только его