Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8512
Скачиваний: 10
46
Таблица 2.1 – Перечень наукоградов России
Название
муниципального
образования
Наименование
субъекта Российской
Федерации
Дата
присвоения
статуса
Срок
присвоения
статуса
Бийск
Алтайский край
21.11.2005
5 лет
29.03.2011
5 лет
Дубна
Московская область
20.12.2001
до 31.12.2025
Жуковский
Московская область
29.01.2007
5 лет
19.11.2012
5 лет
Кольцово
Новосибирская область
17.01.2003
до 31.12.2025
Королёв
Московская область
12.04.2001
до 31.12.2025
Мичуринск
Тамбовская область
04.11.2003
до 31.12.2027
Обнинск
Калужская область
06.05.2000
до 31.12.2024
Петергоф
Санкт-Петербург
23.07.2005
5 лет
Протвино
Московская область
18.08.2008
5 лет
01.08.2014
5 лет
Пущино
Московская область
27.10.2005
5 лет
29.03.2011
5 лет
Реутов
Московская область
29.12.2003
до 31.12.2027
Троицк
Москва
29.01.2007
5 лет
07.09.2012
5 лет
Фрязино
Московская область
29.12.2003
до 31.12.2027
Черноголовка
Московская область
18.08.2008
5 лет
30.06.2014
5 лет
Одним из инструментов инновационного развития является создание ин-
новационных территориальных центров.
Один из таковых создан в соответствии с распоряжением Правительства
РФ от 14.01.2015 № 22-р «О Концепции создания в Томской области инноваци-
онного территориального центра «ИНО Томск»
1
.
Цель создания в Томской области Центра образования, исследований и
разработок состояла в создании мощного инновационного объединения на
1
О Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО
Томск» : Распоряжение Правительства РФ от 14.01.2015 № 22-р // СПС «Консультант-
Плюс». – 2016.
47
имеющейся образовательной, научно-исследовательской и производственной
базе организаций в Томской области с дополнением необходимыми элементами
инновационной, транспортной и социальной инфраструктуры, формирующей
уникальную предпринимательскую среду (взаимодействие институтов иннова-
ционной направленности) для достижения инновационного и технологического
лидерства.
Концепция создания инновационного территориального центра «ИНО
Томск» предполагает развитие ранее не задействованных в полной мере факто-
ров повышения конкурентоспособности экономики и получение в результате
системного эффекта от скоординированного развития следующих перспектив-
ных городских территорий Центра:
• индустриальный парк;
• кластеры;
• научно-образовательный парк;
• внедренческий парк;
• медицинский парк;
• перспективные жилые районы;
• спортивный парк;
• историко-культурный парк.
Основной результат реализации концепции – повышение масштабов ис-
пользования и применения технологических инноваций в отраслях промыш-
ленности Томской области, развитие инновационных кластеров, которые вне-
сут существенный вклад в экономику региона и повысят его привлекательность
для высококвалифицированных специалистов и инвесторов.
Реализация концепции обеспечит достижение следующих результатов
1
:
• конкурентоспособная промышленность высоких переделов;
• существенный вклад инновационного сектора в валовый региональ-
ный продукт Томской области;
• сеть интегрированных городских территорий («парков») – «точек ро-
ста» томской агломерации, существенно повышенная транспортная
доступность агломерации, промышленных площадок, объектов инно-
вационных кластеров;
1
О Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО
Томск» : Распоряжение Правительства РФ от 14.01.2015 № 22-р // СПС «Консультант-
Плюс». – 2016.
48
• прогрессивная структура занятости, связь между спросом промыш-
ленности на навыки, компетенции и предложениями со стороны науч-
но-образовательного парка;
• комплекс передовых разработок, внедренных в промышленность и
экономику Томской области, и система управления научными резуль-
татами в интересах развития региона;
• передовая наука и образование, конкурентоспособный и устойчиво
развивающийся сектор исследований и разработок, объединяющий
востребованные инновационными кластерами и промышленностью
научно-технологические направления;
• новая технологическая база для долгосрочного экономического роста
и модернизации промышленности;
• эффективные механизмы гражданского общества и развития социаль-
ного предпринимательства;
• сформированная основа для развития г. Томска как города, в котором
достигается высокий уровень применения технологических и соци-
альных улучшений, повышающих комфортность города для жизни и
работы;
• эффективные управленческие модели, стандарты проектного управле-
ния в социально-экономической сфере, механизмы общественного
участия в процессе выработки и реализации управленческих решений,
высокий уровень развития государственно-частного партнерства, бла-
гоприятные условия для ведения бизнеса и инвестиций.
В качестве основных инструментов реализации государственной полити-
ки инновационного развития на региональном уровне принимаются следующие
меры
1
:
• регулярная разработка и реализация программ развития конкуренции
субъектов Российской Федерации;
• финансовая поддержка организаций малого и среднего бизнеса в це-
лях активизации инновационной деятельности, в т. ч. для оплаты при-
кладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых
исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции,
выхода на внешние рынки, для субсидирования процентных ставок по
1
Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1 (дата об-
ращения: 27.02.2017).
49
кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса.
Наращивание доли расходов таких программ, направляемых на под-
держку инновационного малого бизнеса до 40–50% в течение следу-
ющих трех лет;
• предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и
развитию объектов инновационной инфраструктуры, в т. ч. бизнес-
инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновацион-
но-технологические центры, центры коллективного пользования обо-
рудованием, центры прототипирования и дизайна, региональные
венчурные фонды, технологические музеи, ориентированные на мо-
лодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию;
• поддержка и развитие инфраструктуры широкополосного доступа и
ликвидация цифрового неравенства;
• стимулирование создания дистанционных образовательных программ
различного уровня сложности и культурно-познавательного контента,
в том числе предназначенного для лиц с ограниченными физическими
возможностями;
• развитие возможностей для совместной удаленной работы, основан-
ной на использовании современных информационно-коммуника-
ционных технологий;
• обеспечение условий для получения гражданами и организациями
государственных услуг, в том числе на региональном уровне, в элек-
тронном виде;
• стимулирование производства инновационной продукции в рамках
закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;
• реализация программ инновационного развития государственных и
муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,
государственных и муниципальных унитарных предприятий;
• реализация программ и проектов инновационного развития наукогра-
дов Российской Федерации и территорий с высокой концентрацией
научно-технического и инновационного потенциала;
• предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на
имущество организаций;
50
• поддержка образовательных программ системы основного и дополни-
тельного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенци-
ала инновационной деятельности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение
прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в
сфере высоких технологий;
• содействие формированию культуры инноваций в обществе и повы-
шению престижа инновационной деятельности.
В части развития государственной политики в глобальной инновационной
системе следует отметить следующее. Необходимым условием создания и раз-
вития инновационных компаний в России является устранение ограничений,
препятствующих выходу российской высокотехнологической продукции на
внешние рынки, активному участию российских компаний в мировой конку-
ренции, в том числе внедрении инноваций и высоких технологий, создании вы-
сокотехнологичной продукции. Россия будет взаимодействовать и на уровне
бизнес-проектов, и через межправительственные инициативы с ключевыми с
точки зрения технологического сотрудничества странами. Основными страна-
ми-партнерами при этом станут США, Германия, Франция, Финляндия, Италия,
Япония, Великобритания, Республика Корея, Китай, Бразилия, Индия, Израиль,
Нидерланды
1
.
Ключевыми направлениями развития международного сотрудничества в
сфере инноваций являются
2
: поддержка выхода российских высокотехнологич-
ных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внеш-
ней торговле высокотехнологичной продукцией; создание в России высокотех-
нологичных производств и исследовательских центров международных компа-
ний при привлечении прямых иностранных инвестиций; активизация междуна-
родного научно-технического сотрудничества.
Схематично направления государственной политики в области междуна-
родного сотрудничества в сфере инноваций представлены на рисунке 2.2.
1
Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1 (дата об-
ращения: 27.02.2017).
2
Там же.