Файл: Правоведение - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10515

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Лекция 2. Форма государства

31

Основные характеристики авторитарного политического режима выглядят сле-

дующим образом:

ˆ отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;
ˆ отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представительных

органов государства;

ˆ отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, фор-

мирование ее институтов через закрытые каналы;

ˆ сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха,

диктатора), нескольких лиц или одного органа;

ˆ жесткие командно-административные, а иногда и террористические мето-

ды осуществления государственной власти, произвол, насилие;

ˆ отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных (как

правило, оппозиционных) политических партий и общественных организаций;

ˆ политический монизм — господство одной идеологии (религиозной или псев-

донаучной), возведенной в ранг государственной;

ˆ отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы свобод-

ного выражения интересов.

Основные характеристики демократического политического режима:

ˆ наличие гарантированных прав и свобод граждан;
ˆ нормальное функционирование представительных учреждений, народ — един-

ственный источник государственной власти;

ˆ контроль населения за принятием политических решений;
ˆ разделение властей, всей полнотой власти в государстве не обладает ни

один орган;

ˆ ограничение государственного насилия преимущественно сферой отклоня-

ющегося поведения граждан, деятельность правоохранительных органов
основана прежде всего на строгой законности;

ˆ свободная деятельность оппозиционных политических партий, разнообраз-

ных общественных организаций;

ˆ политический плюрализм — свободное выражение интересов всех социаль-

ных групп общества (а его показатели — деятельность различных полити-
ческих партий и общественных организаций);

ˆ наличие гражданского общества.

В рамках демократического политического режима выделяют либеральный,

или либерально-демократический, который был характерен для западных госу-
дарств в XIX в., а в настоящее время существует во многих развивающихся стра-
нах. При таком режиме провозглашены права и свободы граждан, однако они прак-
тически не гарантированы вследствие недостаточного экономического развития
и низкого культурного уровня большинства населения.


background image

32

РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по лекции 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Что такое форма правления?

2) Какова сущность и виды монархий?

3) Какие виды республик вы знаете?

4) Какова форма правления в России?

5) Какие формы государственного устройства вам известны?

6) Какова форма государственного устройства в России?

7) Что такое конфедерация, каковы ее черты?

8) Какие виды политического режима вам известны?

9) Какой политический режим установился в современной России?


background image

Лекция 3

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА

1) Происхождение права

2) Понятие и признаки права

3) Понятие и система функций права

3.1 Происхождение права

Право как особая система правовых норм и связанных с ними правовых от-

ношений возникает в силу тех же причин и условий, что и государство, и эти
процессы протекают параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи
правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие законо-
мерности.

Экономические и социальные процессы требуют определенной упорядоченно-

сти деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении ма-
териальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении
обществом. Такая урегулированность достигается с помощью социальных норм.

В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, имевших синкре-

тический характер и слитых с религиозными и нравственными требованиями. Со-
циальное расслоение общества привело к тому, что родовые обычаи, опиравшиеся
на кровнородственный принцип, уже не могли играть роль универсального регу-
лятора общественных отношений. Экономические условия раннеземледельческого
общества требовали новых, общеобязательных норм, установленных и охраняемых
государством.

Исторически первой формой права был правовой обычай, поддерживаемый как

жречеством, так и государством. Коренной задачей нового регулирования было


background image

34

РАЗДЕЛ I. Основы теории государства и права

создание общего порядка отношений между людьми, соответствующего потреб-
ностям производящего хозяйства. В глубокой древности наиболее сложившейся
идеологической силой выступала религия. Поэтому становление нового порядка во
многом основывалось на религиозном единстве. Религиозные ритуалы поддержи-
вались первыми государствами и постепенно получали правовое значение. Таким
образом, начинается выделение права как особого регулятора из мононорм.

Поддержка религией и государством обычаев привела к созданию одного из

важнейших источников права — правового обычая и обычного права. В них еще со-
хранялись остатки обычаев родового строя, но все большее значение приобретали
нормы, закрепляющие неравенство членов общины, привилегии одних, принижен-
ное положение других. Правовые обычаи содействовали и укреплению верховной
власти, утверждали ее божественное происхождение, устанавливали санкции за
бунт, покушение на правителей и чиновников.

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы, защищавшие,

прежде всего, интересы привилегированных слоев общества. Они содействовали
разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нор-
мы, которые содействовали новым порядкам. Это привело к созданию правовых
норм судами, т. е. возникновению прецедентного права, которое понимается как
превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.

Становление государственности требовало все более прочного закрепления

правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепле-
ние в первых законах верховной власти. Древнейшие памятники права закрепляли
имущественное неравенство, привилегии богатых, ограничение прав низших сло-
ев общества. Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной
власти, иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи. Нормы о наказаниях
были ориентированы на защиту собственности, личности знати, ее неприкосно-
венности. Политические права прямо соизмерялись с принадлежностью к высшей
касте. Охрана публичного интереса включала преследование таких преступлений,
как бунт, неуплата долга, отказ от повинностей, разбой, кража, т. е. таких деяний,
которых не было и не могло быть в первобытном обществе. В судебном процессе
средства доказательства вины приспосабливались к интересам богатых и знати.

Однако роль права нельзя сводить только к закреплению социального нера-

венства. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения
порядок общественных отношений, условия владения, пользования и распоряже-
ния собственностью, обмена товарами, порядок заключения брака, наследования,
обеспечивали единство государственной власти. Право позволяло разрешать споры
между сельскими общинами и отдельными лицами, принадлежавшими к разным
племенам.

Государственное объединение племен способствовало и правовой защите их

внешнеполитических интересов. Вырабатывались дипломатические церемониалы,
нормы, определяющие порядок заключения межгосударственных союзов, установ-
ления таможенных правил и т. д., т. е. постепенно возникают зачатки международ-
ного права.


background image

Лекция 3. Понятие и функции права

35

3.2 Понятие и признаки права

В современной юридической науке под правом понимается система общеобяза-

тельных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством,
выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают го-
сударственным регулятором общественных отношений.

Наряду с правом в обществе действуют другие социальные нормы: мораль,

обычаи, традиции и т. д. Однако право, выступая общеобязательным государствен-
ным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных со-
циальных норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязатель-

ную для всех членов общества. Другие нормы, как правило, распространяются на
отдельные социальные группы.

Во-вторых, право устанавливается или санкционируется государством: иные

социальные нормы либо возникают спонтанно и существуют в виде убеждений
людей, общественного мнения, либо вырабатываются организациями.

В-третьих, право обеспечивается и защищается государством, а все иные нор-

мы могут лишь поддерживаться государством, если они не противоречат праву.

В-четвертых, нормы права выражены в официальной форме. Они обладают

наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязан-
ностей. Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающу-
юся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными норма-
ми. Иные нормы закрепляют общие принципы или эталоны поведения и не обра-
зуют единой системы, менее детализированы.

Таким образом, наиболее очевидным отличительным свойством права являет-

ся его тесная связь с государством. Государство устанавливает в обществе единый
порядок путем издания общеобязательных норм и через свои органы обеспечивает
их исполнение и охрану от нарушений. Применение, реализация правовых норм
в случае необходимости обеспечивается государственным принуждением. Для это-
го существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений,
судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. д. Связь права с госу-
дарством выражается также и в системе воспитания населения в духе уважения
к законам, в различных государственных поощрениях.

3.3 Понятие и система функций права

В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики

социальной роли государства и права. Однако почти вековой опыт активного ис-
следования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет конста-
тировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочис-
ленные точки зрения по этому вопросу, то, в конечном счете, под функцией права
понимается либо социальное назначение права, либо направления правового воз-
действия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления

его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчер-
пывают понятия функции права. Если под функцией права понимать только его